- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по литературе 7класс
Календарно-тематическое планирование по литературе 7класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мерзликина О.А. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2
«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:
на заседании зам.директора по УВР Директор МОУ Терновской
Педагогического совета СухоруковаМ.А. СОШ №2 Деев А.А.
«___»_________2013 г.
Пр. №___ от «___»_______2013г.
«____» ______ 2013г
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного предмета «литература» 7 класс
базовый уровень
Разработана:
Мерзликиной Ольгой Александровной
учителем русского языка и литературы
I квалификационной категории
Терновка 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ, Программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы/под редакцией Г.И.Беленького.- 4-е изд., переработанное - М.: Мнемозина, 2009. Данная программа предусматривает обязательное изучение литературы в 7классе - 70 часов (2 часа в неделю).
Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и учений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.
Курс 5-9-го классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.
В 5-6-м классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его художественно-идейного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.
В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе - человек. Соответственно предлагаются разделы - «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»; «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».
В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.
В 9-м классе, до настоящего времени завершающем неполное среднее образование, школьникам преподается краткий курс литературы в историческом освещении - от «Слова о полку Игореве» до некоторых произведений XX века В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) - выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений -основа изучения литературы в школе. Главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.
Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача - способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений
Программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором - более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театрализованными постановками и т.д.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.
Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:
-
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
-
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
-
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
-
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
-
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
-
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
-
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
-
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
-
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Литература. 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2010
-
Г.И.Беленький, О.М.Хренова. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс
-
Г.И.Беленький. Литература 7 класс. Методические советы.
Учебно-тематический план.
№
Распределение учебного времени
Общее количество часов
В том числе
Развитие речи
Внеклассное чтение
1.
Всего часов по учебному плану
70
5
5
2.
Количество часов в неделю
2
3.
Запланировано на 1 четверть
18
1
4.
Запланировано на 2 четверть
14
1
2
5.
Запланировано на 3 четверть
20
2
2
6.
Запланировано на 4 четверть
18
1
1
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Внеклас-
сное чтение
Краткое содержание
Введение.
1
Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
«МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ»
17
1
М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.
А.К. Толстой.
Для чтения и бесед
«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.
Для чтения и изучения
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Поэма как жанр. Метафора.
Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
Для чтения и бесед
И.С. Никитин. «Русь»; К.М. Симонов. «Тарас Бульба».
Для самостоятельного чтения ( к разделу 1)
Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».
«ХУДОЖНИК - ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ»
14
1
2
И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
Для чтения и изучения
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Для чтения и бесед
«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».
Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.
Для чтения и изучения
«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
Для чтения и бесед
«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.
Для чтения и бесед
«Дикий помещик».
А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
Для чтения и изучения
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
Для чтения и бесед
«На мельнице».
«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Для самостоятельного чтения ( к разделу II )
И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.
«ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ»
3
Для чтения и бесед
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».
«ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ»
17
2
2
Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
Для чтения и бесед
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).
Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.
Максим Горький. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». « Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.
Для самостоятельного чтения ( к разделу IV )
В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А.М. Володин. «Старшая сестра»; И.А. Ефремов . «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеева, Г.Г. Белых. «Республика Шкид»; Е.И. Носов. «Потрава».
«СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ»
5
Для чтения и бесед
С.П. Шевырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Феофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».
«ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ»
3
Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.
Для чтения и бесед
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
И.А. Крылов. Крылов-драматург.
Для чтения и бесед
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).
Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.
Комедия как литературный жанр.
«ФАНТАСТИКА. ТЕМА БУДУЩЕГО»
10
1
1
Для чтения и бесед
В.А. Рождественский. «Над книгой».
А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
Р. Бредбери.
Для чтения и бесед
«Каникулы», «Земляничное окошко»
Итого
70
5
5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7класс
№№
П/П
Тема урока.
Тип урока.
Кол-во
уро
ков
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
Дата по плану
Дата факт.
1
1 четверть
Введение Художественное время и художественное пространство в литературе Роды и виды литературы.
Вводный урок.
1
Художественная литература в жизни человека. Пространство и время в литературе.
Уметь соотносить время реальное и время художественное
Чтение статьи учебника
5.09
«Минувшее проходит предо мною…» (17часов)
2-3
М.Ю.Лермонтов 1.Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
2. Сила и цельность характера Калашникова.
Практикум.
2
Картины быта ХYI века. Смысл столкновения героев. Сила и цельность характера Калашникова.
