Календарно-тематическое планирование по литературе 7класс

Календарно-тематическое планирование по литературе 7класс.             Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ, Программой  для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы/под редакцией Г.И.Беленького.- 4-е изд., переработанное – М.: Мнемозина, 2009. Данная программа предусматривает обязательное изучение литературы в 7классе – 70 часов (2 часа в неделю).             Содержание и структура программ определяются целью литературного...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ТЕРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2

«Рассмотрено и принято» Согласовано: Утверждено:

на заседании зам.директора по УВР Директор МОУ Терновской

Педагогического совета СухоруковаМ.А. СОШ №2 Деев А.А.

«___»_________2013 г.

Пр. №___ от «___»_______2013г. ­­­­­

«____» ______ 2013г


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «литература» 7 класс

базовый уровень

Разработана:

Мерзликиной Ольгой Александровной

учителем русского языка и литературы

I квалификационной категории


Терновка 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ, Программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы/под редакцией Г.И.Беленького.- 4-е изд., переработанное - М.: Мнемозина, 2009. Данная программа предусматривает обязательное изучение литературы в 7классе - 70 часов (2 часа в неделю).

Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:

- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

- формирование у школьников знаний и учений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.

Курс 5-9-го классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

В 5-6-м классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его художественно-идейного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе - человек. Соответственно предлагаются разделы - «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»; «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».

В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

В 9-м классе, до настоящего времени завершающем неполное среднее образование, школьникам преподается краткий курс литературы в историческом освещении - от «Слова о полку Игореве» до некоторых произведений XX века В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) - выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений -основа изучения литературы в школе. Главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача - способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений

Программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором - более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театрализованными постановками и т.д.

Задачи изучения литературы представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной. Формирование эс­тетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоя­тельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведе­ний данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеуроч­ное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.

Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Литература. 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2010


  1. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс


  1. Г.И.Беленький. Литература 7 класс. Методические советы.







Учебно-тематический план.

Распределение учебного времени

Общее количество часов

В том числе

Развитие речи

Внеклассное чтение

1.

Всего часов по учебному плану

70

5

5

2.

Количество часов в неделю

2



3.

Запланировано на 1 четверть

18

1


4.

Запланировано на 2 четверть

14

1

2

5.

Запланировано на 3 четверть

20

2

2

6.

Запланировано на 4 четверть

18

1

1







Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклас-

сное чтение

Краткое содержание

Введение.

1



Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

«МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ»

17

1


М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И.С. Никитин. «Русь»; К.М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения ( к разделу 1)

Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».


«ХУДОЖНИК - ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ»

14

1

2

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу II )

И.С. Тургенев. «Записки охотника»; Н.А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.


«ЗАПЕЧАТЛЕННЫЕ МГНОВЕНИЯ»

3



Для чтения и бесед

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».


«ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ»

17

2

2

Л.Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». « Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к людям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу IV )

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А.М. Володин. «Старшая сестра»; И.А. Ефремов . «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеева, Г.Г. Белых. «Республика Шкид»; Е.И. Носов. «Потрава».


«СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ»

5



Для чтения и бесед

С.П. Шевырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Феофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».

«ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ»

3



Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И.А. Крылов. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

«ФАНТАСТИКА. ТЕМА БУДУЩЕГО»

10

1

1

Для чтения и бесед

В.А. Рождественский. «Над книгой».

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко»


Итого

70

5

5


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7класс




№№

П/П

Тема урока.

Тип урока.

Кол-во

уро

ков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата по плану

Дата факт.

1

1 четверть

Введение Художественное время и художественное пространство в литературе Роды и виды литературы.

Вводный урок.

1

Художественная литература в жизни человека. Пространство и время в литературе.

Уметь соотносить время реальное и время художественное

Чтение статьи учебника

5.09

«Минувшее проходит предо мною…» (17часов)

2-3

М.Ю.Лермонтов 1.Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2. Сила и цельность характера Калашникова.

Практикум.

2

Картины быта ХYI века. Смысл столкновения героев. Сила и цельность характера Калашникова.

Уметь выразительно читать поэму,

знать ее содержание, характеризовать героев

Чтение поэмы, анализ эпизодов

6.09

12.09

4

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Роль главного героя.

Практикум.

