Развитие компетенций учащихся на уроках русского языка. (Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи учащихся на уроках русского языка.

Гуманизация образования теснейшим образом связана с изменением отношения школьников к учению. «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха», - писал В.А.Сухомлинский.

Мы, учителя русского языка, тратим огромные силы для того, чтобы сделать своих учеников грамотными, и неизбежно переходим на «натаскивание» и «долбежку», на бесконечное закрепление: правильно найти орфограмму, расставить знаки препинания, подчеркнуть, выделить, обозначить…В итоге - скучные лица, безразличие, а часто нелюбовь к языку и, как следствие, безграмотность, беспомощность в оформлении мысли.

По утверждению психолога Л.С.Выготского, нормой детского развития является творчество. Поэтому нужно подумать, какой же путь реализации задачи развития речи учащихся избрать?

Во-первых, изучая те или иные языковые единицы, необходимо показать их речевые возможности. Во-вторых, необходимо учить учащихся пользоваться яркими языковыми средствами в речи. В-третьих, речетворчество предполагает систематическую работу со словом и обязательную опору на художественный текст, способный вызвать особые эмоциональные переживания.

Кроме того, использование классических текстов дает учащимся те образцы речи, то многообразие способов выражения состояния человека, без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами его выразительности.

Начиная работу с пятиклассниками, главную задачу вижу в том, чтобы помочь младшим подросткам скорее адаптироваться в новых условиях средней школы, не погасить, а обострить интерес к предмету, пробудить желание «и я могу». Чтобы родилось вдохновение, желание, ребенок должен испытать чувство радости, удивления. Не создав необходимой атмосферы на уроке, учитель не может рассчитывать на успехи учащихся.

Общеизвестно, что любимое чтение детей этого возраста - сказка. Сказки способствуют развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, доступных ребенку. Создание сказки требует от детей умения раскрыть тему, строить повествование по законам жанра, правильно излагать свои мысли, совершенствовать написанное.

На уроке - конкурсе «Сказки маленьких андерсенов» стараюсь создать атмосферу праздника (иллюстрации, призы, жюри). Ребята учатся защищать свои иллюстрации и сказки, с негодованием отвергают «сказочный плагиат». С удовлетворением замечаю, что победителями оказываются тексты не просто со сказочной фабулой, а мудрые, выразительные по языковому оформлению сказки. Такие сказки, конечно, редкость. Много аналогий, смысловых, грамматических, лексических ошибок. Но такие сказки- богатый материал для уроков развития речи по редактированию сказки. Редактирование позволяет фиксировать внимание на типичных отклонениях от нормы, формировать навыки совершенствования творческих работ. Конечно, на этом этапе редактирования очень важно для анализа предлагать текст с ограниченным количеством (2-4 типа) недочетов и ошибок, чтобы эта работа была посильной для учащихся, чтобы после внесения исправлений получился вполне удовлетворительный текс даже у самых слабых учащихся.

Так, работая над сказкой «Снежинка, которая не хотела таять», учащиеся смогли под руководством учителя сделать такие, например, замечания:

С (смысловые) - сообразили, что Снежинка могла танцевать не ярким весенним днем, а лунной ночью, когда холодно, светло и красиво;

Л (логические) - возразили, что Туча-мать не могла безучастно смотреть на горе своей малышки, и предложили новые варианты концовок;

Рп (речевой повтор) - устранили тавтологию, подбирая вместо повторяющихся глаголов речи (сказала, ответила) более выразительные в лексическом отношении - вздрогнула, напряглась.

В качестве домашнего задания по русскому языку предлагаю отредактировать эту сказку. Сравнивая исправленный вариант с первоначальным, учащиеся убеждаются, что хорошая сказка - это результат речетворчества. А творцы - они сами.

Интерес учащихся к созданию своих оригинальных текстов помогает поддерживать и народная загадка, построенная на яркой, неожиданной метафоре. К сожалению, уроки по изучению загадок часто ограничиваются конкурсом отгадывания. А ведь загадки могут и должны способствовать эстетическому развитию учащихся. Изучение образного строя загадки, побуждает к творчеству. И вот уже рождаются сказки из загадок: «На поляне сокровищ», «Как сестрички - белые реснички (ромашки) замуж выходили за родных братьев (пальцы)». Не у всех получается, а создать оригинальный текст хотят все. И тогда приходишь на помощь, создаешь ситуацию успеха для самых слабых. Выдаю карточки с простейшим текстом, намеренно лишенным художественной выразительности.

Прошел день, и наступила ночь. Страшно Ване дома, потому что темно.

Вышел он во двор, а там месяц и звезды. «Иди спать, Ванятка», - ласково позвала бабушка, - утром еще не то увидишь…

Задание: Вместо подчеркнутых слов вставить их яркое, образное описание в загадках.

На глазах у ребенка произошло чудо: простые, скучные предложения расцвели, наполнились звуком и цветом. И творцом этой красоты ребенок чувствует себя.

Творческая активность пятиклассников показывает, что первый этап большой, сложной и разнообразной работы по развитию речи пройден, и первая цель, которую ты ставила, достигнута - учащиеся с интересом пытаются творить свои собственные тексты.

Работа эта очень кропотливая, но, когда она ведется планомерно, в системе, результаты не заставят себя ждать. Ведь мечта любого словесника - вырастить творчески мыслящую личность.

© 2010-2022