«Идейно-худоственное своеобразие лирических миниатюр И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе»

Данный урок литературы призван обеспечить ознакомление учащихся 7 класса с лирическими миниатюрами И.С. Тургенева и раскрыть их идейно-художественное своеобразие. Анализируя "Стихотворения в прозе" на этом уроке, учащиеся развивают свою речь, умения высказывать свои впечатления от прочитанного. В процессе урока ребятам предлагаются разные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Завершающим этапом урока является творческая работа, где ребята попробуют свои силы в составлении лиричес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 7 классе.

Тема урока. « Идейно-художественное своеобразие лирических миниатюр

И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

Цель: обеспечить ознакомление учащихся с лирическими миниатюрами Тургенева и

раскрыть их идейно-художественное своеобразие;

развивать устную речь учащихся, умения высказывать свои впечатления, мысли и

чувства в форме лирических миниатюр;

способствовать формированию внимательного и бережного отношения учащихся к

слову и положительной мотивации к развитию правильной, культурной речи.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, тексты лирических миниатюр, презентация,

компьютерное обеспечение, раздаточный материал к уроку.

Ход урока.

«…что за гуманность, что за тёплое слово,

при простоте и радужных красках, что за

грусть, покорность и радость за человеческое

существование».

П.В.Анненков.

1. Орг. момент.

2. Работа над т\у.

(Слайд №1.)

а) Вступительное слово учителя.

- Недавно мне довелось подслушать интересный диалог: один мальчик рассказывал другому содержание фильма:

« - Этот как выскочит, как даст ему, а тот мужик вырубился. А этот потом прибежал обратно и всех замочил, а сам живой остался. Клёво.

- А зачем они за ним гонялись?

- Да он документы стащил у них, чтобы это…, ну для газеты, в общем без документов им всем кранты…»

А у вас в классе есть такие рассказчики? Наверное, есть. К сожалению, немногие люди умеют говорить красиво, выражать свои мысли точно, ясно, умно.

б) Постановка целей и задач урока.

(Слайд №2.)

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым литературным жанром - лирическими мини атюрами И.С.Тургенева, на примере этих произведений вы будете учиться высказывать свои впечатления, мысли и чувства. Читая миниатюры, вы должны обратить внимание на точность, выразительность, поэтичность этих произведений, на использованные автором художественные средства, чтобы при создании своих творческих работ по мере возмож-ности воспользоваться ими или создать что-то своё.

Так что же это такое - лирические миниатюры Тургенева?

в) Сообщение учащегося «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева».(опережающее д\з)

(Слайд №3 - эпиграф).

г) Вывод учителя: Итак, сплав поэзии и прозы… - так определил сущность этих произ- ведений литературовед Якушин Н. И., а теперь обратите внимание на наш эпиграф. По- смотрите, сколько всего увидел критик Анненков в лирических миниатюрах Тургенева.

А что увидели вы в тех миниатюрах, над которыми работали дома?

д) Анализ миниатюр (д\з). Работа по группам.

Группа Б: «Воробей».

1) Чтение миниатюры подготовленными учащимися.

2) Обсуждение идейно-художественного своеобразия произведения.

- Что заставило воробья «камнем упасть вниз»?

(страх за жизнь птенца, желание его защитить)

- Что ощущает эта отважная птица? Найдите описание её состояния в тексте.

- Почему пёс «смутился»? Обратите внимание на это слово, что оно означает?

(Смутиться - прийти в смущение, в замешательство, растеряться.

Пёс не ожидал, что воробей будет так себя вести, поэтому был

озадачен, растерян).

- А что же автор? Почему своё состояние он определяет, как «благоговение»? Как вы понимаете значение этого слова?

(Благоговение - глубокое почтение к кому-нибудь, преклонение

перед кем-либо.

Он восхищается птицей, её поступком, преклоняется перед её

стремлением во что бы то ни стало спасти птенца.)

- Какова основная идея этой миниатюры? Какими словами она выражена в тексте?

( Только любовью держится и движется жизнь).

