Исследовательская деятельность учащихся. Обобщение опыта

Цель урока: - рассмотЕрмолина Е.А., учитель русского  языка и литературы.   Обобщение опыта по теме:                                        «Исследовательская деятельность обучающихся как средство развития их познавательной активности»        В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Ермолина Е.А.,

учитель русского

языка и литературы.


Обобщение опыта по теме:

«Исследовательская деятельность

обучающихся как средство развития их познавательной активности»

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской деятельности школьников, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решать проблему, умение принимать субъективное решение. Как показывает практика, по мере взросления у современных школьников ослабевает мотивация к познавательной деятельности. Эта проблема является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной значимости, поэтому я и акцентировала внимание на исследовательской деятельности учащихся и выбрала методическую тему по самообразованию:

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся».

Становление опыта происходило:

- в индивидуальной педагогической деятельности (изучение методической литературы по теме, изучение опыта работы других учителей).

- в методической и исследовательской деятельности в рамках РМО учителей русского языка и литературы.

Работу по развитию умений и навыков исследовательской деятельности учащихся старших классов можно условно разделить на четыре этапа.

1.Подготовительный - изучение структуры исследовательской работы.

2.Содержательный.

Целью данного этапа является развитие навыков исследовательской деятельности, их дальнейшее практическое совершенствование. Это применяется и на отдельных уроках русского языка и литературы (небольшие исследовательские задания в рамках одного - двух уроков: например, «Может ли быть в слове три приставки?», «Найти в стихотворениях Есенина тропы и стилистические фигуры», «Роль односоставных предложений в тексте» и т.д.).

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую следующие методы: проблемное обучение, метод проектов, элементы учебного исследования; виды уроков: урок - исследование, урок - творческий отчет, урок - экскурсия (заочная), урок - проект.

Средства обучения:

- комплексная работа с текстом (элементы лингвистического, стилистического, филологического анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, задания по орфографии, пунктуации)

- создание собственного текста (сообщения, доклад, реферат, эссе)

- исследования, основанные на сборе материала;

- исследования, основанные на анализе материала.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Внеклассная работа по русскому языку тоже способствует совершенствованию навыков исследовательской деятельности. Прежде всего это научно-практическая конференция, олимпиады по русскому языку и литературе, предметная неделя, конкурс исследовательских работ.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний: тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

3.Собственно исследование.

Исследовать - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека, поэтому я уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями.

Исследовательская деятельность учащихся - деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.

Основные этапы научного исследования:

1.Формулировка проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

2.Постановка цели и конкретных задач исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Выбор метода (методики) проведения исследования.

5.Описание процесса исследования.

6.Обсуждение результатов исследования.

7.Формулировка выводов и оценка полученных результатов

Темы исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей.

4.Защита исследовательской работы.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах.

Хотелось бы подробнее отметить степень активности учеников и учителя на разных этапах. В исследовании ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков исследовательской деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности - самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в исследование, - зависит судьба работы в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

В своей практике я пришла к изучению научно-исследовательской деятельности учащихся сравнительно недавно, в 2011-2012 учебном году, но с уверенностью могу сказать, что ученики с удовольствием берутся за написание работы (естественно, что учитель предлагает такой вид деятельности не каждому, а только тому, кто проявил себя в урочной и внеклассной деятельности). На сегодняшний день работа над темой «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся» продолжается. Если в прошлом учебном году принимали участие в исследовательской деятельности всего 4 человека, и все десятиклассники, то в этом учебном году обучающихся, решивших заняться исследовательской деятельностью, стало больше, а возрастной диапазон шире.

6класс - Белозерова Василина

8класс - Некрасов Валентин

10 класс - Семенова Екатерина

11класс - Меньшуткин Виктор и Леванидов Владислав.

Кроме того, в этом учебном году мы решили принять участие в районном конкурсе исследовательских работ «Юность Поморья».

Исследовательская деятельность учащихся имеет практическую направленность. Она учит школьников самостоятельно добывать информацию; способствует развитию речевой активности; развивает критическое мышление; помогает впоследствии заниматься исследовательской деятельностью в высших учебных заведениях. Внедрение исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Но необходимо также отметить, что она может принести пользу только при правильном применении, хорошо продуманной структуре осуществляемого исследования и личной заинтересованности всех участников.

Необходимо организовать исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите:

  • повысить мотивацию школьников к учению;

  • расширить свой творческий потенциал;

  • способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

  • создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

  • способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

  • наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

  • получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.




© 2010-2022