Уметь выразительно читать поэму,
знать ее содержание, характеризовать героев
Чтение поэмы, анализ эпизодов
6.09
12.09
4
А.К.Толстой «Василий Шибанов». Роль главного героя.
Практикум.
1
Три героя баллады
Роль главного героя
Уметь выразительно читать балладу, анализировать ее содержание,
Знать особенности композиции и сюжет баллады
Выразительное чтение баллады
13.09
5-10
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
1.Интерес писателя к прошлому Родины.
2. Гоголь о Запорожской Сечи.
3. Черты характера Тараса Бульбы.
4. Остап и Андрий.
5. Трагедия Тараса.
6. Патриотический пафос повести.
Объяснительно-иллюстративный.
6
Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи Черты характера Тараса Бульбы. Остап и Андрий. Трагедия Тараса.
Знать содержание повести, ее героев, уметь характеризовать поступки героев, соотносить произведение с произведениями устного народного творчества
Анализ глав,
Выборочное чтение, чтение по ролям
19.09
20.09
26.09
27.09
3.10
4.10
11
РР Сочинение «Судьба героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1
Отбор и систематизация материалов к сочинению
Уметь писать сочинение на литературную тему.
Работа с первоисточником
10.10
12-14
А.С.Пушкин «Полтава»
1. История создания поэмы.
2. Прошлое Родины.
3.Тема Петра I в творчестве поэта.
Объяснительно-иллюстративный.
3
История создания поэмы. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы.
Картины природы и их роль в поэме
Знать композицию поэмы, уметь выразительно читать, анализировать эпизоды
Чтение избранных страниц поэмы
11.10
17.10
18.10
15-16
Н.С.Лесков «Человек на часах»
1. Проблема чувства и долга в произведении.
2. Герой-праведник в рассказе.
Объяснительно-иллюстративный.
2
Роль происшествия в раскрытии образов героев. Проблема чувства и долга в произведении. Разговорный характер повествования.
Уметь анализировать произведение, определять его идею, тему.
Чтение текста
24.10
25.10
17
И.С.Никитин «Русь»
Тема Родины в стихотворении.
Объяснительно-иллюстративный.
1
Тема Родины в стихотворении
Уметь выразительно читать стихотворение, определять тему и идею
Анализ художественных средств, ритма, рифмы стихотворения
31.10
18
К.М.Симонов «Тарас Бульба»
Перекличка эпох в творчестве писателей и поэтов.
Объяснительно-иллюстративный.
1
Смысл сопоставления героев повести Гоголя «Тарас Бульба» и героев Великой Отечественной войны».
Уметь анализировать лирическое произведение
Чтение, анализ
1.11
«Художник - голос своей эпохи» (14часов)
19-20
2 четверть
И.С.Тургенев «Бирюк»
1.Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» .
2. Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.
Объяснительно-иллюстративный.
2
Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры героя, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.
Знать основное содержание рассказа и роль рассказчика в произведении
Анализ эпического произведения
14.11
15.11
21
И.С.Тургенев Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача» и другие
Раздумья писателя на нравственные темы в стихотворениях в прозе.
Объяснительно-иллюстративный.
1
Раздумья писателя на нравственные темы в стихотворениях в прозе. Отсутствие рифм в стихотворениях
Знать особенности стихотворений в прозе И.С.Тургенева
Выразительное чтение стихотворений, наблюдение над тонально
стью, словарем, ритмикой фраз
21.11
22
Н.А.Некрасов Картины народной жизни в творчестве поэта «Железная дорога»
Объяснительно-иллюстративный.
1
Историческая основа стихотворения. Мысль о величии народа, создателе всех духовных и материальных ценностей. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов
фантастики, диалог-спор.
Уметь анализировать лирическое произведение
Чтение, анализ
22.11
23
Н.А.Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская»
Песенность лирики Н.А.Некрасова.
Объяснительно-иллюстративный.
1
Тяжелая «долюшка женская» в стихотворениях.
Сопоставление текстов двух стихотворений. Художественно-выразительные средства
Уметь находить в тексте эпитеты, строфы-зарисовки, черты УНТ
Анализ лирических произведений
28.11
24
Вн чт. Н.А.Некрасов Из поэмы «Мороз, Красный нос»
Картины народной жизни в поэзии Некрасова.