- Не умаляет ли автор величие этого чувства, сопоставляя силу любви птицы и челове- ка?

( Нет. Неважно о чьей любви идёт речь, важно, что эта любовь

безгранична и самоотверженна).

Группа А: «Два богача».

1) Чтение миниатюры подготовленными учениками.

2) Обсуждение идейно-художественного своеобразия произведения.

- За что хвалит автор богача Ротшильда?

( выделяет много денег на лечение больных, воспитание детей,

заботу о старых, т.е. он занимается благотворительностью).

- А искренен ли автор в этом высказывании? Найдите в тексте слова, которые выдают истинное отношение к Ротшильду.

( богач, громадные доходы, умиляюсь).

- Как вы понимаете слово «умиляюсь»? Почему здесь оно звучит иронично?

(Умиляться - бывать растроганным, ощущать нежное,

тёплое чувство».

Легко уделить из огромных доходов на благотворительность).

- В чём, по мнению автора, простой бедняк-мужик превосходит богача Ротшильда?

(в душевной щедрости, доброте, милосердии).

е) Вывод: Что объединяет эти два таких, на первый взгляд, непохожих произведения?

(Любовь к ближнему, герои жертвуют собственным

благополучием ради других)

ж) Работа по теории литературы.

(Слайд №4)

  1. « Лирическая миниатюра»

- Какое слово в этом словосочетании главнее по значению? ( Лирическая).

- Подберите слова - разъяснения к этому слову, выразите своё понимание его значения.

(чувственная, эмоциональная, образная, красочная, яркая, мелодичная,

поэтическая).

- С помощью каких средств автор достигает лирического эффекта своих миниатюр?

( художественные средства (эпитеты, метафоры),

образность, выразительность, восклицания, повторы,

ряды однородных членов).

- Все эти средства приближают лирические миниатюры к поэзии или к прозе?

  1. Работа со сравнительной таблицей. (Художественные особенности поэзии и прозы).

- Докажите, что лирические миниатюры действительно являются стихами в прозе.

3) Вывод: В чём своеобразие жанра «Стихотворения в прозе»?

(«Сплав лирики и прозы»).

з) Сравнительный анализ художественных текстов ( отр. из рассказа «Бирюк» и лирическая миниатюра «Голуби»).

1) Самостоятельное чтение текстов учащимися.

2) Беседа с последующим составлением таблицы.

«Голуби». «Бирюк».

- С какой целью Тургенев использует описание грозы в этих текстах?

Экспозиция, начало повествования.

Для передачи внутреннего состояния, чувств автора и их оценки.

- В каком из текстов художественные приёмы ярче, выразительнее, эмоциональнее?

-

Яркие образы, эпитеты, удивительные метафоры, риторические восклицания т.д.

- Какой из текстов является целостным произведением и обладает композиционной законченностью?

Отрывок из рассказа.

Композиционно законченное произведение.

- Чем отличаются концовки текстов?

Нет вывода.

Концовка - философское обобщение.

и) О содержании лирической миниатюры.

(Слайд №5).

- Из чего состоит миниатюра?

  1. Яркое, образное описание.

  2. Размышление по теме сюжета.

  3. Вывод - философское обобщение.

к) Творческая работа - сочинение лирической миниатюры.

- На какую тему можно написать лирическую миниатюру?

(Слайд №6).

1.О красоте родной природы.

2. О любви к малой Родине.

3. О маме.

4. О друзьях.

- Попробуйте создать свою миниатюру.

3. Подведение итогов.

1)Чтение сочинённых лирических миниатюр.

2) Обобщающая беседа.

- Узнали ли вы сегодня что-то полезное для себя?

- Чему научились? Пригодится ли это вам в дальнейшей жизни? Почему?

( Очень важно уметь выражать свои мысли точно,

образно, красиво).

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

3) Выставление оценок.

4. Д\з: Гр. А: определить роль худ. средств в миниатюре «Русский язык»

Гр. Б: написать соч.-мин. «Художественные особенности «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева».


© 2010-2022