- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Идейно-худоственное своеобразие лирических миниатюр И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе»
«Идейно-худоственное своеобразие лирических миниатюр И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трофимова Т.И. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока. « Идейно-художественное своеобразие лирических миниатюр
И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».
Цель: обеспечить ознакомление учащихся с лирическими миниатюрами Тургенева и
раскрыть их идейно-художественное своеобразие;
развивать устную речь учащихся, умения высказывать свои впечатления, мысли и
чувства в форме лирических миниатюр;
способствовать формированию внимательного и бережного отношения учащихся к
слову и положительной мотивации к развитию правильной, культурной речи.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, тексты лирических миниатюр, презентация,
компьютерное обеспечение, раздаточный материал к уроку.
Ход урока.
«…что за гуманность, что за тёплое слово,
при простоте и радужных красках, что за
грусть, покорность и радость за человеческое
существование».
П.В.Анненков.
1. Орг. момент.
2. Работа над т\у.
(Слайд №1.)
а) Вступительное слово учителя.
- Недавно мне довелось подслушать интересный диалог: один мальчик рассказывал другому содержание фильма:
« - Этот как выскочит, как даст ему, а тот мужик вырубился. А этот потом прибежал обратно и всех замочил, а сам живой остался. Клёво.
- А зачем они за ним гонялись?
- Да он документы стащил у них, чтобы это…, ну для газеты, в общем без документов им всем кранты…»
А у вас в классе есть такие рассказчики? Наверное, есть. К сожалению, немногие люди умеют говорить красиво, выражать свои мысли точно, ясно, умно.
б) Постановка целей и задач урока.
(Слайд №2.)
Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым литературным жанром - лирическими мини атюрами И.С.Тургенева, на примере этих произведений вы будете учиться высказывать свои впечатления, мысли и чувства. Читая миниатюры, вы должны обратить внимание на точность, выразительность, поэтичность этих произведений, на использованные автором художественные средства, чтобы при создании своих творческих работ по мере возмож-ности воспользоваться ими или создать что-то своё.
Так что же это такое - лирические миниатюры Тургенева?
в) Сообщение учащегося «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева».(опережающее д\з)
(Слайд №3 - эпиграф).
г) Вывод учителя: Итак, сплав поэзии и прозы… - так определил сущность этих произ- ведений литературовед Якушин Н. И., а теперь обратите внимание на наш эпиграф. По- смотрите, сколько всего увидел критик Анненков в лирических миниатюрах Тургенева.
А что увидели вы в тех миниатюрах, над которыми работали дома?
д) Анализ миниатюр (д\з). Работа по группам.
Группа Б: «Воробей».
1) Чтение миниатюры подготовленными учащимися.
2) Обсуждение идейно-художественного своеобразия произведения.
- Что заставило воробья «камнем упасть вниз»?
(страх за жизнь птенца, желание его защитить)
- Что ощущает эта отважная птица? Найдите описание её состояния в тексте.
- Почему пёс «смутился»? Обратите внимание на это слово, что оно означает?
(Смутиться - прийти в смущение, в замешательство, растеряться.
Пёс не ожидал, что воробей будет так себя вести, поэтому был
озадачен, растерян).
- А что же автор? Почему своё состояние он определяет, как «благоговение»? Как вы понимаете значение этого слова?
(Благоговение - глубокое почтение к кому-нибудь, преклонение
перед кем-либо.
Он восхищается птицей, её поступком, преклоняется перед её
стремлением во что бы то ни стало спасти птенца.)
- Какова основная идея этой миниатюры? Какими словами она выражена в тексте?
( Только любовью держится и движется жизнь).
- Не умаляет ли автор величие этого чувства, сопоставляя силу любви птицы и челове- ка?
( Нет. Неважно о чьей любви идёт речь, важно, что эта любовь
безгранична и самоотверженна).
Группа А: «Два богача».
1) Чтение миниатюры подготовленными учениками.
2) Обсуждение идейно-художественного своеобразия произведения.
- За что хвалит автор богача Ротшильда?
( выделяет много денег на лечение больных, воспитание детей,
заботу о старых, т.е. он занимается благотворительностью).
- А искренен ли автор в этом высказывании? Найдите в тексте слова, которые выдают истинное отношение к Ротшильду.
( богач, громадные доходы, умиляюсь).
- Как вы понимаете слово «умиляюсь»? Почему здесь оно звучит иронично?
(Умиляться - бывать растроганным, ощущать нежное,
тёплое чувство».
Легко уделить из огромных доходов на благотворительность).
- В чём, по мнению автора, простой бедняк-мужик превосходит богача Ротшильда?
(в душевной щедрости, доброте, милосердии).
е) Вывод: Что объединяет эти два таких, на первый взгляд, непохожих произведения?
(Любовь к ближнему, герои жертвуют собственным
благополучием ради других)
ж) Работа по теории литературы.
(Слайд №4)
-
« Лирическая миниатюра»
- Какое слово в этом словосочетании главнее по значению? ( Лирическая).
- Подберите слова - разъяснения к этому слову, выразите своё понимание его значения.
(чувственная, эмоциональная, образная, красочная, яркая, мелодичная,
поэтическая).
- С помощью каких средств автор достигает лирического эффекта своих миниатюр?
( художественные средства (эпитеты, метафоры),
образность, выразительность, восклицания, повторы,
ряды однородных членов).
- Все эти средства приближают лирические миниатюры к поэзии или к прозе?
-
Работа со сравнительной таблицей. (Художественные особенности поэзии и прозы).
- Докажите, что лирические миниатюры действительно являются стихами в прозе.
3) Вывод: В чём своеобразие жанра «Стихотворения в прозе»?
(«Сплав лирики и прозы»).
з) Сравнительный анализ художественных текстов ( отр. из рассказа «Бирюк» и лирическая миниатюра «Голуби»).
1) Самостоятельное чтение текстов учащимися.
2) Беседа с последующим составлением таблицы.
«Голуби». «Бирюк».
- С какой целью Тургенев использует описание грозы в этих текстах?
Экспозиция, начало повествования.
Для передачи внутреннего состояния, чувств автора и их оценки.
- В каком из текстов художественные приёмы ярче, выразительнее, эмоциональнее?
-
Яркие образы, эпитеты, удивительные метафоры, риторические восклицания т.д.
- Какой из текстов является целостным произведением и обладает композиционной законченностью?
Отрывок из рассказа.
Композиционно законченное произведение.
- Чем отличаются концовки текстов?
Нет вывода.
Концовка - философское обобщение.
и) О содержании лирической миниатюры.
(Слайд №5).
- Из чего состоит миниатюра?
-
Яркое, образное описание.
-
Размышление по теме сюжета.
-
Вывод - философское обобщение.
к) Творческая работа - сочинение лирической миниатюры.
- На какую тему можно написать лирическую миниатюру?
(Слайд №6).
1.О красоте родной природы.
2. О любви к малой Родине.
3. О маме.
4. О друзьях.
- Попробуйте создать свою миниатюру.
3. Подведение итогов.
1)Чтение сочинённых лирических миниатюр.
2) Обобщающая беседа.
- Узнали ли вы сегодня что-то полезное для себя?
- Чему научились? Пригодится ли это вам в дальнейшей жизни? Почему?
( Очень важно уметь выражать свои мысли точно,
образно, красиво).
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
3) Выставление оценок.
4. Д\з: Гр. А: определить роль худ. средств в миниатюре «Русский язык»
Гр. Б: написать соч.-мин. «Художественные особенности «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева».