Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

В 5 классе  впервые  изучается  новый курс«Фольклор и литература Забайкалья».  Тетрадь помогает  узнать, что такое фольклор, какие  особенности и  жанры имеет фольклор Забайкалья, как в фольклоре нашего края отразилась его история, география, особенности языка и быта. Книг по этому предмету не предусмотрено, а школьные библиотеки не располагают необходимым количеством, например, сказок Забайкалья. Тем более детский фольклор - это находки самого учителя. Книга содержит яркие фотографии, иллюстрац...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Дорогой пятиклассник!

В этом году ты впервые будешь изучать новый курс

«Фольклор и литература Забайкалья».

Ты узнаешь, что такое фольклор, какие особенности и жанры имеет фольклор Забайкалья. Надеюсь, тебе будет интересно узнать, как в фольклоре нашего края отразилась его история, география, особенности языка и быта.

Пусть познание нового будет для тебя интересным!



Вперед, в плавание к новым берегам знаний!


Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья



1

Вспомним историю!

Дорогой друг! Ты, конечно же, знаешь, что жителей сел нашего Красночикойского района называют семейскими. Вспомни, откуда произошло это название? Как переселение наших предков связано с именем протопопа Аввакума?

Мы предлагаем тебе прочесть «Как Аввакум попал в Сибирь» из фольклорных записей Лазаря Ефимовича Элиасова (предания, повествующие о времени с 1653 года)

После раскола Аввакума в Москве не оставили. Царь боялся, что вместе со старой верой могут и его сбросить. Алексей Михайлович, царь московский, подговорил своих бояр, и те залучили Аввакума в одну церковь, связали его по ногам и рукам, увезли к казакам да наказ им дали, чтобы отвезли протопопа в Сибирь, как каторжного. Бояре боялись Аввакума не меньше царя. Так как же его было не бояться: весь бедный народ за ним шёл, он за бедных стоял и жизни своей не жалел.

В Сибири в то время не только каторжных не было, но и русских маловато значилось. Протопоп Аввакум первым каторжником был, он первый тут цепями звенел и первым в колодках ходил. ≤...≥

Много времени Аввакум мотался дорогой, только на третий год добрался до уды. Тут, где теперь Верхнеудинск стоит, протопоп перебрался через реку, и повезли его дальше. Зима застала протопопа в летнем платье. Остановился Аввакум у бурят около Селенги и стал тут жить. Бурятская юрта ему не по нраву пришлась и сказал он казакам, что его охраняли, чтобы дом начать строить. Леса тут полно, у казаков по работе руки

чесались, они скоро такой дом срубили, что всем на загляденье. Буряты на тот дом, как на диковину, смотрели, они впервые такое видели, сбежались к дому со всех степей. Прозимовал Аввакум в этом доме, а весной повезли его на Шилку. Долго ли он там прожил, не знаю, только вскоре царь смилостивился и сказал, чтобы Аввакума назад в Москву вернули. Когда Аввакум ехал назад, то около дома против Селенги, где он зиму зимовал, уже деревня выросла, и стала она прозываться Тарбагатаем.

Через сто лет после Аввакума в эту деревню Тарбагатай раскольников из Польши пригнали и сказали им:

- Здесь жил ваш Аввакум, он и деревню зачал, вам её и дальше строить надо.

Почали раскольники деревню расстраивать и так расстроили, что теперь пешком за целый день не обойдешь.

Так- то наши старики рассказывали, как Аввакум в Сибирь попал и потом как по его следу других раскольников в Сибирь сослали. По всему видать, что Аввакум не только в книгах богослужебных разбирался, но и в хозяйстве крестьянском толк знал. Место для нас доброе выбрал: лес близко, вода рядом, зверь в тайге всякий водится, разного добра - ягод, орехов - хоть лопатой греби. Старики - то не зря добрую славу об Аввакуме несли. Он и в России о мужиках пёкся, и здесь, в Сибири, о нас позаботился.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

- Почему семейских называли раскольниками, староверами, старообрядцами?

-О каких особенностях быта семейских ты знаешь?

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья2

Это интересно!

Перед тобой списки «посельщиков - старообрядцев»(1764 год)

Муж.

Жен.

Доложинская дер-ня

Карп Климов

4

4

5

4

5

5

Матвей Мосеев

4

3

Василей Селиванов

1

1

ИТОГО: 19

17

Грехневской деревни

Никита Матвеев

1

1

Аврам Михайлов

4

9

Михаиле Васильев

3

7

Федор Васильев

3

4

Ефим Корелов

6

7

Гутайской деревни

Иван Титов

3

5

Антип Григорьев

4

4

Яков Лукьянов

4

3

Ларион Марков

3

6

Борис Яковлев

2

2

Ермолай Климов

4

4

Василей Иванов

2

4

Влас Ефимов

5

5

Ульян Бондарев

6

7

Семен Феклистов

3

4

Константин Екимов

3

2

Ермолай Севастьянов

3

6

ИТОГО: 42

51

ИТОГО: 17 28

Верхнеудинского округа УрлуцкогоВедомства Альбитуйской деревни

Захар Ланцов

8

6

Трифон Рыбаков

6

2

ИТОГО: 14

8

Верхненаринская деревня

1

Константин Филатов

4

4

2

Фома Филатов

4

4

3

Дмитрей Филатов

3

1

4

Тимофей Волошин

2

2

5

Козьма Агеев

2

3

6

Петр Козмин

4

2

ИТОГО:

19

16

Нижненаринской деревни

1

Андрей Коновалов

13

9

2

Андрей Самсонов

5

6

3

Артемий Осипов

2

1

4

Максим Рыкунов

4

4

5

Степан Шорников

1

3

6

Григорей Козлов

6

6

7

Иван Овчинников

4

4

8

Егор Овчинников

6

1

9

Федул Овчинников

4

3

10

Павел Нагаев

9

6

11

Ефим Ковалев

7

5

12

Лукиан Сынгузов

3

6

13

Семен Ковалев

4

5

14

Дмитрий Гладкой

6

3

15

Федор Козлов

4

5

16

Андрей Шкетов

5

4

17

Нестор Еремеев

1

1

18

Прокопей Кравцов

2

4

19

Фома Шавкунов

4

2

20

Кондратей Нагаев

4

3

21

Леон Селиванов

3

2

22

Степан Соколов

3

3

ИТОГО:

100

84 7



Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

- Есть ли в списках фамилия твоей семьи?

- Изменился ли состав фамилий в селах в наше время?

- Все ли села сохранились?

3

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

ФольклорРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

1. Фольклор - искусство слова.

1.1. Дай пояснение следующим терминам:

Фольклор - это ________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

1.2. Заполни таблицу

Фольклор и литература

общее

различие

а)

а)

б)

б)

в)

в)


2. Подпиши на «фольклорном дереве», какие жанры ты ещё знаешь.


Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья


5

Детский фольклор Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

1. Определи жанр следующих произведений:

1.1. Дождик, дождик, припусти,

Мы поедем под кусты,

Богу молиться, царю клониться.

Царь, царь - сирота,

Отворяй ворота,

Ключиком - замочком,

Беленьким платочком.

_____________________________________

1.2. Эни - бени - лики - паки,

Тюль - буль - буль,

Колики - шваки,

Эус - бэус - космодэус - бакс.

