- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок ( литература + музыка) в 5 классе по теме «Внеклассное чтение по сказкам А. С. Пушкина»
Интегрированный урок ( литература + музыка) в 5 классе по теме «Внеклассное чтение по сказкам А. С. Пушкина»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Протченко Н.А. |
Дата | 26.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок ( литература + музыка ) в 5 классе по теме «Внеклассное чтение по сказкам А.С. Пушкина»
Цели деятельности учителя: обобщить читательский кругозор учащихся, вызвать интерес к прочитанным произведениям Пушкина, музыкальным произведениям, способствовать развитию интереса к чтению, классической музыке, развивать речевые умения, коммуникативные способности детей, воспитывать эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание прочитанных произведений, уметь анализировать текст, давать характеристику герою, формулировать идею, проблематику произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно )необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока
-
Организационный момент. Приветствие.
-
Просмотр видеоролика «У лукоморья…» слайд 1
-
Учитель литературы:
- Ребята, вы посмотрели видеоролик, который поможет вам назвать тему урока. Назовите её.
- А чем мы будем на уроке заниматься, как вы думаете? Слайд 2
Учитель музыки: Ребята, а почему сегодня урок проводим мы вместе с Ларисой Анатольевной? (Мы не только поговорим о сказках Пушкина, но и послушаем фрагменты замечательных музыкальных произведений, которые написали великие композиторы по мотивам этих сказок, вдохновившись талантом гения).
Учитель литературы:
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
А. С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!»
- А кто помог ему всей душой полюбить русские сказки? Слайд 3
4.Сообщение учащегося о няне поэта
В детстве маленький Саша очень любил слушать сказки. У него была удивительная няня. Звали её Арина Родионовна. Маленький Саша любил свою няню и ласково называл её «мамушкой». Сказок няня знала множество. Перед сном милая няня приходила к Саше и рассказывала сказки. Он просил, чтобы няня повторяла одни и те же сказки по многу раз и запоминала их.
Всю жизнь няня была для Пушкина дорогим и близким человеком. Часто в долгие зимние вечера, когда бушевала метель, Пушкину было одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «вечером слушаю сказки няни моей, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно», - писал Пушкин.
Известно, что Пушкин записал в своих черновиках 7 няниных сказок. Через много лет, вспоминая добрую сказочницу, поэт посвятил ей стихотворение «Няне».
-
Учитель литературы. Литературная разминка. Блиц-турнир: слайд 4
- Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
-Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
- Кто в «Сказке о мёртвой царевне…» подсказал Елисею, где искать невесту? (Ветер)
- Как звали пса, который жил у семи богатырей? (Соколко)
- Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
- Золотая рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же она требовала? (Стать владычицей морскою)
-В кого превращала царевна-Лебедь Гвидона, чтобы он слетал к царю Салтану? ( комар, муха, шмель)
Учитель музыки. Римский- Корсаков написал музыку для оперы «Сказка о царе Салтане» по сказке Пушкина. Вот как он изобразил с помощью музыки «Полёт шмеля». Слайд 5
5.Учитель литературы. Знакомство с понятием «центон», запись определения в тетради. Разгадывание центонов по слайдам. Слайд 6-8
6. Учитель музыки. Давайте еще раз обратимся к «Сказке о Царе Салтане». Вы помните, что в сказке князь Гвидон просил у лебедя о трех чудесах. Эти чудеса замечательно изобразил композитор в своем произведении. Какие это чудеса? (Белка в хрустальном дворце, 33 богатыря и красавица царевна). У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка, только написанная не словами, не красками, а звуками.
Итак, чудо первое: слайд 9
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном, при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта. А ещё вы услышите напев русской народной песенки, о котором упоминает А. С. Пушкин, - «Во саду ли, в огороде».
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.
Чудо второе
Слайд 10
- Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.
Чудо третье слайд 11
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Можно закрыть глаза и рисовать себе картину. Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. . Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.
Слайд 12
7. Почтальон. Некоторые герои сказок прислали вам, ребята, телеграммы, в которых объясняют, почему они не могут быть сегодня с вами. Однако, герои забыли подписаться. От кого же эти телеграммы, назовите героя.
Телеграмма 1: « Скоро приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна»
Телеграмма 2: «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как верёвкой хочу море морщить да проклятое племя корчить»
Телеграмма 3: « Приехать никак не могу: пуще прежнего старуха вздурилась»
Телеграмма 4: «Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».
8. Учитель литературы. Сейчас мы узнаем, насколько точно вы знаете сказки Пушкина. Самостоятельная работа. «Восстанови текст»
Постой,-
Отвечает ветер--------------------------------------,-
Там, за речкой---------------------------------------
Есть--------------------------- гора,
В ней ---------------------------------- нора,
В той норе, во тьме ---------------------------,
Гроб качается ------------------------------------
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того ---------------------------- места,
В том гробу твоя невеста. слайд 13
9. Учитель литературы. А сейчас мы зайдём в бюро находок. Сказочные предметы были найдены в разных местах и принесены в бюро находок добрыми людьми. Кому их нужно вернуть?
- яблоко
- зеркало
- орех
- верёвка
- спица
- прялка
- борода
10. Учитель музыки.
Итак, борода - это предмет, которым обладает сказочный колдун Черномор, который похитил Людмилу прямо с пира. Именно в бороде заключалась его сила и мощь. А вот как в музыке композитор Михаил Иванович Глинка показывает величие важность непобедимого вначале Черномора. Послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила», который называется «Марш Черномора». Пока звучит музыка, подумайте и опишите, как же выглядит этот длиннобородый колдун? Слайд 14
Учащимися создаётся устный портрет. Выставка рисунков. Слайд 15
11. Учитель литературы. Мне попал в руки журнал «Волшебные известия». Здесь много рекламных объявлений. Помогите разобраться, какие сказки разместили рекламы.
- Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, чернобурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане»)
- Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч рублей сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки, крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. («Сказка о мёртвой царевне»)
- Школа целителей проводит ежемесячные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. («Сказка о мёртвой царевне»)
12. Подведение итогов.
- Чему научили вас сказки А.С. Пушкина?
- А что в сказках осуждается?
13. Домашнее задание. Составить центоны по сказкам Пушкина.
14. Релаксация. - - Что вам понравилось больше всего на уроке?
Что вызвало затруднение?
15. Звучит музыка. Чтение учителем стихотворения:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45…
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.