1

Три героя баллады

Роль главного героя

Уметь выразительно читать балладу, анализировать ее содержание,

Знать особенности композиции и сюжет баллады

Выразительное чтение баллады

13.09

5-10

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

1.Интерес писателя к прошлому Родины.

2. Гоголь о Запорожской Сечи.

3. Черты характера Тараса Бульбы.

4. Остап и Андрий.

5. Трагедия Тараса.

6. Патриотический пафос повести.

Объяснительно-иллюстративный.

6

Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи Черты характера Тараса Бульбы. Остап и Андрий. Трагедия Тараса.

Знать содержание повести, ее героев, уметь характеризовать поступки героев, соотносить произведение с произведениями устного народного творчества

Анализ глав,

Выборочное чтение, чтение по ролям

19.09

20.09

26.09

27.09

3.10

4.10

11

РР Сочинение «Судьба героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Отбор и систематизация материалов к сочинению

Уметь писать сочинение на литературную тему.

Работа с первоисточником

10.10

12-14

А.С.Пушкин «Полтава»

1. История создания поэмы.

2. Прошлое Родины.

3.Тема Петра I в творчестве поэта.

Объяснительно-иллюстративный.

3

История создания поэмы. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы.

Картины природы и их роль в поэме

Знать композицию поэмы, уметь выразительно читать, анализировать эпизоды

Чтение избранных страниц поэмы

11.10

17.10

18.10

15-16

Н.С.Лесков «Человек на часах»

1. Проблема чувства и долга в произведении.

2. Герой-праведник в рассказе.

Объяснительно-иллюстративный.

2

Роль происшествия в раскрытии образов героев. Проблема чувства и долга в произведении. Разговорный характер повествования.

Уметь анализировать произведение, определять его идею, тему.

Чтение текста

24.10

25.10

17

И.С.Никитин «Русь»

Тема Родины в стихотворении.

Объяснительно-иллюстративный.

1

Тема Родины в стихотворении

Уметь выразительно читать стихотворение, определять тему и идею

Анализ художественных средств, ритма, рифмы стихотворения

31.10

18

К.М.Симонов «Тарас Бульба»

Перекличка эпох в творчестве писателей и поэтов.

Объяснительно-иллюстративный.

1

Смысл сопоставления героев повести Гоголя «Тарас Бульба» и героев Великой Отечественной войны».

Уметь анализировать лирическое произведение

Чтение, анализ

1.11

«Художник - голос своей эпохи» (14часов)

19-20

2 четверть

И.С.Тургенев «Бирюк»

1.Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» .

2. Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.

Объяснительно-иллюстративный.

2

Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры героя, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

Знать основное содержание рассказа и роль рассказчика в произведении

Анализ эпического произведения

14.11

15.11

21

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача» и другие

Раздумья писателя на нравственные темы в стихотворениях в прозе.

Объяснительно-иллюстративный.

1

Раздумья писателя на нравственные темы в стихотворениях в прозе. Отсутствие рифм в стихотворениях

Знать особенности стихотворений в прозе И.С.Тургенева

Выразительное чтение стихотворений, наблюдение над тонально

стью, словарем, ритмикой фраз

21.11

22

Н.А.Некрасов Картины народной жизни в творчестве поэта «Железная дорога»

Объяснительно-иллюстративный.

1

Историческая основа стихотворения. Мысль о величии народа, создателе всех духовных и материальных ценностей. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов

фантастики, диалог-спор.

Уметь анализировать лирическое произведение

Чтение, анализ

22.11

23

Н.А.Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская»

Песенность лирики Н.А.Некрасова.

Объяснительно-иллюстративный.

1

Тяжелая «долюшка женская» в стихотворениях.

Сопоставление текстов двух стихотворений. Художественно-выразительные средства

Уметь находить в тексте эпитеты, строфы-зарисовки, черты УНТ

Анализ лирических произведений

28.11

24

Вн чт. Н.А.Некрасов Из поэмы «Мороз, Красный нос»

Картины народной жизни в поэзии Некрасова.

1

Расширение и углубление знаний о поэзии Н.А.Некрасова, темах его стихотворений

Уметь выразительно читать лирические произведения, находить выразительные средства

Отзыв о прочитанном произведении

29.11

25-26

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил»

1.Приемы сказочного повествования.

