- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 6 классе на тему: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
Урок русского языка в 6 классе на тему: Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова И.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»
Цели урока:
-
образовательная: вспомнить и систематизировать знания о прилагательном, полученные в 5 классе; отработать навыки определения прилагательных в тексте;
-
развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознавания имён прилагательных в тексте;
-
воспитательная: привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи.
Оборудование:
-
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2010.
-
Комплект рисунков с подсказкой для закрепления орфографических правил, изученных в теме «Имя прилагательное».
-
Опорная таблица для подготовки домашнего задания.
-
Презентация урока (1 слайд).
-
Компьютер и мультимедийный проектор.
-
Диск «Фонохрестоматия к учебнику «Литература 8 класс» (отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль», Митрофан сдаёт экзамен).
-
ЦОР.
Ход урока:
-
Организационный момент.
1. Слово учителя. Ребята, здравствуйте. Наш урок сегодня необычен тем, что на нём присутствуют гости.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы!
Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Итак, тема нашего сегодняшнего урока - «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». Ваша задача - повторить правила, изученные в 5 классе об имени прилагательном, закрепить свои знания, доказывая, что вы хорошо владеете навыками определения имён прилагательных в тексте, умеете обозначать орфограмму в безударных окончаниях имён прилагательных.
А начнём мы наш сегодняшний урок с орфографической разминки.
2. Открываем тетради, записываем число. Задание: определите все орфограммы в данной записи.
Шестнадцатое декабря.
Классная работа.
(Образец ответа ученика: орфограмма в корне, безударная гласная е, проверочное слово шесть.)
-
Проверка домашнего задания.
Дома я предложила вам выбрать любое стихотворение, изученное на уроках литературы. Расскажите наизусть отрывок из стихотворения, назовите все имена прилагательные.
Учитель может сам предложить выучить следующие отрывки из стихотворений:
-
Тучки небесные, вечные странники! 2. Сладостен зов мне глашатая медного!
Степью лазурною, цепью жемчужною, Мёртвые что мне листы!
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники Кажется, издали странника бедного
С милого севера в сторону южную. Нежно приветствуешь ты. М.Ю.Лермонтов. Тучи. А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
3. Сижу за решёткой в темнице сырой 4. Чаще капли дождевые,
Вскормлённый в неволе орёл молодой, Вихрем пыль летит
Мой грустный товарищ, махая крылом, И раскаты громовые
Кровавую пищу клюёт под окном. Всё сердитей и смелей.
А.С.Пушкин. Узник Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…»
-
Объяснительный диктант. (Дополнительное задание: подчеркнуть имена прилагательные)
Загорелый, касаться, пароход, разыскать, сверхинтересный, неряха, пришкольный, преодолеть, на секции, премилый, у знамени, грузчик, ключик, зайчонок, недруг, не правда, а ложь.
-Почему все имена прилагательные вы подчеркнули волнистой чертой?
(Образец ответа ученика: орфограмма в корне, пишется буква о, так как в корнях с чередованием -гор---гар- в безударном положении пишется буква о)
-
Объяснение нового материала.
1. Актуализация знаний учащихся
Ребята, мы проверили домашнее задание, написали объяснительный диктант. По тем заданиям, которые вы выполняли, догадались ли вы, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишем в тетради тему урока: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». Ребята, не заметив того сами, вы очень многое уже сказали об имени прилагательном. Вы определяли имена прилагательные в объяснительном диктанте, домашнем задании, рассказали о синтаксической роли этой части речи.
Прежде чем вы дадите определение этой части речи, я приглашаю вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного. (Аудиозапись прослушивается с 2 минут 10 секунд до 3 минут 40 секунд). (Слайд 1)
Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что оно прилагается
к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)
2. Беседа по вопросам:
- Правильно ли ответил Митрофан, что дверь - это имя прилагательное? (Нет)
- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.
- Если вы внимательно слушали сценку из комедии Фонвизина «Недоросль», то в нелепом ответе Митрофана уловили долю истины. Найдите в реплике Митрофана однокоренное слово имени прилагательному. (Приложена)
- К словам какой части речи, говоря словами Митрофана, «приложено» имя прилагательное?
- Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета; имена прилагательные ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся).
-
Закрепление изученного.
-
Разминка: Ребята, я вижу, что вы устали, и предлагаю вам немножко отдохнуть. Я попрошу вас всех встать, выйти из - за парт. Сейчас мы с вами проведём разминку с пользой не только для здоровья, но и с пользой для нашего урока. Я буду называть слова, которые относятся к разным частям речи. Если вы услышите имя прилагательное - хлопаем в ладоши, если слово любой другой части речи - приседаем: синий, синеть, синеватый, синь, желтый, светло - жёлтый, желтоватый, желтеть, добрый, добрейший, доброта, смелый, смелость, красивый, красивейший, красота.
-
Работа с текстом.
-
Один ученик индивидуально (Применение ЦОР, русский язык (195), имя прилагательное 4 класс, словоизменение, выдели словосочетание).
1)Учитель читает текст:
Смотрит с неба месяц...
Точно серп...
По селу мороз…
Ходит сам...
(большой, стальной, бледный, трескучий)
-Похож этот текст на стихотворение?
-А теперь я предлагаю вам самим стать поэтами, попробуйте дописать этот текст так, чтобы получилось стихотворение. Слова - помощники вам даны на карточках: стальной, бледный, трескучий, большой. (Листочки отпечатаны на компьютере.)
2) Проверка выполнения.
Смотрит с неба месяц бледный,
Точно серп стальной.
По селу мороз трескучий
Ходит сам - большой.
Ребята, вы молодцы, справились с заданием верно, и у вас получился отрывок из стихотворения Сурикова И.З. «Мороз». Если вам понравился этот отрывок, то можете в библиотеке взять сборник стихотворений И.З.Сурикова и познакомиться со стихотворениями этого замечательного поэта более тщательно. (Учитель показывает портрет поэта Сурикова И.З.)
3) Беседа по вопросам:
-Чем отличаются эти два текста?
-Какой текст приятнее слушать? Почему?
-Слова какой части речи украшают текст?
- Как называются в литературе такие образные определения? (Эпитеты - это дословный перевод имени прилагательного с греческого языка)
-
Итог урока.
Применение ЦОР. (Русский язык, 3 класс. Слово. Задание «Жил - был кот»)
Ребята, я думаю, что вы согласитесь с аниматорами. Сначала мы видели серый рисунок, он мрачен, однообразен. Я бы сказала, что первый рисунок - это символ нашей речи, нашей жизни, в которой нет места именам прилагательным. Но он сменяется другим рисунком, ярким, цветным, жизнерадостным. Второй рисунок - символ нашей жизни и нашей речи, в которой уже есть имена прилагательные.
Вывод: имена прилагательные украшают нашу речь, делают её красочной, яркой, выразительной.
- Какой из этапов урока вам показался более лёгким?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Как вы думаете, необходимы ли имена прилагательные в нашей речи? Для чего?
-
Домашнее задание: повторить правила, выполнить упражнение 272.
Вам нужно списать это упражнение, согласовать прилагательные в скобках с теми существительными, к которым они относятся, правильно записать окончания имён прилагательных. (Выборочно 2-3 предложения читают ученики и объясняют, как именно они будут выполнять задание дома). Каждому из вас я дарю вот эту табличку - помощницу. Надеюсь, она поможет вам справиться с домашним заданием.
-
Выставление оценок.