Окказиональные существительные в поэзии Андрея Вознесенского

Окказиональные существительные в поэзии А.Вознесенского      Окказионализмы представляют собой интереснейшую и своеобразную категорию лексических единиц, находящихся в зоне наиболее интенсивного взаимодействия между языком и речью и обладающих целым рядом только им присущих свойств и особенностей.      На уроках русского языка и литературы в старших классах при изучении темы «Окказионализмы» можно раскрыть эту тему на примерах из поэзии Андрея Вознесенского. Мною рассмотрены все части речи поэзи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окказиональные существительные в поэзии А.Вознесенского

Окказионализмы представляют собой интереснейшую и своеобразную категорию лексических единиц, находящихся в зоне наиболее интенсивного взаимодействия между языком и речью и обладающих целым рядом только им присущих свойств и особенностей.

На уроках русского языка и литературы в старших классах при изучении темы «Окказионализмы» можно раскрыть эту тему на примерах из поэзии Андрея Вознесенского. Мною рассмотрены все части речи поэзии А.Вознесенского: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. В данной работе я предлагаю примеры окказионализмов из существительных.

Анализ окказиональных существительных в поэзии А.Вознесенского показал, что в процессе словотворчества Вознесенский не создавал слова как новые звукосочетания, а использовал новую сочетаемость морфем. В системе языка каждая морфема имеет круг заданной сочетаемости с другими морфемами (свои морфематические связи). Выход за пределы заданной сочетаемости морфем влечет за собой появление окказионализма. Проанализируем некоторые примеры.

К существующим в языке существительным типа львята, гусята, жеребята и др. А.Вознесенский создает окказионализм сугробята:

…Пирог с капустой. Сугроб с девицей.

Та с карапузом - и все визжат.

Дрожат антенки, как зад со шприцем,

Слепые шпарят, как ясновидцы, -

Жалко маленьких сугробят!

(«Вслепую»)

При создании этого окказионализма нарушены морфематические связи, т.к. суффикс -онок/-енок, имеющий во множественном числе соответствие -ят/а/, обозначает не достигших зрелости лиц и животных, т.е. в качестве производящей основы должно быть существительное, мотивированное категорией одушевленности. Вознесенский отходит от общеязыковой нормы. В окказиональном слове сугробята в качестве производящей основы выступает существительное неодушевленное сугроб, что и приводит возникновение окказионализма.

Ср.: «Великий английский скульптор Мур. (Мастерит своих «мурят»-нас с вами, махонькие гипсовые фигурки)» («Рифмы прозы»).

Как представляется, при индивидуальном словотворчестве чаще всего используется именно этот прием, когда новое слово создается от основы, которая по своему значению отличается от основ, входящих в общеязыковую модель.

Наиболее распространенный способ словотворчества внутри существительных, которым пользовался А.Вознесенский,- это суффиксы. Вознесенский использует самые различные суффиксы: продуктивные, непродуктивные, малопродуктивные.

Приведем пример окказионального слова, созданного на основе - продуктивного словообразовательного типа (канцелярия - канцелярист, актив - активист, гуманизм - гуманист):

Вот чей-то почерк: «Автор-абстрактист»

А снизу красным: «Сам туда катись!»

В других случаях А. Вознесенский использует в области словотворчества непродуктивные типы словообразования:

Ангарообразная кирпичага с опечатающеюся опалубкою.

Отпеваю бойни Чикаго, девятнадцатый век оплакиваю.

Или:

Человек на луне шарит лапами в шкалах остылых.

И привозит оттуда каменюги с мертвым названием.

В словотворчестве поэтов активно появляются окказионализмы с суффиксом - ич, образованного по аналогии с отчествами на - ич, мотивированными в общелитературном языке именами собственными мужского рода.

Интересным примером шутливой игры окказионализмами на -ич, мотивируемыми существительными, прилагательными и словосочетаниями, может служить стихотворение А.Вознесенского «Величальная открытка В.Бокову», в которой имеется целый ряд окказионализмов названного типа:

Милый Виктор Федорович,

Выйди, Свитер Фертович,

Винтичек Отверткович,

Вытири- слезы - Горькович,

Веиром Свирь -строй Тертович,

Вытегра Осетрович,

Акварель Офортович,

Скворка Фьюить в Форткович…

(«Величавая открытка В.Бокову»)

Приведем ряд окказиональных существительных, созданных суффиксальным способом: жемчужность чувства и др.

Это звон молчаливый таков по слуху,

Будто сто отшельничающих клестов

Ворошат волшебные погремухи

Или затевают сорок сороков…

(«Молчальный звон»)

В данном примере окказионализм погремуха создан обратным словообразованием: погремушка - погремуха.

Среди окказионализмов А.Вознесенского встречеются существительные - названия лиц с суффиксами -тель,-щик,-ист,-ш(а):

Вот чей-то почерк:

Автор - абстрактист!

(«Оза»)

Не к первому попала мне тетрадь:

Ее командировщики листали…

(«Оза»)

Встречаются среди окказиональных образований Вознесенского существительные, образованные при помощи приставок. Основными среди них являются приставки сверх-, анти-.

Нет женщин - есть антимужчины.

В лесах ревут антимашины.

Среди окказиональных существительных Вознесенского немало образований способом сложения. В частности, интересны У Вознесенского сложные слова с компонентами электро,-теле,-нео-:

…Надоело прятаться и мучиться,

Лживые обрыдли стеллажи,

Люди мы - не электроужи…

Другие примеры: «баловень телепублики в траурных лимузинах», «он знает неомещан сберкнижные аппетиты» и т.д.

Среди сложных слов, встречаются существительные , в первой части которых используется корневой элемент полу-:

Ах, отчаянный гончар, полубес,

Чем глазурный начинял голубец?

Или:

Кто ты? Бред кибернетический?

Полуробот? Полудух?

Отличительной особенностью большинства сложных существительных у Вознесенского является использование в качестве первого компонента усеченной основы прилагательного образований, продуктивных в научно-технической терминологии. Обилие подобных новообразований придает стихотворениям научно-технический колорит эпохи, например: афро-евро-америко-азиат, блочудо, грудклетка, литтарантулы,культурчервышибалы, облморе, спецлед, совмещане, неомещане, техсловеса, масскультурники, главболтдепортамент,культпросветвышибалы и др.

…Значит, наступают времена

Петрарки,

Когда в масках грабящие мужики

Кареты перетряхивали

За стихов тетрадки.

Масскультурники вынули ножи.

(«Редкие кражи»)

Ах, Кубок Литтарантулов,

Не устали делить монументы.

Напишите талантливо.

(«Из ташкентского репортажа»)

Таким образом, изучив поэзию Андрея Вознесенского, мы смогли найти ряд приемов создания в высшей степени оригинальных и индивидуальных окказионализмов.











© 2010-2022