___________________________________________

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

1.3. Дело было вечером, делать было нечего.

Пришел ко мне татарин и по уху ударил.

Я его за нос и в милицию повез.

Милиция, милиция, рассудьте наше дело.

Дело было вечером, делать было нечего…

_____________________________________________

1.4. Как на этой, ой, да на долине,

На широкой, ой, да луговине,

На мягкой траве, ой, на лазоревой.

Там девчоночки, они гуляли,

Со травы цветочки они рвали,

Веночки плели, ой, в зеленом саду.

_____________________________________________

1.5. Стоят вилы, а на вилах бочка, на бочке - кочка, а на кочке - трава, а в траве - звери

_____________________________________________

1.6. Дым густой, да обед пустой.

_____________________________________________ 6

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

1.7. Дети собираются в хоровод. Начинают петь песню.

Костромушка-кострома, сама барыня была,

Иссушила, искрошила своей девьей красотой.

- Костромушка дома, нет ли?

- К обедне ушла.

- Костромушка дома, нет ли?

- Ушла корову доить.

- Ушла телят отлучать.

- Ушла гулять.

- Костромушка костью подавилась.

После последней реплики все бывшие в хороводе разбегаются. Костромушка бежит за ними и догоняет, кого сможет. Затем выбирается новая Костромушка.

______________________________________________________

1.8. Я семейская была,

Семейская буду.

Свой семейский сарафан

Сроду не забуду.

_________________________________

1.9. Баю - баю, зыбаю,

Дед пошел за рыбою,

Отец пошел дрова рубить,

Мама печку топить,

Баба кашку варить

И парнишечку кормить.

_____________________________

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

7

1.10. Шла машина темным лесом

За каким - то интересом.

Инте - инте - интерес,

Выходи на букву «С».

___________________________________

Наклей свою фотографиюРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья
















8

Русские сказки Забайкалья


1.1. Прочитай различные толкования термина "сказка" в словаре. Дай собственное толкование этому термину, чтобы оно полностью отражало основные признаки жанра.

Сказка - _________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

2.1. На какие три разряда можно разделить сказки?

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3. ____________________________________________

2.2. Прочитай сказку, определи её разряд

Блюдечко золото и яблочко налито


Жили отец и мать, у них было три дочери. Отец собирается в город и говорит старшей дочери:

- Машенька, тебе какой подарок из города привезти?

- Ты мне, папа, возьми черный полушалок.

Вторую спрашиват: - А тебе, Аннушка, что?

- А мне, папа, на платье.

Дунюшка любима дочь у него была.

- А тебе, Дунюшка, чего?

- А мне, папа, возьми блюдечко золото и яблочко налито.

Ладно. Он поехал в город. Купил старшей дочке черный полушалок, средней - на платье, а младшей - блюдечко золото и яблочко налито. Приехал домой, отдал дочкам подарки. И этот Дунюшкин-то подарок старших сестер раззарил. Как отобрать? И стали её за ягодой в лес звать. Сами подглядывают, куда она яблоко спрячет.

Она яблочко спрятала, а блюдечко с собой взяла. И вот они пошли. Шли-шли, шли-шли лесом, и старши сестры решили Дунюшку убить. Убили её, около березы положили, хвоей закидали, потом и пришли домой.

Отец спрашивает: - А где Дунюшка?

- Папа, она от нас отстала, мы её ухали-ухали и не могли доухаться. Так и пошли домой.

Но ладно. А раньше же нищие ходили. Ходили же нищие - кто бедно жил, кто одинокий. И вот два старика идут лесом-то по тропке и увидали ягель. На могилке ягель вырос. Толстый, высокий. Один старик этот ягель срезал, сделал дудку. Заиграл - и дудка Дунюшкиным голосом запела:

Дядюшка, поиграй-ко,

Родименький, поиграй-ко!

Не ты меня убил,

Не ты меня сгубил

- Убили меня две сестрицы,

Сгубили меня две родные

Из-за блюдечка золотого,

Из-за яблочка налитого,

Коло белой березоньки положили!

Они думают - чё такое? Пошли в деревню. И к этому старику-то угадали. Просятся:

- Дедушка, пусти нас переночевать!

- Да ватага-то большая, а изба-то маленькая - спать негде.

- Да мы где-нибудь в уголочке ночуем. А для тебя в дудочку поиграем.

- Ну заходите. Они зашли, их ужином накормили, чаем напоили, и хозяин их попросил поиграть на дудочке:

- Сыграйте. 9

И вот Дунюшкиным голосом трубочка опять запела:

- Дядюшка, поиграй-ко,

Родименький, поиграй-ко!

Не ты меня убил,

Не ты меня сгубил

- Убили меня две сестрицы,

Сгубили меня две родные

Из-за блюдечка золотого,

Из-за яблочка налитого,

Коло белой березоньки положили!

Отец-то говорит: - Ой-ё-ё! Но-ка дайте мне дудочку-то. - Взял, она опять запела:

Папочка, поиграй-ко,

Родименький, поиграй-ко!

Не ты меня убил,

Не ты меня сгубил

- Убили меня две сестрицы,

Сгубили меня две родные

Из-за блюдечка золотого,

Из-за яблочка налитого,

Коло белой березоньки положили!

- Ой-ё-ей, - говорит отец, - это сестры Дунечку убили! Потом мать заиграла, дудочка то же поет!

Пошел отец в лес, увидел березку, возле нее ягель растет. Он ветки разбросал, ягель выкопал - и встала Дунечка, жива-живехонька! Он её домой привел и дочерей прогнал.

Снова Дунечка с отцом и матерью жить-поживать стала, наливным яблочком на золотом блюдечке играть. А сестры походили по людям, домой вернулись, во всем признались, и их потом простили.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

1. Встречалась ли русская народная сказка с таким сюжетом? Какое название она имеет?

2. Кто помогает Дунечке? Назови помощников.

3. Почему Дунечка и родители простили сестер?

4. Как заканчиваются волшебные сказки?

10

2. Прочитай забайкальскую сказку «Глупый волк». К какому разряду ты отнесёшь эту сказку?

