Конспект урока по русскому языку на тему Фразеология. Фразеологизмы (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе на тему

«Фразеология. Фразеологизмы»

Разработала:

учитель русского языка и литературы

І квалификационной категории

ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия»

Горенко А.С.

Цель урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке, научить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;

  • развивающая: развивать речевые, орфографические, пунктуационные навыки учащихся, творческое и критическое мышление;

  • воспитывающая: воспитывать интерес и прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Приемы: «Инсерт», «Составление синквейна» (технология развития критического мышления ), «Незаконченное предложение», проблемное задание.

Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтально-коллективная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Эпиграф к уроку (записанный на доске) :

Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца;

легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза;

затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец;
но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы

из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь

- Что обозначает высказывание русского писателя?

II. Актуализация опорных знаний.

Прием «Незаконченные предложения»:

  • Все слова языка образуют его словарный состав или….(лексику).

  • То, что обозначает слово, есть его … (лексическое значение).

  • Слова, имеющие одно лексическое значение, называются … (однозначными).

  • Слова, помимо прямого значения, могут иметь … (переносное значение).

  • Омонимы - это слова….(одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

  • Синонимы - это слова …. ( которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

  • Антонимы - это слова … (с противоположным лексическим значением).

  • Общеупотребительными являются слова ….. (известны всему народу).

  • Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются … (профессионализмами).

  • Диалектизмы - это слова … (употребляемые только жителями той или иной местности).

  • Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются … (заимствованными).

  • Новые слова, возникшие в языке, называются … (неологизмами).

  • Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются … (устаревшими).

III. Изучение нового материала.

1. Прием «Инсерт» (Технология критического мышления).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проработать с текстом § 29 - 30. Читая правило первый раз, ученик делает пометки:

Ѵ - уже знал;

+ - новое;

- - думал иначе;

? - есть вопросы.

Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. Примерное заполнение таблицы:

Ѵ

+

_

?

- Фразеология - раздел науки.

- фразеологизмы употребляются в разговорной речи;

- устойчивые словосочетания.

- цельные по своему значению;

- равные одному слову или целому предложению;

- значение можно узнать во фразеологическом словаре.

- многие фразеологизмы возникли из пословиц;

- возникли из художественных произведений, из Библии.

- каким членом предложения выступают?

2. Проблемное задание.

Предлагается записать две группы предложений на доске:

  1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

  2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Выполнить задание: Какими членами предложения являются выделенные слова и сочетания слов? Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний?

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Выполнить задание:

- Рассмотреть шутливые рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду художник? Запишите эти фразеологизмы. Составьте с ними предложения.

Конспект урока по русскому языку на тему Фразеология. Фразеологизмы (6 класс)

2. Выполнение упражнений 146 (письменно). Заменить выделенные слова в предложениях синонимичными им фразеологизмами. Определить, каким членом предложения являются фразеологизмы.

3. Физкультминутка. Учитель читает предложения с фразеологизмами. Ученики выполняют движения

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Дадим задний ход.

-Посмотрим друг другу в глаза.

- Разведем руками.

- А теперь -- руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

- Намылим друг другу голову.

- Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

4. Фразеологические загадки.

Отгадайте, о чем идет речь.

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают.

  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело.

  • Её набирают в рот, когда молчат.

  • Его держат за зубами.

5. Творческий конкурс «Включи интеллект» .

- Необходимо соединить линиями фразеологизмы-синонимы

(работа в парах)

Считать ворон обводить вокруг пальца

Ума палата очертя голову

Кот наплакал семи пядей во лбу

Со всех ног капля в море

Водить за нос валять дурака

6. Игра-микрофон «Тысяча и одна ночь».

- Восстановите число, которое потерялось. Объясните значение фразеологизма.

1) На ……зуб (один) - об очень малом количестве еды.

2) Палка о ……концах (двух) - о том, что может кончиться хорошо или плохо.

3) ……пятниц на неделе (семь) - о том, кто часто меняет свои решения.

4) Работать до …… пота (седьмого) - очень много трудиться.

5) В …….стенах (четырех) - жить, не выходя из дому.

6) От горшка …… вершка (два) - мал ростом.

7. «Зоологический аукцион»

- Подставьте вместо точек названия животных.

  • Денег ……..не клюют (куры).

  • ………..аппетит (волчий).

  • Как ………языком слизала (корова).

  • Где …….зимуют (раки).

  • Как ……в колесе (белка).

  • Уставился как …….на новые ворота (баран).

  • Стреляный ………. (воробей).

V. Итог урока.

Составление СИНКВЕЙНА (технология критического мышления) к слову «фразеологизмы»

Название

Существительное - 1 слово

Описание

Прилагательное - 2 слова

Действия

Глагол - 3 слова

Чувство

Фраза из 4-х слов

Повторение сути

(синоним) 1 слово

Пример:

Фразеологизмы.

Устойчивые, цельные.

Не делятся на отдельные слова, используются в разговорной речи, придают речи выразительность.

Русский язык так богат!

Словосочетания.

VI. Домашнее задание.

Упр. 149, 151 (письменно). Нарисовать рисунок к одному фразеологизму.

© 2010-2022