Урок литературы Мы в ответе за тех, кого приручили. .. (Л. Андреев. Кусака)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Антуан де Сент-Экзюпери (По рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на ее страницах; развивать навыки творческой работы в группах в ходе анализа художественного произведения; формировать у учащихся умения облекать яркие эмоциональные впечатления в словесное рисование, выражающее их внутреннее состояние; помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко всему живому; воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, портрет Л. Н. Андреева, иллюстрации к произведению, выставка книг, аудиозапись «Песня о рыжей дворняге» Э.Асадов, отрывок из мультфильма «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, клип «Песня брошенной собаки»

Учебник: М.А.Снежневская, О.М.Хренова. Литература.5 класс Изд-во «Мнемозина»,2014

Афоризмы (на листочках):

  1. Кость, брошенная собаке, не есть милосердие.

Милосердие - это кость, поделенная с собакой,

когда ты голоден не меньше ее.

Джек Лондон.

  1. Сострадание к животным так тесно связано с добротою

характера, что можно с уверенностью утверждать, что не

может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Артур Шопенгауэр.

  1. …Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.

Альберт Швейцер.

Быть человеком - это чувствовать свою ответственность.

Джек Лондон.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Сегодня мы будем работать в группах. Их будет четыре. И я думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.

Демонстрируют свое настроение.

Делятся на группы.


Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Для того чтобы начать работу с произведением под названием «Кусака», предлагаю послушать аудиозапись стихотворения Э.Асадова «Песня о рыжей дворняге» и подумать, какая проблема объединяет их?

- Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать?

III.Целеполагание

- Перед вами лист с высказываниями великих людей: писателей Джека Лондона, Альберта Швейцера и немецкого ученого Артура Шопенгауэра, а также я предлагаю вам отрывок из мультфильма «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Эти люди отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который станет эпиграфом к уроку, аргументируйте свой выбор.

- Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить и какова тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго?

Слушают аудиозапись

Отвечают на вопросы.

Работа в группах (выбор афоризма для эпиграфа урока).


Формулируют тему и цели урока.

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, извлечение необходимой информации из текста (П); побуждение к деятельности (Л); умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (П). Побуждение к деятельности (Л). Изложение и аргументация мнения (К). Использование ИКТ (Р).

Извлечение информации из различных источников (К). Активизация мышления при выборе афоризма (П).

Побуждение к деятельности, овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

IV Открытие «нового» знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися

- Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.

- Как изображают писатели собаку?







- Какие чувства вы испытали, читая рассказ «Кусака»?








-Все эти чувства и эмоции пробудил в вас

писатель Леонид Андреев. А вот как он это

сумел сделать и для чего, мы попробуем сегодня разобраться.

Vэтап - совместная деятельность - Эксперимент-исследование: «Какими способами писатель добивается у читателя чувства сострадания по отношению к Кусаке и подводит к мысли, что он несет ответственность за тех, кого приручил?»

А сейчас вы поработаете в группах, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные вопросы.

Работа в группах.

1группа

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

2 группа

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака - игрушка для людей. (Докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

В чем причина отказа Лели от Кусаки?

3 группа

- Какой эпизод из жизни Кусаки проиллюстрирован в учебнике?

Прочитайте выразительно отрывок от слов: «Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину…» до: «И Кусака вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом хохоте».

- Как вы понимаете значение слова «наитие»

Работа со словарем (сост. С. И. Ожегов): наитие, -я, ср. (устар.). Внезапно пришедшая мысль, вдохновение. По наитии.( По внезапной догадке, подсознательно).

-Почему писатель употребил именно это слово в повествовании о собаке? Может быть, это случайность?

4группа

Составить план по рассказу.

Ответьте на вопросы:

- Какую роль в передачи настроения Кусаки играет описание природы?

- Сопоставьте описание природы и состояние Кусаки в разное время года. Заполните таблицу.


Время года

Природа

Состояние Кусаки

Зима



Весна



Лето



Осень





5 группа

Составить правила для людей, приручающих животных.

6 группа

Составить продолжение рассказа «Неделю спустя».

7 группа - психологи

Л.Андреев - мастер цветописи, звукописи, запахов.

- Найдите в произведении слова, обозначающие:

запах (пахло людьми, запах душистого, свежего дёгтя)

звук (дыхание, шорох, шуршало, хруст, грохот, скрип)

цвет (огоньки фосфорически светящихся глаз, лоснящийся нос, светлеющая даль)

Сделайте вывод.

-А над 5 главой поработаем вместе.

«И когда уже не было сомнений, что она наступила,

собака жалобно и

громко завыла.

Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой

монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся

над темным и обнаженным полем.

Собака выла -

ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто

слышал этот

вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама

беспросветно-темная ночь,

и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему

женскому сердцу.

Собака выла».

«Собака выла».

- Почему в этих словах такая безысходность?

- Как вы понимаете крик души собаки? Что вам слышится в её вое?

Вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый Бим» Троепольского, «Каштанку» А. П. Чехова, «Лев и собачка» Л. Н. Толстого и др.

Отвечают на вопросы.

(Как верного, доброго и ласкового друга человека. Кроме того, животное радуется, тоскует, переживает)

(Чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю

и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей

в целом, милосердие, сострадание, внимание,

неравнодушие, ответственность, боль души).



Работа в группах.









Работа с толковым словарем.

(Скорее всего, нет. Автор считает, что Кусака испытывает те же чувства (восторг, благодарность, любовь) и то же состояние (наитие), что и человек.




Выступления групп.

Ответственные в группах дают монологический ответ, составленный в ходе исследовательской работы с текстом, аргументируя свою точку зрения.

Слушают отрывок из текста

Ответы учащихся.

Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К).






Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (П (Лог.)). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К).





Побуждение к деятельности (Л). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Выполнение логических операций: анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).









Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Использование ИКТ (Р-метапредм

VI. закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

- Собака поверила еще раз человеку, поэтому ее боль еще острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки.

- Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных?

- Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо.

- Только ли об отношении к животным рассказ «Кусака»? Для этого вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.


Выдвижение гипотез и их обоснование; подведение под понятие (П)..)

Планирование деятельности в учебной и жизненной ситуации (Р). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме (П). Нравственно-эстетическая ориентация (Л).

VIII. Домашнее задание

Письменная творческая работа «Сон Кусаки». Попробуй сочинить продолжение рассказа. Можно начать его так: «Долгие зимние сумерки переходят в ночь. Кусака, сохраняя тепло, свернулась калачиком под террасой. Тихо падает снег, глаза собаки смежаются, и снится ей сон…»

Или опиши ещё одно событие из жизни Кусаки, которое могло произойти после отъезда хозяев дачи.

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам (задание по выбору).

VII. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Понравился ли вам рассказ Андреева «Кусака»? Чем?

-Что дал вам сегодняшний урок для ума, для сердца, для жизни? О чем заставил задуматься?

- Итак, какую цель ставили в начале урока?

Удалось ли нам ее достичь?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

- Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Чья работа заслуживает особого внимания? Благодаря рассказу Андреева «Кусака», мы осознали, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, пусть каждый примет в свое сердце частичку чужой боли - сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми.

«Песня брошенной собаки»

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).



© 2010-2022