Глупый волк


Жили дед с бабкой, и была у них собака. Говорит бабка Деду:
- Стара собака, брешет много. Увези в лес, привяжи к лесине.
Дед говорит:
- Будет голодной смертью помирать.
- Убивать жалко.
Дед увез собаку, привязал к лесине и ушел. Собака воет, лает. Услыхал волк. Подходит ближе и говорит:
- Ох, собака, вот и сама пришла в лес ко мне. Раньше сама на меня лаяла, а теперь я тебя съем.
- У, волк, стара я. И ты будешь есть меня? Кости как гнилушки, мясо как труха. Ты бы покормил меня, а потом и скушал.
- А чё тебе надо?
Собака говорит:
- Теленка завали и принеси.
Пошел волк в поле. Завалил бычка, притащил.
- Ешь, собака, через два дня приду. Собака осталась. Приходит волк.
- Ну что, собака, поправилась?
- Да нет, ты бы баранинки принес. Я бы поправилась. Волк барана приволок, отдал собаке.
- Ешь, я через два дня приду.
Собака ест, поправляется. Волк приходит:
- Ну что, собака, поправилась?
- Да поправилась, да не совсем. Ты бы пудика два свинины принес. Я бы совсем поправилась.
Волку задача большая. Чё сделать? Пошел к хозяину в каку-то деревушку. Принес собаке свинину:
- Ешь!
Ест собака, поправляется. Приходит волк.
- Чё, собака, поправилась?
- Поправилась, могу с тобой справиться.
Волк озлился. Собака цепь порвала и давай сражаться с волком. Всего покусала. Волк сел под березу, сидит раны зализыват. Услышал собачий лай и хлеще побежал. Идет голодный, тошшой. Попался ему козел навстречу.
- Козел, я тебя съем!
- Старый я, как будешь исть меня. Ложись под гору, разевай пасть. Я разбегусь - и тебе прямо в пасть. Сыт будешь сразу.
Так и сделали. Залез на гору козел. Волк разинул пасть. Козел разбежался, дал ему рогами в лоб. Волк два часа без памяти лежал. Насилу одумался.
- Теперь таким дураком не буду.
Чушка ходила в лесу, гуляла с поросятами.
- Счас всех съем, - говорит волк.
- Дурень, мои поросята не крешшоные. Становись к мельнице. Пойдем. Я на вешняки стану. Буду тебе по поросенку кидать. А ты будешь их по очереди в воду курнать.
Волк стал, а чушка ворота открыла. Вода потекла, чуть волка не потопила. Он опять идет голодный. Подошел ко двору, где падла лежит. Давай жрать. А хозяин отраву насыпал. Волк наелся, пропал. Хозяин кожу ободрал. Вот и сказке конец.


11

Вопросы: Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Каковы особенности сказок о животных?

Кто герой сказки? Оправдано ли название сказки?

Какие черты характера волка из забайкальской сказки перекликаются с характером волка из русских народных сказок?

Прочитай ещё одну русскую сказку Забайкалья. Определи её разряд.

Как Ванюшка глупых искал


Жили-были старик со старухой. Был у них сынок Ванюшка. Жили они бедненько, и пришлось Ванюшке уйти в работники. Работал он хорошо, и хозяин дал ему лошадей, чтобы родителям дров навозить.
Вот приехал Ваня домой, ночевал и отправился в лес дрова готовить. А старики рады, что вырастили кормильца. Растворила старуха блины да поставила тесто на краешек печки, сверху закрыла посуду крышкой, накинула куфайкой, чтобы теплее было, и придавила поленом. А старик захотел отдохнуть и лег на печь. Потянулся и столкнул горшок. Горшок улетел на пол и весь сломался.
Старуха увидела и давай причитать:
- Ой-ей-ей! А был бы Ванюшка женатый, да был бы у нас ребеночек - полено б с печки упало да придавило бы ребеночка-то! - Вот рыдат, качается! И старик припарился, вместе с ней заплакал:
- Ой-ёшеньки, да горе-то како-о!

Тут народ собрался около их избы, утешают стариков. А те никак не утешаются, плачут. Едет Ванюшка из лесу, дрова везет. Видит: около их дому народу много собралось, плачут, причитают на разны голоса. Он спрашиват:
- Что тако случилось?
- Ой-ё-ёй! Мамка твоя блины растворила да горшок на печь поставила, чтобы тесто растронулось. А горшок-то и упади! А коли был бы ты женатый, да был бы у тебя ребеночек, да этот горшок упал бы на него - придавил бы ведь ребеночка-то!
Но, узнал Ванюшка, в чем дело, и говорит:
- Поеду-ка я по белу свету, на людей погляжу. Если найду глупее вас, вернусь домой, а не найду, не вернусь!
Сгрузил дрова, коней покормил и поехал по белу свету.
Вот едет день, едет другой. Заехал в деревню. Видит - народ вокруг бани столпился. Кричат, спорят. Ванюшка подъехал,

смотрит - мужики корову на баню тащут.

- Вы пошто, мужики, корову-то на баню тащите?
- А евон на бане скоко травы наросло. Пусть корова всё съест, - ему отвечают.
Ваня рассердился - но это же каку дурну голову надо иметь, чтобы корову на бане пасти. Вот он рассердился, заскочил на крышу, всю траву навырывал и сбросил вниз корове. Сам думат: "Но эти подурней наших будут. Ладно, посмотрим, чё дальше будет". Вот едет дальше, опеть же заезжат в деревню. Видит - большая лужа, а в этой луже лежит чушка с поросятами. Решил Ваня шутку сыграть. Подошел к свинье и давай кланяться и приговаривать:
- Ты, Аксинья, а моя мать - Апросинья, она завтра именинница и наказала мне звать тебя на именины!
А хозяйка-барыня вылупилась на эту картину - ничё понять не может. Отправила стряпку узнать, пошто это парень кланяется их свинье. Та побежала, спрашиват Ванюшку:
- Чё это вы нашей свинье кланяетесь?

Ваня ей сказал.

12

Побежала стряпка - хозяйку обрадовать:
- Дак ить наша-то свинья - Аксинья, а его мать Апросинья, она завтра именинница и заказывала нашу чушку, её крестницу, с поросятами в гости.
Барыня удивилась, велела посадить в телегу к Ванюшке Аксинью с поросятами, собрать гостинцев всяких разных и отправить их имениннице. Ванюшка погрузил все это и поехал домой. Маленько погодя вернулся муж хозяйки. Она ему скорей похвасталася:
- Вот какой почет нам! Нашу свинью и то на именины приглашают.
- Как так? Кто?
- А вот так: Ванюшка пригласил и увез. Его мать нашей свинье крестная. Я и гостинцев им всяких-разных наложила! Муж все понял и говорит:
- Дура ты дура! Обманул тебя этот Ванюшка! А Ваня приехал домой, говорит родителям:
- Здравствуйте! Вот и вернулся я к вам, потому что белый свет велик, и много на нем и глупых, и умных!

Сгрузил чушку с поросятами, гостинцы стаскал в избу. И устроили они тогда пир. Я там тоже была, мед-пиво пила - по усам текло, а в рот ничё не попало!

Вопросы: Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

В чём особенности бытовых сказок?

Кто герои бытовых сказок?

Какие качества высмеиваются в сказке «Как Ванюшка глупых искал»?

А теперь творческое задание!

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

13

А теперь задание посложнее!

Попробуем выявить региональные особенности сказок Забайкалья. Для этого вспомним прочитанные сказки и заполним таблицу примерами из сказок

Речевые особенности

Географическая прикреплённость

Климатические особенности

Особенности быта

Казачья окраска

Влияние бурятских и эвенкийских сказок

Чё,

Паря,

Рыдат,

куфайка

Кедрушка

Лесина,

Заслонка,

У пади

наледь замерзла,

на реке увидел щель

избушка на курьих ножках, на бараньих лодыжках,

в загнетку закрыла

для военных нужд,

снимат с плеча винтовку

Имануха

Тарки,











14

Наконец пришла пора знакомиться со сказками аборигенов Забайкальского края - эвенков и бурят

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Прочитай эвенкийские сказки

Агдым-Гром (сказка)

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Жил на земле Крылатый. Летал, как птица, и пожирал людей. Никто не мог победить Крылатого.
Однажды среди людей родился мальчик, которому дали имя Агды. Вырос Агды и сказал людям, что он не боится Крылатого, что сразится с ним и убьет его. Но никто не верил этому. Напротив, все уговаривали молодого Агды, что Крылатого никак не победить: он летает, как птица, а поэтому его не надо и трогать. Такое установилось у людей мнение.
Агды никого не послушался. Пошел странствовать. Перебывал у восьми племен, переговорил с восемью могущественными женщинами. Женщины обещали собраться и сделать для него большие железные крылья. Но это могло быть лишь через три года. С нетерпением ждал Агды этого срока.
Настало установленное время, и женщины сделали ему железные крылья. Агды надел их и через семь лет научился летать. Ровно двадцатилетним полетел Агды искать Крылатого.
Вот летит Агды над лесом, увидел старуху и спрашивает ее:
- Бабушка, не знаешь ли, где живет Крылатый?
- А тебе зачем его?
- Я хочу сразиться с ним и убить его.
- Нет, я тебе не скажу, где он. Какой ты еще воин?..
Агды рассердился, загремел крыльями и полетел дальше. Увидел куропатку, остановился и спросил ее. Та говорит:
- Знаю, но мне некогда с тобой разговаривать: я отыскиваю себе корм.
Рассердился Агды, загремел своими крыльями, пустил огненную стрелу, но куропатку не убил.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Летит Агды дальше. Встретился со стариком.
- Дедушка, не знаешь ли ты, где живет Крылатый?
- Знаю, ответил старик. - А зачем тебе его?
Агды рассказал, зачем он отыскивает Крылатого.
Тогда старик и говорит:
- Покажи мне, молодец, свою силу, тогда я укажу тебе дорогу к

Крылатому, а то я боюсь его: он очень сильный и летает, как птица.
- На чем же, дедушка, показать мне свою силу?
- Вот, если сломишь семь больших, в ряд растущих деревьев, тогда я увижу твою силу!
Агды поднялся над лесом, замахал, загремел крыльями, пустил огненные молнии и расщепал в лучину семь больших деревьев.
- Теперь я знаю твою силу, - сказал старичок, - ты богатырь. Слушай. Далеко отсюда есть большое болото, через которое ни человек, ни олень никогда не переходили. За этим болотом - лес, а в том лесу живет Крылатый; ты лети и будь осторожен.
Агды покинул доброго старичка. Перелетел тайгу, нашел болото, перелетел его. Увидал юрту Крылатого… Налетел, загремел крыльями… Пустил огненные стрелы…Запылала юрта Крылатого. Сам Крылатый корчился в огненном пламени. Но вот Крылатый обернулся птичкой… и полетел к небу. Агды погнался за ним…
С тех пор Агды летает по небу, гремит своими крыльями, пускает огненные стрелы, чтобы убить злого Крылатого.



16

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

Похожа ли сказка на русские сказки?

К какому разряду ты отнесёшь эту сказку?

О каком явлении природы идёт речь?

Прочитай ещё одну эвенкийскую сказку

Собаки и человек (сказка)

Возле чума на синем снегу три собаки сидели: пастушеская Оронка, охотничья Лайка, ездовая Нартка. Собаки спорили. Оронка хвалилась.
- Я человеку первая помощница, мне жирный кусок он бросит… Я ему стерегу самое дорогое - оленей!
- Глупая ты Оронка, я лучшая собака, - отвечает Нартка, - мне человек жирный кусок бросит… Я вожу его добро, без меня он и кочевать не мог бы.
Лайка сердится:
- Эко, хвастуны, без меня бы все оголодали… Ведь я добычу в тайге ищу!
Спорили собаки, спорили, бросились друг на друга и начали драться. Шерсть по ветру летит, снег вокруг красным стал.
Каждая кричит:
- Я лучшая собака!
Вышел из чума человек, собаки подбежали к нему, каждая собой гордится:
- Я лучшая собака! Я добычу в тайге ищу! - хвалится Лайка.
- Нет, я лучшая собака! Я нарты вожу, кочевать помогаю, - сердито отвечает Нартка.
- Нет, нет, я лучшая собака! Я оленей стерегу! - больше всех хвалится Оронка.
Человек смеется:
- Ишь, загордилась… Нет у меня лучшей собаки: всех одинаково кормлю, все одинаково мне дороги, - и ушел в чум.
Обиделись собаки. Каждой хочется быть лучшей, жирный кусок получить. Лайка и говорит:
- Худая у нас жизнь, надо бы от человека уйти, пусть без нас умрет…
Так и сделали. Вышел человек из чума, а собак нет, убежали.

17

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Пришли собаки в тайгу. Увидела Лайка белку, залаяла, по снегу забегала, белку на сосну загнала, хвалится:
- Я свое дело сделала…
А белка на дереве сидит, качается… Тогда Нартка подбегает к Лайке:
- Ты устала… Садись на меня, я тебя подвезу.
Лайка, довольная, на Нартке поехала. Недалеко уехала. Нартка говорит:
- Вот и я свое дело сделала.
А белка на ветке сидит, качается…
Оронка бегает, хвостом юлит, оленье стадо увидела, кругом обежала. Прибежала, запыхалась, на снег села, тоже хвалится:
- Вот и я свое дело сделала.
А белка на ветке сидит, качается…
Подняли собаки носы, на белку смотрят, голодные, рты облизывают. Так сидели долго. Потом жалобно завыли. Ночь прошла, утро забелело.

- Зайца чую! - и побежала по свежему следу, зайца нашла, лает, гонит к Нартке и Оронке. Нартка говорит Оронке:
- Садись, я тебя подвезу к зайцу…
Заяц видит невиданное, собака на собаке едет, прыгнул через них и в чаще скрылся.
Стоят собаки, облизываются. Прошло много дней и ночей. Шерсть с собак ветер сдул, ребра голые выставились.
Лайка жалобно воет:
- Смерть нам, собаки, приходит, что будем делать?
Решили обратно к чуму человека идти. Пришли. Услышал человек шорох, вышел из чума:
- Э-э!.. беглецы вернулись… Эко подтянуло вас… Оголодали!..
Человек дал каждой собаке по большой жирной рыбине. Обрадовались они, жадно рыбу грызут, по сторонам озираются.
С той поры собаки друзьями человека стали, ему служат верно. Оронка пасет оленей, Лайка добычу в тайге ищет, Нартка поклажу возит.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

  1. Кто главные герои сказки? Почему?

  2. Какова главная мысль этой сказки?

  3. Что нового ты узнал из жизни эвенков?


18

И третья эвенкийская сказка

Про злого хана Улузуна (сказка)


В одной юрте жили сестра с братом. Девушка была красавицей. Узнал про нее злой старый хан Улузун и решил взять к себе пятой женой. Брат сказал хану, что он не позволит увезти свою сестру из юрты. Хан рассвирепел и решил дать смельчаку три задачи. Если юноша ошибется - голову долой.

Первая задача - узнать, сколько лет живет заяц. А как спросить у зайца - юноша не знал. В юрту пришел опечаленный. Сестра обо всем расспросила его, а сама рукой махнула:
- Это дело легкое. Вон в долине растет земляника. Беги туда, ложись и слушай.
Юноша лег среди ягод. Вскоре пришел заяц, посмотрел и от радости передними лапками захлопал:
- Шестьдесят три года прожил, а такой ягоды не видел!..