2. Противопоставление невежества и паразитизма генералов рабской покорности и сметливости крестьянина.

Объяснительно-иллюстративный.

2

На пути к сказке. Противопоставление невежества и паразитизма генералов рабской покорности и сметливости крестьянина. Приемы сказочного повествования

Уметь анализировать эпическое произведение, находить средства выразительности

Анализ произведения, чтение понравившихся страниц


5.12

6.12

27

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

Изменения облика помещика.

Практикум.


1

Сатирическая гипербола и гротеск в произведении

Находить общие черты сказок Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок, анализировать поведение героя

Чтение избранных глав, беседа

12.12

28=

30

А.П.Чехов Рассказы «Хамелеон», «На мельнице»

«Тоска»

1.Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова 2.Изображение человеческих качеств и взаимоотношений в рассказах.

3.Юмор и сатира.

Объяснительно-иллюстративный.

3

Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова Изображение человеческих качеств и взаимоотношений в рассказах. Юмор и сатира.

Уметь читать в лицах рассказы Чехова, определять их идею,

Чтение, анализ

13.12

19.12

20.12

31

Вн.чт. А.П.Чехов Рассказы.

Урок-практикум.

1

Инсценирование рассказов Чехова

Умение выразительно читать рассказы

26.12

32

РР. Проверка техники чтения.

1

27.12

Запечатленные мгновения (3часа)

33-35

3 четверть

Ф.И.Тютчев «Весенняя

гроза», «Как неожиданно и ярко…», А.А.Фет «Мотылек мальчику», «Сосны», Я.П.Полонский «Дорога», «Зимнее утро».

1.Своеобразие лирики Тютчева, Фета , Полонского.

2.Поэтическое изображение родной природы.

3.Выражение собственного настроения.

Работа с текстом, практикум.

3

Знакомство с лирикой Тютчева, Фета,

Полонского, выразительное чтение стихов.

Отрабатывать навыки выразительного чтения, анализировать темы и мотивы стихотворений

Чтение текстов

Человек в движении времени (17часов)

36-38

Л.Н.Толстой «Детство»

1.Краткий рассказ о писателе.

2.Взаимоотношения детей и взрослых.

3.Проявления чувств героя.

Объяснительно-иллюстративный.

3

Л.Н.Толстой - автор повестей о становлении характера человека(автобиографическая трилогия)

Рассмотреть вопросы становления характера Николеньки Иртеньева в повести Л.Н.Толстого «Детство»

Анализ глав

39-41

Л.Н.Толстой «Отрочество»

1. Особенности построения повести (рассказ от лица героя).

2.Анализ собственных поступков.

3.Становление характера героя.

Работа с текстом, практикум.

3

Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основа становления личности

Отрабатывать навыки анализа характеристики героя художественного произведения

Анализ эпизодов

42

РР Сочинение «Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева».

1

Подбор материалов к сочинению

Работа над сочинением

Написание сочинения

43-45

Ф.М.Достоевский «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»)

1.Характерные герои Достоевского.

2.Проблемы борьбы добра и зла в душе человека.

3.Осуждение самомнения и самолюбования.

Работа с текстом, практикум.

3

Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий ребенка

Работа над характеристикой героя, воспитание чувств сострадания к ближнему

Анализ эпизодов

46-49

М.Горький «Детство»

1. Автобиографическая основа повести.

2.Изображение «свинцовых мерзостей жизни.

3.Влияние бабушки на Алешу.

4. Вера писателя в творческие силы народы.

Работа с текстом, практикум.

4

Автобиографическая основа повести.

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни»

Выделение эпизодов, содержащих изображение русской жизни писателем. Работа над характеристиками героев

Анализ текста, эпизода

50

РР Сочинение «Бабушка Акулина Ивановна»

1

Работа над материалами к сочинению

Характеристика героя художественного произведения

Написание сочинения

51-52

Вн. чт. В.А.Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки»

1.Человек в движении и времени.

2.Смысл названия рассказа.

Работа с текстом, практикум.

2

Анализ характеристики героя. Человек в движении и времени.

Умение давать характеристику героя произведения, его поступков, поведения.

Анализ эпизодов

Содружество искусств (5часов)

53

4 четверть

С.П. Шевырев «Звуки»

Изображение художественного времени и пространства в музыке.

