Тема: Обобщение знаний о частях речи

Урок - аукцион. Обобщение знанийЦели и задачи: Формировать умения распознавать части речи. Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. Всесторонне развивать речевую деятельность учащихся, при составлении предложений и в процессе работы над текстом. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.Способствовать желанию творить и создавать маленькие шедевры коллективной деятельности.Форма пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - аукцион знаний для начальных классов

Тема: "Обобщение знаний о частях речи"

Автор: Тюркина Валентина Васильевна

Целевая аудитория: 4 класс

Цели и задачи:

  • Формировать умения распознавать части речи.

  • Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

  • Всесторонне развивать речевую деятельность учащихся, при составлении предложений и в процессе работы над текстом.

  • Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

Способствовать желанию творить и создавать маленькие шедевры коллективной деятельности.

Форма проведения: групповая.

Дети сидят в 4 группах по 6 человек.

Оборудование: интерактивная доска со слайдами заданий, фишки, репродукция картины Бориса Кустодиева «Зима», индивидуальные конверты с заданиями для каждой группы, карточки с изображением смайликов.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим постигать тайны прекрасного, чарующего и интересного.

2. Актуализация знаний об имени существительном.

Обратите внимание на доску и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? ( слайд1)

Тема нашего урока « Части речи»

Каждая группа может сейчас себе купить любую часть речи за знания о той или иной части речи.

За каждый правильный ответ группа получает фишку, у кого будет больше фишек и не останется вариантов ответов, та группа и покупает себе выставленную на аукцион часть речи.

Итак, первая часть речи - имя существительное»

Что вы о нем знаете?

  • Изменяется по числам;

  • Изменяется по падежам;

  • Обозначает предмет;

  • Отвечает на вопросы кто? что?;

  • Не изменяется по родам;

  • В предложении может быть выражено как главным членом предложения, так и второстепенным;

  • Собственные, нарицательные;

  • Одушевленные, неодушевленные;

  • И т. д.

3.Работа в группе

Группа, которая приобрела себе имя существительное, получает конверт, в котором находятся слова этой части речи.

Ваша задача выбрать только те слова, которые показывают, что мы сможем сегодня развивать на уроке?

Мышление, внимание орфографическую зоркость, воображение.

2. Актуализация знаний об имени прилагательном.

Следующая часть речи: Имя прилагательное.

Что вы знаете об этой части речи?

  • Обозначает признак предмета;

  • изменяются по родам, числам, падежам;

  • прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже;

  • в предложении прилагательные обычно бывают определениями;

  • Имеют краткую форму прилагательного;

И.т.д.

3.Работа в группе

Из слов в конверте выберите те, которые характеризуют: воспитанию каких навыком мы будем содействовать сегодня на уроке?

Коллективных, уважительных, заинтерисаванных.

2. Актуализация знаний о глаголе.

Давайте теперь вспомним, что мы знаем о глаголе?

  • Обозначает действия;

  • В предложении глагол обычно является сказуемым;

  • Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

  • В предложении глагол чаще выражен сказуемым;

  • Имеет спряжение;

  • Есть слова исключения;

  • Есть разноспрягаемые лова;

И т.д.

3.Работа в группе

Выберите из конверта среди слов глаголов те, которые показываю действия формирование умений на уроке?

Распознавать, различать, видеть части речи.

2. Актуализация знаний о местоимении.

И последняя часть речи, о которой мы сейчас вспомним это местоимение.

  • употребляемая вместо имени существительного, прилагательного;

  • изменяется по лицам;

  • склоняется по падежам;

  • Способность изменяться по числам и родам….

3.Работа в группе

Выберите из слов в местоимений только те местоимения, которые можно применить относительно сегодняшнего урока.

Мы, все, вместе.

4. Постановка цели урока.

А теперь прикрепите на доску слова , которые вы выбрали из конвертов.

Учащиеся прикрепляют слова на доску

Ребята посмотрите на доску и попробуйте сказать, что мы только что сделали?

Поставили цель урока.

5. Закрепление и повторение материала

Сейчас у каждой группы есть своя часть речи.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины Бориса Кустодиева « Зима».( слайд2)

Запишите слова которые можно применить, чтобы описать эту картину. Сложность этого задания в том, что каждая группа записывает только слова своей части речи.

Учащиеся записываю слова своей части речи:

Существительные - существительные

Прилагательные - прилагательные

Глаголы - глаголы

Местоимения- местоимения.

6.Определение проблемной ситуации.

Ребята теперь попробуйте составить из слов, которые вы записали составить текст.

Не получается составить текст только из слов одной части речи.

7.Введение нового понятия.

Таким образом, можно сделать вывод: каждая часть речи обладает своими признаками и различиями, поэтому эти части речи называют САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ.

( слайд 3)

5. Закрепление и повторение материала

У вас на партах лежат карточки с изображение смайликов . Выберите изображение того смайлика, который покажет вашу работу на данном этапе урока.

Теперь разверните карточку и посмотрите какая цифра стоит внутри этой карточки.

Те, у кого на карточке цифра 1 сейчас пойдут в первую группу;

У кого цифра 2 - во ворую группу;

У кого цифра 3 - пойдут в 3 группу;

У кого цифра 4 пойдут в 4 группу;

В каждой группе осталось по 2 учащихся. Которые не пошли в другие группы вы будете у себя принимать гостей, задача гостей записать слова той части речи, которая является приобретением этой группы.

Учащиеся показывают смайлики с тем настроение, которое соответствует их работе и ожиданиям от урока.

Записываю слова других частей речи.

Вернитесь, пожалуйста в свои группы.

Теперь у вас в каждой группе есть слова всех частей речи. Попробуйте составить теперь текст.

Снова не получается составить текст.

Не хватает слов и еще не хватает предлогов и союзов.

8.Введение нового понятия.

Обратите внимание, если мы сказали что существительное. Прилагательное, глагол и местоимение это самостоятельные части речи, то как можно назвать предлоги, союзы, частицы.

СЛУЖЕБНЫЕ части речи

9. Закрепление материала.

Вспомнив все, что мы сказали про части речи. Составьте текст, по картине используя все части речи (можно добавить свои слова), заголовком которого будет «Зима».

Учащиеся составляют в группах текст.

10.Чтение текста.

Каждая группа зачитывает свой текст.

11. Рефлексия.

Таким образов подведем итог: используя знания о частях речи мы можем составить разнообразный текст к одной и той же картине, что говорит о многообразии слов в русском языке и богатой фантазии и творческом подходе учеников.

Что нового вы узнали?

Покажите смайлик, который охарактеризует ваши ожидания от урока, на сколько вам было интересно и познавательно.

Учащиеся могут сами сделать вывод.

Что есть самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи - это имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение.

Служебные части речи - предлоги.

Ребята, а теперь я вам предлагаю показать каждому из вас уровень личного участия на уроке: закрасьте смайлик тем цветом, который покажет ваше настроение и вашу работу на уроке.

Получились яркие, разные, веселые смайлики, что говорит о том , что всем было интересно и познавательно.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Используемые ресурсы :



  • ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F1%F2%EE%E8%EC%E5%ED%E8%E5

  • ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%FF_%F1%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E8%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E5_%E2_%F0%F3%F1%F1%EA%EE%EC_%FF%E7%FB%EA%E5

  • ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%FF_%EF%F0%E8%EB%E0%E3%E0%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E5

  • ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E3%EE%EB_%E2_%F0%F3%F1%F1%EA%EE%EC_%FF%E7%FB%EA%E5

  • stihi.ru/2010/12/24/4557







© 2010-2022