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Юноша пришел с ответом. Хан посмотрел в большую книгу: зайцу, в самом деле, шестьдесят три года! Удивился хан, дал вторую задачу - узнать возраст дедушки-медведя.Юноша почернел от горя, - никогда с дедушкой-медведем не разговаривал, боялся его. Пришел юноша в свою юрту, а сестра ему говорит:
- Это мы тоже узнаем.
Дала ему три шапки и сказала:
- Иди в долину, садись у горы, одну шапку надень себе на голову, другую - на правое колено, третью - на левое…Юноша сделал, как сестра советовала. Сидит и покачивается.
Вот идет дедушка-медведь. Смотрит - перед ним трехголовый человек!
Дедушка встает на задние лапы, от удивления головой покачивает:
- Семьдесят восемь лет прожил, а трехголового человека не видел! Это, наверно, непобедимый силач!..
Юноша пришел к хану и дал ответ. Хан в книгу посмотрел - ответ правильный. Видать, этот парень умный. На таких задачах его погубить невозможно.

И хан сказал:
- Завтра придешь обучать верховой езде моего вороного жеребца с девятью ушами.
Юноша загоревал: никто не ездил на жеребце с девятью ушами. Убьет его дикий конь. Сестра опять успокоила брата:
- Я сделала три железных кнута, - сказала она. - Этими кнутами ты научишь покорности вороного жеребца с девятью ушами.
Утром юноша пришел на ханское стойбище, поймал вороного жеребца с девятью ушами и давай хлестать железным кнутом. Когда кнут исхлестался, юноша увидел, что конь присмирел, седло на него накинул и сам в седло вскочил.


19

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Конь взвился на дыбы, хотел наездника сбросить, но юноша стал хлестать вторым железным кнутом.
Конь взлягивает, через камни прыгает, а от седока никак не может освободиться. Силы конь теряет.

Когда второй кнут исхлестался, юноша взмахнул третьим. Вороной жеребец заметил новый железный кнут и вскрикнул человеческим голосом:
- Ой, больно мне!..
И тут юноша увидел под собой вместо вороного жеребца самого злого хана Улузуна.
Узнав своего противника, юноша засмеялся и сильнее прежнего взмахнул железным кнутом.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

Тебе понравилась сказка?

Какие особенности волшебной сказки ты заметил?

Какие качества характера помогли юноше победить хана?

Нарисуй сказку






20

Внимание, бурятские сказки

Богатырь Байкал (сказка)


Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее ее не было на земле.
Днем она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слезы!..
Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

  1. Знаешь ли ты ещё легенды о Байкале?

  2. Вспомни, куда впадает наша река Чикой? Проследи путь Чикоя по карте.

  3. Попробуй сочинить сказку о Байкале и внуке Чикое.

Глупый богач (сказка)


Давным-давно одна бедная семья имела быка. Как-то в лесу напали на него семь волков. Бык, защищаясь, пятился, пятился и задними ногами открыл дверь сарая. Жадные волки - за ним. Дверь сарая закрылась.
На другой день бедняк, ища своего быка, увидел его следы рядом со следами семерых волков и сильно забеспокоился. Что же делать? Решил найти хотя бы кости быка. Следы привели к сараю.
Бык услышал хозяина и замычал. Обрадовался бедняк, что жив его единственный бык, открыл дверь и увидел: бык с красными глазами стоит в углу сарая, выставив вперед рога. Около него валяются на земле пять волков, а двое сидят в другом углу и зализывают раны.
На обратном пути бедняк встретился с богачом. Тот удивился:

- Откуда идешь, бедняк, со своим единственным быком? Где ты нашел столько волчьих шкур? Отдай их мне на доху!
Бедняк переступил с ноги на ногу и ответил:
- Мой бык забодал в лесу семерых волков. Если бы вы отпустили своих быков в лес, разве не нашлись бы для ваших дох даровые волчьи шкуры?
Богач впопыхах прибежал домой, приказал работникам погнать быков в лес, надев на их рога стальные наконечники. Богач хвастался: «Мои быки добудут мне волчьи шкуры. Стану еще богаче».
И правда, его быки встретились в лесу со стаей волков. Но жадный богач перестарался. Когда быки с ревом кидались на волков, те отскакивали за сосны. Пытаясь забодать хищников, быки всаживали в деревья свои рога с острыми стальными наконечниками. В это время волки бросались на них и сваливали одного за другим.
Через три дня богач направился по бычьим следам в лес. Он взял с собою работников, чтобы содрали они с волков шкуры. Приехали в лес и нашли бычьи головы, воткнутые рогами в сосны, и ноги, валяющиеся на земле.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

К какому разряду сказок ты отнесёшь прочитанную сказку?

Ленивый филин (сказка)

Свили птицы себе гнезда, вывели птенцов, поют песни, радуются. Только ленивый филин сидел на ветке и грелся на солнышке.
Наступила осень, птицы собрались улетать на юг, а филин по-прежнему сидел на ветке и дремал.
Пришла зима, выпал снег. Задрожал филин от холода, стал искать старое дупло, чтобы от мороза спрятаться. Нашел, залез в него и обрадовался - сидит в темноте и дремлет.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

22

Долго сидел, захотелось поесть, вылетел из дупла. Солнце ярко светило, снег блестел синими искрами. Ослеп филин. Летит, на деревья натыкается, едва нашел свое дупло. Сел и заплакал.
- Ду-ду-ду, как жить буду? А эхо ему ответило:
- Худо, ленивый, худо!
Летает теперь филин лишь по ночам и громко охает. В тайге слышны его печальные стоны.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

  1. Чему учит сказка?

  2. Есть ли похожие сказки в русском фольклоре?

  3. К какому разряду ты отнесёшь эту сказку?

Тебе понравились иллюстрации художника Г.А.В. Траугот?


Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья


23

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Под микроскопом

Посмотрел я в микроскоп

И струхнул немного:

На меня глядел микроб

Вроде осьминога.

Вот подплыл к нему бочком

Юркий забияка.

Завязалась под стеклом

Маленькая драка.

- Ну - ка, дай, - сказал Егор, -

Твоего циклопа.

И меня слегка оттер

От гигантоскопа.

На дерущихся взглянул

Любопытным оком.

Но его Сергей толкнул

Как бы ненароком.

- Хоть одним глазком взгляну

На микробную войну.

Смотрит в линзу, как в стакан.

Но его мгновенно

От стола оттер Иван,

А Ивана - Гена.

- Куча, кажется, мала! -

Крикнул Глупов Вовка.

Началась возле стола

Драка - потасовка.

Про микробов не скажу,

Как у них делишки.

Ну а я теперь ношу

Синяки и шишки







Луна

Плескалась в колодце луна.
Промокла, озябла она.
И я деревянной бадьей
Достал ее вместе с водой.

Я вылил в бочонок луну
И снова взглянул в глубину:
В колодце, мокра, холодна,
Сияла вторая луна!

Я сорок четыре луны
За вечер достал с глубины.
Я сорок четыре луны
Разлил во дворе в чугуны,

В корыта, в лохани, в ковши.
И пили ее малыши,
И пили соседи, но вдруг
Все сразу померкло вокруг:

Закрыло туманом одну,
Сиявшую в небе, луну,
И сорок четыре луны
Вдруг сделались так же темны!

Урок географии

- На юге ветры смирные,

Ветришки, не ветра.