1
Расширение и углубление знаний о поэзии Н.А.Некрасова, темах его стихотворений
Уметь выразительно читать лирические произведения, находить выразительные средства
Отзыв о прочитанном произведении
29.11
25-26
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил»
1.Приемы сказочного повествования.
2. Противопоставление невежества и паразитизма генералов рабской покорности и сметливости крестьянина.
Объяснительно-иллюстративный.
2
На пути к сказке. Противопоставление невежества и паразитизма генералов рабской покорности и сметливости крестьянина. Приемы сказочного повествования
Уметь анализировать эпическое произведение, находить средства выразительности
Анализ произведения, чтение понравившихся страниц
5.12
6.12
27
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
Изменения облика помещика.
Практикум.
1
Сатирическая гипербола и гротеск в произведении
Находить общие черты сказок Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок, анализировать поведение героя
Чтение избранных глав, беседа
12.12
28=
30
А.П.Чехов Рассказы «Хамелеон», «На мельнице»
«Тоска»
1.Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова 2.Изображение человеческих качеств и взаимоотношений в рассказах.
3.Юмор и сатира.
Объяснительно-иллюстративный.
3
Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова Изображение человеческих качеств и взаимоотношений в рассказах. Юмор и сатира.
Уметь читать в лицах рассказы Чехова, определять их идею,
Чтение, анализ
13.12
19.12
20.12
31
Вн.чт. А.П.Чехов Рассказы.
Урок-практикум.
1
Инсценирование рассказов Чехова
Умение выразительно читать рассказы
26.12
32
РР. Проверка техники чтения.
1
27.12
Запечатленные мгновения (3часа)
33-35
3 четверть
Ф.И.Тютчев «Весенняя
гроза», «Как неожиданно и ярко…», А.А.Фет «Мотылек мальчику», «Сосны», Я.П.Полонский «Дорога», «Зимнее утро».
1.Своеобразие лирики Тютчева, Фета , Полонского.
2.Поэтическое изображение родной природы.
3.Выражение собственного настроения.
Работа с текстом, практикум.
3
Знакомство с лирикой Тютчева, Фета,
Полонского, выразительное чтение стихов.
Отрабатывать навыки выразительного чтения, анализировать темы и мотивы стихотворений
Чтение текстов
Человек в движении времени (17часов)
36-38
Л.Н.Толстой «Детство»
1.Краткий рассказ о писателе.
2.Взаимоотношения детей и взрослых.
3.Проявления чувств героя.
Объяснительно-иллюстративный.
3
Л.Н.Толстой - автор повестей о становлении характера человека(автобиографическая трилогия)
Рассмотреть вопросы становления характера Николеньки Иртеньева в повести Л.Н.Толстого «Детство»
Анализ глав
39-41
Л.Н.Толстой «Отрочество»
1. Особенности построения повести (рассказ от лица героя).
2.Анализ собственных поступков.
3.Становление характера героя.
Работа с текстом, практикум.
3
Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основа становления личности
Отрабатывать навыки анализа характеристики героя художественного произведения
Анализ эпизодов
42
РР Сочинение «Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева».
1
Подбор материалов к сочинению
Работа над сочинением
Написание сочинения
43-45
Ф.М.Достоевский «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»)
1.Характерные герои Достоевского.
2.Проблемы борьбы добра и зла в душе человека.
3.Осуждение самомнения и самолюбования.
Работа с текстом, практикум.
3
Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий ребенка
Работа над характеристикой героя, воспитание чувств сострадания к ближнему
Анализ эпизодов
46-49
М.Горький «Детство»
1. Автобиографическая основа повести.
2.Изображение «свинцовых мерзостей жизни.
3.Влияние бабушки на Алешу.
4. Вера писателя в творческие силы народы.
Работа с текстом, практикум.
4
Автобиографическая основа повести.
Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни»
Выделение эпизодов, содержащих изображение русской жизни писателем. Работа над характеристиками героев
Анализ текста, эпизода
50
РР Сочинение «Бабушка Акулина Ивановна»
1
Работа над материалами к сочинению
Характеристика героя художественного произведения
Написание сочинения
51-52
Вн. чт. В.А.Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки»
1.Человек в движении и времени.
2.Смысл названия рассказа.
Работа с текстом, практикум.
2
Анализ характеристики героя. Человек в движении и времени.
Умение давать характеристику героя произведения, его поступков, поведения.
