- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока - обобщения
Конспект урока - обобщения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Насонова Е.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Что обобщающий урок по теме «Лексика» будет проведен в форме игры «Что? Где? Когда?», я предупреждаю учеников заранее, как только мы начинаем ее изучение. Тогда же приступаем к подготовке: делаем вертушку, рисуем плакат с изображением секторов, предметные картинки, оформляем конверты с вопросами. Подбираем призы: книги, поделки. Я назначаю ведущего и ассистента, делю класс на 2 команды - знатоков и зрителей. Накануне урока члены команды зрителей опускают в специальный ящик вопросы знатокам, и я вместе с ведущим отбираю лучшие (те, кто предложил самые интересные вопросы, тоже получают приз).
В нашей игре, как и в телевизионной, много раундов. Перед каждым ассистент показывает приз, а ведущий называет того, кто выступает против команды.знатоков.
1-й раунд. Какими синонимами из четырех букв можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?
Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд.
2-й раунд. Отгадайте, что это, и найдите рисунки-отгадки. Как называются такие слова?
Я в дверях, я в земле, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку отгадать.
Летом на лугу, а зимой на крюку
Ответы: ключ (дверной, родник, скрипичный, гаечный, отгадка); коса.
3-й раунд (блиц-турнир). Назовите 5 фразеологизмов со словом
мое.
4-й раунд. Замените заимствованные слова аргумент, ситуация, триумф близкими по значению русскими и составьте с ними предложения.
О т в е т: довод (доказательство),
условия, торжество. 5-й раунд. Отгадайте:
Меня вы в сказке отыщите: Я в сказке Пушкина герой, Но л на н вы замените, Сибирской стану я рекой.
Задачу ты решишь свободно: Я - небольшая часть лица, Но прочитай меня с конца, Во мне увидишь что угодно.
Ответы: Елисей - Енисей; нос - сон.
6-й раунд (блиц-турнир). Угадайте слово:
Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я ... .
Я антоним к слову смех, Не от радости, утех - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, несдач. Догадались? Это ....
7-й раунд. Какие из этих слов устаревшие? Почему? Какие из них сейчас стали употребляться снова?
Помещик, лакей, товарищ, милиционер, городовой, лавочник, купец,
чело, око, перст, школьник, чиновник, гимназист, служащий.
+
8-й раунд. Найдите в одежде древнего воина предметы, не соответствующие эпохе, назовите их и скажите, какие должны были быть на нем.
Для этого раунда можно специально подготовить наряд древнего воина, в роли которого выступит один из учеников, либо сделать большой рисунок. Предметы одежды мо-, гут быть такие: берет - шлем, очки: - забрало, рубаха - кольчуга, джинсы - порты, ружье - лук.?
9-й раунд. Какие значения имеют слова земля, хлеб, бежать, острый? Приведите примеры.
10-й раунд. Назовите как можно больше слов по теме «Кино» (или «Спорт», «Цветы», «Животные», «Птицы»).
11-й раунд. Игра «Четвертый - лишний»:
.-
каюта, комната, кабинет, спальня;
экватор, параллель, меридиан; глобус;
рассвет, закат, полдень, сутки;
беркут, соловей, гадюка, ворона.
В конце урока я подвожу итоги игры, отмечаю самых активных ее
участников, оцениваю работу знатоков и зрителей.