Там солнце очень жирное

И потому - жара.

В Сибири солнце тощее

И потому - снега,

Свирепо и заносчиво

Беснуется пурга.

Вот так на географии

Я в школе отвечал.

Учитель что - то радостно

В тетрадке отмечал.

- Слова такие умные

Я слышу в первый раз:

На юге жизнь изюмная,

Сугробная - у нас!



Мамины руки

Всякими были они,
Добрые мамины руки.
Помню их в светлые дни,
В горькие годы разлуки.

В детстве они, как броня,
Нас от беды прикрывали,
Мази втирали в меня,
За руку ласково брали.


Быстро стирали бельё,
Шили рубашки и брюки.
Помню, как детство своё,
Добрые мамины руки.
Как-то принёс я дневник,
Летопись собственной лени.
Руки застыли на миг,
Скорбно легли на колени.

Лучше б отец накричал,
Шлёпнул во имя науки!..
Стыдно, что я огорчал
Добрые мамины руки.

С мамой, мой маленький друг,
Так поступать не годиться.
Не огорчай её рук,
Чтобы потом не стыдиться.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

Кто герои стихотворений Г. Граубина?

Найди и прочитай ещё 5 стихотворений забайкальского автора. Определи темы стихотворений

Выучи понравившееся стихотворение.

Попробуй сочинить стихотворение о своем классе.


Пришло время познакомиться с произведениями

Евгения Евстафьевича Куренного

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Кедровкины кладовки

Таежная быль


Среди высоких гор в светлом кедровом лесу жила птица Кедровка.

Если вы еще ни разу не видали эту птицу, то скажу вам, что собою она не больше галки, только иначе одета: сама темно - бурая и рябохвостая, вся как будто обсыпана снежинками, на клюв надвинута черная шапочка. За что она получила свое имя, вы, конечно, догадались: дом её в кедраче, а таежные орехи для неё - что для нас хлеб. Густо шишек на деревьях - у Кедровки праздник. Не уродились орехи - тогда беда.

В эту осень шишек было немного, и Кедровка забеспокоилась. По утрам облетела она свой лес, наблюдая, скоро ли орехи дозреют и не вредят ли окрестные птицы.

Однажды, в солнечный полдень сентября, она сшибла большую шишку, порхнула с нею на толстый сук, поудобнее устроилась и крепким клювом отщелкнула несколько чешуй. под ними, хитро поглядывая розовым глазком, таились орешки - каждый в своем гнезде. Кедровка нетерпеливо тюкнула один и нашла в нем белое налитое ядро.

- Пора! - всплеснула она. - Пора приниматься за работу.

- Ра - ра - ра! - передразнила ее крикливая Сойка. - чего надумала? Все тебе не сидится.

кедровка ничего ей не сказала - болтушку не переговоришь - и, отлетев на другое дерево, принялась обмолачивать шишку.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяРабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Но орехи она не дробила, а целыми прятала в мешочек под языком. Набирала, пока мешочек не отвис, будто крохотная авоська. С этой ношей Кедровка взвилась выше леса и полетела к

темной каменной россыпи, что виднелась по склону горы. У края россыпи она стремглав упала с высоты на горбатый серый валун и замерла: не следит ли кто за нею? потом неслышно юркнула в укромную щель и отсыпала из мешочка немного орехов.

Рядом высмотрела удобную ямку - отсыпала ещё. Порылась под кустом шиповника - спрятала и там. Когда мешочек опустел, Кедровка живо слетела на густую гриву, намолотила орехов больше прежнего и опять вернулась в россыпь. До самого заката она не присела отдохнуть.

И назавтра у нее было так же много работы. Сойка еще трезвонила подружкам утренние сплетни, а Кедровка уже на молотьбе - только шелуха летит. Орехи она брала ядреные, один к одному, и прятала повсюду: под камнями и валежинами, в расколах старых деревьев и в дуплах, под корнями упавших кедров, а всего чаще - во мху, на полянах. Иногда она уносила шишки целиком и так укрепляла среди веток, что никакой ветер не сбросил.

- Смотрите на неё, смотрите, - трещала Сойка. - Видали такую жадину? Все носит, носит, все прячет, прячет. Куда ей столько? Вот жадина!

- Ещё какая! - в один голос поддакнули ей подружки.

Длинноносая Желна - вся в черном, как монашка, - долбила по соседству сухую лиственницу.

- Хитрющая птица! - повертела она носом. - Себе на уме. Мы - то как живем? Что сегодня нашел, то и твое. Завтра ещё найдёшь. А она с утра до ночи впрок таскает. Неуж все съест?

- Жадина! Обжора! Кедровка - плутовка! - затараторили сойки.

Тропою поднимались на хребет люди - трое шли орехи добывать. Увидели Кедровку - и тоже её осудили:

- Ишь носится, непутевая! Все шишки перепортит.

Кедровка молча работала. Ей просто некогда было обижаться. Только и оставалось времени, чтобы поесть немного и напиться из ручья. зато богатели её лесные сусеки. Всю кедровую гриву, ближние и дальние увалы, даже склоны гольца - самой высокой и недоступной горы - усеяла она невидимыми кладовушками. Не пугал её и первый снег. Верно, по распадкам, северным склонам сопок он удержался, но на прогалинах, солнцепёках - растаял. здесь кедровка с прежним старанием прятала свои припасы.

А вскоре с гольца сорвался сердитый буран. Три дня дуло снегом. И надолго поселилась в тайге крутая сибирская зима. Пришла такая стужа, что ручьи и речки промерзли до дна, а деревья трескались от мороза. Скудно стало в лесу зверюшкам и птицам. Чтобы не ослабеть и не замерзнуть, они целыми днями искали себе корм, и все равно жили впроголодь.

Нахохлились, меньше болтали сойки. Сновала по деревьям озабоченная Желна, доставая из = под коры жучков, личинок. Как - то она нечаянно наткнулась на кедровую шишку, зажатую в изломе толстой ветки.

- Гляди, гляди! - удивленно вскрикнула Желна.

«Чему она там дивится?» - завертелись от любопытства сойки. Прилетели, зарятся: Желна орехи клюет. Ах ты, проныра! Это где же раздобыла? Скорее кинулись по сторонам - вдруг им тоже достанется. Шныряли недаром: то на одном, то на другом дереве попадалась шишка. затевали шум - тарарам - шел дележ.

Нарядный молодец - дятел прытко взбирался на верхушку кедра, постукивал клювом, как молоточком. И тоже заметил в сучьях шишку.

Белка играла на солнце в серебристой шубейке. Мимоходом заглянула в маленькое ничейное дупло - ореховым духом нанесло. Вот обрадовалась гостинцу!

Шустрый черноглазый соболишка охотился в россыпи. Ну как мог он, со своим нюхом, не причуять орехи в расщелине, под гранитной плитой, и не полакомиться?

Прикочевала стайка северных кедровок. Видно, голод погнал птиц от родных гнездовий. Туда, сюда метнутся: нет ли чего съедобного? Каждая про себя рассуждает: «Если бы я жила в этом лесу, куда бы орехи спрятала?