Работа с текстом, практикум.

1

Чтение избранных эпизодов. Изображение художественного времени и пространства в музыке

Анализировать эпизод произведения

Анализ текста, работа над художественно-выразительными средствами

54

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Связь художественного произведения с искусством.

Работа с текстом, практикум.

1

Связь художественного произведения с искусством

Анализ эпизодов

Чтение текста, работа над лексикой

55-57

А.А.Блок «Я никогда не понимал», К.Д.Бальмонт «Грусть», К.М.Фофанов «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

1.Пейзажная лирика.

2.Одухотворенность природы, слияние с ней человека.

3.Труд души, красота человека.

Работа с текстом, практикум.

3

Выразительное чтение стихотворений, анализ общих тем, мотивов. Автор в стихотворение

Выразительное чтение, анализ художественно-выразительных средств в тексте

Работа с текстом

Перекличка эпох (3часа)

58-59

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» Мольер - великий комедиограф.

Объяснительно-иллюстративный.

2

Обзор содержания комедии

Анализ избранных глав, понятие о комедии

Анализ избранных глав, особенности комедии

60

И.А.Крылов «Урок дочкам»

Крылов - драматург.

Объяснительно-иллюстративный.

1

Крылов - драматург. Обзор содержания комедии «урок дочкам».

Чтение и анализ отдельных сцен

Работа с текстом, лексика, основная мысль

Фантастика. Тема будущего (10часов)

61

Всеволод Рождественский «Над книгой».

Объяснительно-иллюстративный.

1

Выразительное чтение, анализ

Уметь анализировать художественно-выразительные средства языка

Выразительное чтение

62-63

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1.«Маленький принц» как лирико-философская сказка.

2. Смысл афоризмов в сказке.

Работа с текстом, практикум.

2

«Маленький принц» как лирико-философская сказка

Истинные и мнимые ценности жизни в произведении

Анализ глав.

64-65

Рей Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко

1.Фантастика как средство выявления человеческих взаимоотношений и проблем.

2.Трагизм одиночества.

Работа с текстом, практикум.

2

Фантастика как средство выявления человеческих взаимоотношений и проблем.

Показать трагизм одиночества героев, веру в разум человека, способность преодолевать трудности.

Анализ прочитанного

66

Вн. чт.Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Тема одиночества в произведении.

Работа с текстом, практикум.

1

Тема одиночества в произведении. Единение человека и природы.

Анализ взаимоотношения человека и собаки. Преданность и взаимопонимание в произведении.

Работа с текстом

67

Г.Гейне Избранная лирика.

Работа с текстом, практикум.

1

Выразительное чтение

Анализ тем, лирических чувств, лексики

Выразительное чтение

68

Ж.В.»Дети капитана Гранта»

Жанр приключенческого романа.

Работа с текстом, практикум.

1

Жанр приключенческого романа. Обзор содержания

Чтение избранных эпизодов

Работа с текстом

69

Г. Джованьоли «Спартак»

Связь художественного произведения с историей.

Работа с текстом, практикум.

1

С вязь художественного произведения с историей.

Анализ эпизода. Характеристика героя

Работа с текстом, Портрет героя худ произведения

70

РР. Проверка техники чтения. Подведение итогов курса 7 класса.

1

Навыки беглого, осознанного чтения

Чтение и пересказ прочитанного

Анализ результатов контроля за техникой чтения.





Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература


  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.

  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литера­туре. 7 кл. - М.: Мнемозина, 2009.

  3. Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.

  4. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. - Москва: Владос, 2010.

  5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.

  6. Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.

  7. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.

  8. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2010.

  9. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк - Альфа, 2010.

Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2010.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 20011.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 7 класс. - М.: Вако, 2011.

  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 8 классе. - Просвещение, 2006.

  6. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2011.

  7. Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. - М.: Материк Альфа, 2003.

  8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  9. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007.

Ресурсы ИКТ

  1. Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».

  2. Диск «Литература. Средняя школа. 7 класс. Обучающая программа (1С)».

  3. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 - 11 классы».

  4. Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе. 7 класс».

  5. Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 7 класса, 40 интерактивных уроков».

  6. Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».

  7. Диск «Пушкин А.С. Произведения».

  8. Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  9. Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».

  10. Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  11. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».

  12. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».

  13. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.


© 2010-2022