Анализ эпизодов
Содружество искусств (5часов)
53
4 четверть
С.П. Шевырев «Звуки»
Изображение художественного времени и пространства в музыке.
Работа с текстом, практикум.
1
Чтение избранных эпизодов. Изображение художественного времени и пространства в музыке
Анализировать эпизод произведения
Анализ текста, работа над художественно-выразительными средствами
54
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Связь художественного произведения с искусством.
Работа с текстом, практикум.
1
Связь художественного произведения с искусством
Анализ эпизодов
Чтение текста, работа над лексикой
55-57
А.А.Блок «Я никогда не понимал», К.Д.Бальмонт «Грусть», К.М.Фофанов «Художник», «Уснули и травы, и волны…»
1.Пейзажная лирика.
2.Одухотворенность природы, слияние с ней человека.
3.Труд души, красота человека.
Работа с текстом, практикум.
3
Выразительное чтение стихотворений, анализ общих тем, мотивов. Автор в стихотворение
Выразительное чтение, анализ художественно-выразительных средств в тексте
Работа с текстом
Перекличка эпох (3часа)
58-59
Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» Мольер - великий комедиограф.
Объяснительно-иллюстративный.
2
Обзор содержания комедии
Анализ избранных глав, понятие о комедии
Анализ избранных глав, особенности комедии
60
И.А.Крылов «Урок дочкам»
Крылов - драматург.
Объяснительно-иллюстративный.
1
Крылов - драматург. Обзор содержания комедии «урок дочкам».
Чтение и анализ отдельных сцен
Работа с текстом, лексика, основная мысль
Фантастика. Тема будущего (10часов)
61
Всеволод Рождественский «Над книгой».
Объяснительно-иллюстративный.
1
Выразительное чтение, анализ
Уметь анализировать художественно-выразительные средства языка
Выразительное чтение
62-63
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1.«Маленький принц» как лирико-философская сказка.
2. Смысл афоризмов в сказке.
Работа с текстом, практикум.
2
«Маленький принц» как лирико-философская сказка
Истинные и мнимые ценности жизни в произведении
Анализ глав.
64-65
Рей Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко
1.Фантастика как средство выявления человеческих взаимоотношений и проблем.
2.Трагизм одиночества.
Работа с текстом, практикум.
2
Фантастика как средство выявления человеческих взаимоотношений и проблем.
Показать трагизм одиночества героев, веру в разум человека, способность преодолевать трудности.
Анализ прочитанного
66
Вн. чт.Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Тема одиночества в произведении.
Работа с текстом, практикум.
1
Тема одиночества в произведении. Единение человека и природы.
Анализ взаимоотношения человека и собаки. Преданность и взаимопонимание в произведении.
Работа с текстом
67
Г.Гейне Избранная лирика.
Работа с текстом, практикум.
1
Выразительное чтение
Анализ тем, лирических чувств, лексики
Выразительное чтение
68
Ж.В.»Дети капитана Гранта»
Жанр приключенческого романа.
Работа с текстом, практикум.
1
Жанр приключенческого романа. Обзор содержания
Чтение избранных эпизодов
Работа с текстом
69
Г. Джованьоли «Спартак»
Связь художественного произведения с историей.
Работа с текстом, практикум.
1
С вязь художественного произведения с историей.
Анализ эпизода. Характеристика героя
Работа с текстом, Портрет героя худ произведения
70
РР. Проверка техники чтения. Подведение итогов курса 7 класса.
1
Навыки беглого, осознанного чтения
Чтение и пересказ прочитанного
Анализ результатов контроля за техникой чтения.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
-
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.
-
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 7 кл. - М.: Мнемозина, 2009.
-
Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.
-
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. - Москва: Владос, 2010.
-
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
-
Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
-
Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2010.
-
Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк - Альфа, 2010.
Дополнительная учебная литература
-
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2010.
-
Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2010.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 20011.
-
Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2011.
-
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.
-
Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2011.
-
Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. - М.: Материк Альфа, 2003.
-
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
-
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.
Справочные пособия
-
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.
-
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
-
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.
-
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.
-
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
-
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
-
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
-
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.
-
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.
-
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
-
Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».
-
Диск «Литература. Средняя школа. 7 класс. Обучающая программа (1С)».
-
Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 - 11 классы».
-
Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 7 класс».
-
Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 7 класса, 40 интерактивных уроков».
-
Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
-
Диск «Пушкин А.С. Произведения».
-
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
-
Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
-
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
-
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
-
Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
-
Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.