Может, в ту ямку, подле колодины? Или в те камни?» Спешит проверить - и точно, не обманывается, находит припрятанные запасы, берет их безо всякого, точно свои. Сегодня находит, завтра, послезавтра. Находит неделю, другую, третью, - а они словно бы не кончаются. Чем не житьё? Так - то зимовать можно. С хорошим кормом никакая стужа не страшна.

Особенно зябко и голодно было в эту пору малым птицам - поползням, синицам и совсем крохотным клепикам. От рассвета и до самого заката приходилось им хлопотать, перепархивать с дерева на дерево, с колодины на колодину, с пенька на пенек в поисках пропитания. Вот ликовали они, когда вдруг натыкались на подарки, будто нарочно для них приготовленные. А кем - это им было безразлично.

Так многих птиц и зверюшек всю зиму подкармливали Кедровкины кладовки, и никто о ней не вспомнил, ни разу не сказал спасибо. Но Кедровка этого и не просила. Разве она собирала лесной урожай, чтобы её восхваляли?

Ещё не сошел снег и по ночам было морозно, когда Кедровка свила из веточек, вымостила пухом, шерстью, травинками теплое гнездо и высидела пять крохотных птенцов. Они дружно запищали, требуя кормежки. А где её взять в холодном лесу, как не из тех же заветных тайников? К ним и спешила кедровка и приносила детям сладкие ядра.

Да все равно, сколь ни хороша была её память, не смогла Кедровка выбрать все свои кладовушки. Следующей весной на полянах, по увалам проросли кедровые гнезда, и начал подниматься из них новый веселый лес.

… В начале лета прошел по тем привольным местам, по своим угодьям, старый лесник и поблагодарил Кедровку за её труды, невидимые холодному глазу, неведомые равнодушному, глухому сердцу. И порадовался: хорошеть нашей тайге, быть всегда, зеленеть на хребтах и щедро плодоносить молодым, густым да сильным кедрачам.

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

  1. Что нового ты узнал о жизни и повадках кедровки? Как в нашей местности называют эту птицу?

  2. Почему никто, кроме старого лесника, не сказал спасибо кедровке за спасение в зимние холода?

  3. Задай по 3 «тонких» и «толстых» вопроса к сказке?

  4. Расспроси отца и родственников, которые были в кедровнике, что они знают о кедровке. Запиши в форме небольшого рассказа.



28







А у нас в гостях забайкальский поэт Николай Ярославцев

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

В тайге

Холодок остался в чаще
Между сосен и осин.
Там ручей блестит журчащий -
Родника лесного сын.

Ёжик жмурится спросонок,
Воздух нюхает, урча.
И с лосихою лосёнок
Пьют водичку из ручья.


В кедраче снуёт кедровка.
Раздаётся дятла стук.
И грызёт орехи ловко
Любопытный бурундук.

Колонки в траве мышкуют -
Братья меньшие куниц.-
И щебечет, и ликует
Звонкий хор таёжных птиц!


29

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Живые звёздочки

В час ночной, глухой и поздний,
Словно чудо-ночнички,
Светят крохотные звёзды -
Золотые светлячки.

Их в ладонях осторожно,
Чтобы свет их не потух,
Держит нежный подорожник,
Держит ласковый лопух.

Охраняет их всё лето
Ночь, как пёс сторожевой.
И до самого рассвета
Не погаснет свет живой!

Кто вкуснее?

В школу шёл отличник Вовка.
Сел комар на Вовку ловко...
Но вампир, писклявый, гнусный,
Сплюнул - Вовка был невкусный...

Ну, а двоечник Макар -
Превосходный экземпляр! -
Комарами весь искусан,
Потому что очень вкусен.

Говорят, любой балбес -
Комарам деликатес!



30

Праздник

Праздник!
Кто не любит праздник?
Я люблю и брат-проказник.
Любит младшая сестра,
Любит с самого утра!

В небе змеи из бумаги,
На земле - цветы и флаги!
У нарядной детворы -
Разноцветные шары!


Танцы, игры и шарады.
Люди пляшут и поют.
Блещут красками наряды.
Грянул праздничный салют!

Праздник!
Кто не любит праздник?
Я люблю и брат-проказник.
Любит младшая сестра -
Громче всех кричит: - Ура!

Закон тайги

Умелый таёжник
Был доброй души,
Зимовье построил
В таёжной глуши.

Сначала он сруб
На пригорке срубил,
И крышу поставил,
И пол постелил.

Потом он сложил
Немудрёную печь
И нары пристроил,
Где можно прилечь...

Обжил он зимовье
И двинулся в путь,
Оставив дровишек
И спичек чуть-чуть.

Он знал: в непогоду
Сюда на ночлег
Уставший, продрогший
Придёт человек.

Увидит у печки
Сухие дрова -
И добрые, тёплые
Скажет слова.

И тот человек
Не уйдёт просто так,
Откроет походный
Холщовый рюкзак.

Поделится солью
И спичками он,
Такой у таёжников
Добрый закон!

И если, мой друг,
Попадёшь в эту глушь,
Живи, но закона тайги
Не нарушь!

Хребтовик

Всё бывает, всё возможно -
Мир загадками велик.
Говорят, в глуши таёжной
Обитает Хребтовик!

Если он зубами щёлкнет,
Слышит вся тайга окрест.
Как щенки, трясутся волки,
И медведь не пьёт, не ест...

Как-то раз в тайге по тракту
Шёл огромный грузовик.
Вдруг ему навстречу - ах ты! -
Вышел грозный Хребтовик.

У зверюги-исполина
Было столько злобных сил,
Что мгновенно у машины
Все колёса откусил!..

И сейчас в тайге он бродит...
Говорят, что до сих пор
На работу не выходит
Перепуганный шофёр.

Саранки


Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Разбрелись по всей полянке
Ярко-красные саранки.
Их весёлый, бодрый цвет
Так и просится в букет!
Но срывать мы их не будем.
Пусть растут на радость людям!

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

  1. Читал ли ты ранее стихотворения Н. Ярославцева?

  2. Кто герои прочитанных произведений?

  3. Где происходит действие? Знакомы ли вам такие места? Нарисуй свое любимое место в лесу.






32

Познакомься с рассказами ещё одного забайкальского автора.

Алла Озорнина

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

«Ссора» (из книги «Мы с Витькой»)

Мы с Витькой поссорились. И поссорились - то, можно сказать, из - за пустяка. Из - за ерунды какой - то. На уроке географии я толкнул его нечаянно, а Витька и говорит:

- Чего толкаешься, дурак!

Я рассердился и говорю:

- Сам дурак.

- От дурака слышу, - отвечает.

А я говорю:

- А кто повторяет, тот куда - то там ныряет. Сам знаешь куда.

Витька надулся, отодвинулся к краю парты и сидит. И я отодвинулся к краю парты и тоже надулся. И так сидели мы весь урок. Я думал, что Витька подуется немного и перестанет, и что из школы мы как ни в чем не бывало вместе пойдем домой. Но Витька пошел с Петей, а я - с Мишкой, Санькой и Колькой.

«Смотрите, - думаю, - цаца какой, задеть нельзя! Воображает, наверное, что я из - за него плакать буду, ещё не хватало! У меня и без него друзья есть: Мишка, Санька, Колька - вон их сколько!»

Даже смешно стало, что с Витькой поссорились. Смеялся я всю дорогу, пришел домой веселый, раздеваюсь, руки мою, а сам смеюсь. Даже мама удивилась.

