Рабочая программа учебного предмета «Литература » 8 класс

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе следующих документов: 1)      Федеральный государственный  стандарт общего образования 2)       Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2008 г. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Программа ориентирована  на  использование учебника «Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия» I и II часть. М. Просвещение, 2009 г. 3)      Федеральны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области







Рабочая программа

учебного предмета

« Литература »

8 класс

учителя русского языка и литературы

Неманежиной Татьяны Николаевны

(высшая квалификационная категория)




Год составления - 2013-2014 учебный год

Срок реализации программы - 1год

Курская область, Щигровский район, дер. 1-я Семеновка.








Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный стандарт общего образования

  2. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2008 г. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Программа ориентирована на использование учебника «Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия» I и II часть. М. Просвещение, 2009 г.

  3. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по литературе

  4. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по литературе

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
    На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Количество часов - 68 ( 2 часа в неделю)


























Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество (2ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVU века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века (4ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века (35ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин» Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье..,»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка», Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова -- нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы (1ч)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века ( 7ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются( 7ч)

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов( 1ч)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (1ч)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы( 7ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Календарно-тематическое планирование



Дата урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вводимые на уроке понятия

Примечание

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

Урок усвоения новых знаний


Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений

1

Урок усвоения новых знаний

Историческая, лирическая песня

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий

1

Урок усвоения новых знаний

Предание

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1

Урок усвоения новых знаний

Житийная литература, житие

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести

1

Урок внеклассного чтения

Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении

«Недоросль». Сатирическая направленность пьесы. Отрицательные персонажи.

1

Урок усвоения новых знаний


«Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Урок усвоения новых знаний


Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVII! века» (на примере 1-2 произведений)

1

Повторительно-обобщающий урок


И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

1

Урок усвоения новых знаний


И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа

1

Урок внеклассного чтения

Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).


К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

1

Урок усвоения новых знаний

Дума (начальное представление).


А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

1

Урок усвоения новых знаний


А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.

1

Урок- семинар


А. С. Пушкин. «История Пугачева»История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора

1

Урок усвоения новых знаний


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы

1

Урок усвоения новых знаний

Прототип


Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

Урок усвоения новых знаний


Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний


Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

1

Урок усвоения новых знаний


Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок развития речи

Роман, реалистическое произведение

А. С. Пушкин. «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

1

Урок усвоения новых знаний


Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

1

Урок контроля


М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)

1

Урок усвоения новых знаний


М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре Романтически-условный историзм поэмы

1

Урок усвоения новых знаний

Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).


Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» Развитие представлений о жанре романтической поэмы

1

Урок- практикум


Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме "Мцыри" (по выбору учащегося)».

«Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме "Мцыри"»

1

Урок развития речи


Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах)

1

Урок усвоения новых знаний


Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

1

Урок усвоения новых знаний


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

2

Урок- практикум

« миражная интрига»

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление

1

Урок-практикум


Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

1

Урок развития речи


Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние без душию общества

1

Урок усвоения новых знаний


Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербуога Роль фантастики в повество вании

1

Урок- практикум


М. Е. Салтыков-Щедрин Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа Образы градоначальников Средства создания комического в произведении Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

1

Урок усвоения новых знаний

Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» . Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок развития речи


Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М Е. Салтыкова-Щедрина

1

Урок контроля


Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Защита обездоленных. Сатира на чиновничество Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

1

Урок усвоения новых знаний

Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенное двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа

1

Урок усвоения новых знаний

Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

1

Урок- практикум


Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»

1

Урок внеклассного чтения


Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

1

Урок внеклассного чтения


А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

Урок усвоения новых знаний

Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика

1

Урок усвоения новых знаний


А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

1

Урок усвоения новых знаний

Сюжет, фабула

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

1

Урок развития речи


А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению

1

Урок усвоения новых знаний


С. А. Есенин. Слово о поэте «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1

Урок усвоения новых знаний

Драматическая поэма (начальные представления).

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению

1

Урок развития речи


И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

1

Урок усвоения новых знаний


Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник», М. М. Зощенко. «История болезни»

1

Урок внеклассного чтения


М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

1

Урок усвоения новых знаний


Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина

1

Урок контроля


А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

1

Урок усвоения новых знаний

Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).


Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского

1

Урок усвоения новых знаний


Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме

1

Урок- практикум


А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа

1

Урок внеклассного чтения


Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дроги»)

1

Урок развития речи


В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

1

Урок усвоения новых знаний

Герой-повествователь (развитие представлений).

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)

1

Урок развития речи


Русские поэты о Родине, род ной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

1

Урок внеклассного чтения


У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта

2

Урок усвоения новых знаний

Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной .. » Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

1

Урок- практикум

Сонет

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

1

Урок усвоения новых знаний

Классицизм. Сатира (развитие понятий).


Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

Урок внеклассного чтения


В. Скотт Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

Урок внеклассного чтения


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе Итоги года и задание на лето

1

Урок-зачет














Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

К концу 8 класса ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).




Перечень учебно-методического обеспечения

Программа, кем

рекомендована и когда

Кол-во часов

в неделю,

общее

количество

часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Программа общеобразовательных учреждений

5-11 классы (базовый уровень)

Под редакцией

В.Я.Коровиной

Допущено Министерством образования и науки РФ, 2008

2 часа в неделю, всего 68 часа

Литература. 7кл.

Учеб. Для общеобразоват.учреждений. В2ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина.

15-е изд., перераб. -М. Просвещение, 2010

1) Коровина В.Я. Литература: 8кл.: Метод.советы.

2) Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по лит-ре: 7кл.: К учебнику ВЯ.Коровиной

«Лит-ра. 8кл.»

3) Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 8кл.: к

учебнику-хрестоматии «

Лит-ра. 8кл.:

Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В2ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина идр.»

4) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., ХолодковаЛ.А. Лит-ра в

7кл.: Урок за уроком.

5) Лит-ра. 8кл.: Поурочные планы. (по учебникуВ.Я.Коровиной)/ Сост. Скоркина Н.М.

6) 1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные

поурочные разработки по литературе. 8 класс. Изд.

3-е, исправленное и дополненное. М.: ВАКО»,2009

7) В.А.Малюгина, О.Г.Черных. Игровые уроки по литературе : 8 кл.- М.: ВАКО,2009

1) Читаем, думаем,

спорим…: Дидакт.

материалы по лит.: 8 кл./ автор-составитель В.Я.Коровина.2011г

2) Контрольно-измерительные материалы. Литература : 8 кл / сост Е.Н.Зубова.-М.:ВАКО,2010

3) Презентации в Power Point по литературе для 8 класса

4)Электронные пособия

DVD«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 - 8 классы».




































Список литературы


1.Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.Просвещение, 2008.

2. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. - М.: Просвещение, 2007.

3. Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса. - М.: Вентана-Граф, 2007.

4.По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. - М.: Айрис-пресс, 2008

5.И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: Вако, 2010

6.Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2009

7.Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. - М.: Владос, 2010

8.Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. - М.: Аспект Пресс, 2004

9.Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1990

10.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006

11.Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2008.

DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 - 8 классы».




© 2010-2022