Конспект урока - обобщения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что обобщающий урок по теме «Лексика» будет проведен в форме игры «Что? Где? Когда?», я предупреждаю учеников заранее, как только мы начинаем ее изуче­ние. Тогда же приступаем к подго­товке: делаем вертушку, рисуем плакат с изображением секторов, предметные картинки, оформляем конверты с вопросами. Подбираем призы: книги, поделки. Я назначаю ведущего и ассистента, делю класс на 2 команды - знатоков и зри­телей. Накануне урока члены команды зрителей опускают в спе­циальный ящик вопросы знатокам, и я вместе с ведущим отбираю луч­шие (те, кто предложил самые инте­ресные вопросы, тоже получают приз).

В нашей игре, как и в телевизионной, много раундов. Перед каждым ассистент показывает приз, а ведущий называет того, кто высту­пает против команды.знатоков.

1-й раунд. Какими синонимами из четырех букв можно заменить та­кие слова: приятель, противник, сол­дат, шагать, красный, печаль, рабо­та?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд.

2-й раунд. Отгадайте, что это, и найдите рисунки-отгадки. Как на­зываются такие слова?

Я в дверях, я в земле, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку отгадать.

Летом на лугу, а зимой на крюку

Ответы: ключ (дверной, родник, скрипичный, гаечный, отгадка); коса.

3-й раунд (блиц-турнир). На­зовите 5 фразеологизмов со словом

мое.

4-й раунд. Замените заимство­ванные слова аргумент, ситуация, триумф близкими по значению рус­скими и составьте с ними предложе­ния.

О т в е т: довод (доказательство),

условия, торжество. 5-й раунд. Отгадайте:

Меня вы в сказке отыщите: Я в сказке Пушкина герой, Но л на н вы замените, Сибирской стану я рекой.

Задачу ты решишь свободно: Я - небольшая часть лица, Но прочитай меня с конца, Во мне увидишь что угодно.

Ответы: Елисей - Енисей; нос - сон.

6-й раунд (блиц-турнир). Уга­дайте слово:

Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я ... .

Я антоним к слову смех, Не от радости, утех - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, несдач. Догадались? Это ....

7-й раунд. Какие из этих слов устаревшие? Почему? Какие из них сейчас стали употребляться снова?

Помещик, лакей, товарищ, мили­ционер, городовой, лавочник, купец,

чело, око, перст, школьник, чинов­ник, гимназист, служащий.

+

8-й раунд. Найдите в одежде древнего воина предметы, не соот­ветствующие эпохе, назовите их и скажите, какие должны были быть на нем.

Для этого раунда можно специ­ально подготовить наряд древнего воина, в роли которого выступит один из учеников, либо сделать боль­шой рисунок. Предметы одежды мо-, гут быть такие: берет - шлем, очки: - забрало, рубаха - кольчуга, джинсы - порты, ружье - лук.?

9-й раунд. Какие значения имеют слова земля, хлеб, бежать, острый? Приведите примеры.

10-й раунд. Назовите как можно больше слов по теме «Кино» (или «Спорт», «Цветы», «Животные», «Птицы»).

11-й раунд. Игра «Четвертый - лишний»:

.-

каюта, комната, кабинет, спальня;

экватор, параллель, меридиан; глобус;

рассвет, закат, полдень, сутки;

беркут, соловей, гадюка, ворона.

В конце урока я подвожу итоги игры, отмечаю самых активных ее
участников, оцениваю работу знатоков и зрителей.


© 2010-2022