- Ты чего, Алеша, такой веселый, пятерку получил? - спрашивает.

- Нет, - говорю, а самого смех разбирает. А что мне, плакать, что ли, из - за какого - то там Витьки?

Сел я делать уроки, только учебник открыл - телефон зазвонил. Подбежал я, трубку взял.

- Алло! Алло! - кричу, а на другом конце уже трубку повесили.

Стал я задачу решать. Сидел, сидел - не выходит. Дай, думаю, позвоню Витьке. Может быть, он решил? Набрал Витькин номер, Витька трубку взял.

- Алло! Алло! - кричит. И тут я вспомнил, что мы же с ним поссорились, и трубку положил. Вот ещё не хватало, чтобы я ему первый позвонил!

Позвонил я Мишке, Саньке, Кольке - вон у меня друзей сколько, и ни у кого задача не получается!

Сел я опять задачу решать. Сидел - сидел, думал - думал - и вышло! Получилась задача - то!

- Ура! - закричал я и побежал Витьке звонить. Тот её, наверное, решить не может! Набрал его номер и опять вспомнил, что мы же поссорились!

«Ничего! - думаю, - мне кроме него есть кому звонить».

Позвонил я Мишке, Саньке, Кольке, поговорили о том о сём, посмеялись, только мне почему - то не смешно было. С Витькой смешнее смеяться, что ли…

Сделал я уроки, на улицу пошел. Хотел было за Витькой по привычке зайти, но опять вспомнил, что мы поссорились. Да что это такое - все время об этом забываю!

Пошел я к Мишке, с Мишкой зашли за Санькой и Колькой. Что ж, если мы с Витькой поссорились, мне и на улицу не выходить, что ли?

Ничего, не пропаду, вон у меня друзей сколько! И Мишка, и Санька, и Колька!

Носились мы до самого вечера, и в войну играли, и в казаков - разбойников,здорово было, только без Витьки как - то не так. Пришел я домой, еле до кровати добрался, так устал. «Ну, - думаю, - не успею глаза закрыть, тут же засну!» Лег, одеялом укрылся, а уснуть не могу. Все о Витьке мысли в голову лезут, не пойму почему. Друзей - то у меня вон как много! И вспомнилось почему - то, как летом мы с Витькой рыбу ловили, а прошлой зимой шпиона выслеживали, правда, потом оказалось, что это не шпион, а студент. И ни с Колькой, ни с Мишкой, ни с Санькой такого не было и не будет. И так обидно мне стало, что у меня нет теперь друга Витьки, что я заплакал. Ведь это я во всем виноват, ведь это я его, пусть нечаянно, но первый толкнул! Если бы я его не толкнул, он бы меня дураком не назвал. И от этого мне ещё обиднее стало, и я ещё громче заплакал. Так громко, что проснулась мама и ко мне подошла.

- Что стобой? - спросила она, - весь день смеялся, а теперь плачешь.

И я рассказал маме все.

- Ничего, - говорит мама, - это можно исправить. Встань завтра пораньше, зайди к Витьке, извинись перед ним, и вы помиритесь.

Встал я на другой день ни свет ни заря и к Витьке пошел.

- Куда ты? - спрашивает мама. - Он же ещё спит!

- Ничего, - говорю, - я его разбужу.

Иду я по улице, а на улице никого.

«Вот, - думаю, - приду сейчас к Витьке, он удивится, что я так рано пришел, и мы сразу помиримся».

И вдруг гляжу - навстречу Витька идет!

- Ты куда такую рань? - спрашиваю.

- К тебе, - говорит. - Правда, я думал, что ты ещё спишь, но если ты уже встал, то это ещё и лучше. Ты уж извини меня за вчерашнее, за то, что я тебя дураком назвал.

- Да ладно, - говорю, чего уж там! Ведь это я во всем виноват. Если бы я тебя не толкнул, ты бы меня дураком не назвал.

- Нет, - говорит Витька, это я, а не ты виноват. Ведь если бы я тебя не назвал дураком, то и ты б меня не назвал!

И стали мы вспоминать эту историю, и даже смешно стало. Ведь это ж надо - из-за ерунды какой-то, из-за пустяка поссориться!

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе ЗабайкальяВопросы:

  1. Понравился тебе рассказ?

  2. Проследи, как меняется настроение героя (Алеши) на протяжении всего повествования. От чего это зависит?

  3. Почему ребята решили помириться единовременно?

  4. Были ли у тебя случаи ссоры с друзьями? Как они закончились?

  5. Напиши небольшой рассказ о случае с другом.




34

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

Учись основам собирательского дела


  1. Учитывай особенности диалекта, на котором предстоит записывать фольклорные тексты(«дяревня», «тядровник», «идёть», «чё», «у яво», «никаво не ела» и т.д.)

  2. Большинство произведений традиционного фольклора ушло из активного бытования и хранится в памяти людей пожилого возраста, которые могут рассказать о старинных календарных и семейных обрядах, сказках, исторических песнях, балладах и духовных стихах. Лирические песни и частушки могут быть услышаны и от отдельных исполнителей, и от хоровых коллективов (семейных, соседских, самодеятельных).

  3. Пословицы, поговорки надо вылавливать в живой речи и записывать "с контекстом".

  4. Записи должны быть абсолютно точными, не должно быть никаких "улучшений", пропусков и изменений.

  5. Каждое фольклорное произведение должно быть точно "паспортизовано".

  6. Главное, что должно вдохновлять собирателя: любовь к родной культуре и уважение к людям, которые являются ее хранителями.

  7. Дерзайте - драгоценные находки вам обеспечены!

Паспорт фольклорной записи

Название текста___________________________________________

_________________________________________________________

Текст

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время записи_____________________________________________

Данные о рассказчике: фамилия________________________________________

имя_________________________________________________________________

отчество____________________________________________________________

национальность______________________________________________________

место рождения_______________________________________________________

образование__________________________________________________________

профессия исполнителя _____________________________________________________

дата рождения и сколько лет____________________________________________

Место записи________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Информация о собирателе____________________________________________________________________________________________________________________________________


Пример паспорта фольклорной записи:

Название текста____Быличка_______________________________________

_________________________________________________________

Текст

________Мы у Пятровсти жили. И один раз заночавали в лясу. А ночью слышим - колокольчики звенять. Мы соскочили. Смотрим, смотрим, нету никого. А оны ближе, ближе. Но никто так и не появился. Потом тятя сказал, что ето оны (черти) были. А мы на тропинке заночавали. А у их там дорога была. _____________________________________________________________________________

Время записи_____2000 год________________________________________

Данные о рассказчике: фамилия______Лукьянова__________________________________

имя_______________Тамара__________________________________________________

отчество_______________Леонтьевна___________________________________________

национальность________русская______________________________________________

место рождения_________село Гутай Красночикойского района

образование__________восьмилетнее___________________________________________

профессия исполнителя ________доярка_______________________________________

дата рождения и сколько лет________19.12.1948__________________________________

Место записи________село Гутай______________________________________________

____________________________________________________________________________

Информация о собирателе______________Коновалова И.Ю., студентка ЗабГГПУ, филологический факультет, 2000 год_____________________________________

Рабочая тетрадь по фольклору и литературе Забайкалья

37


© 2010-2022