Урок русского языка на тему Понятие о деепричастии

Данная разработка представляет собой урок по русскому языку  для 7 класса по теме «Понятие о деепричастии». Урок подготовлен в рамках ФГОС с использованием системно - деятельностного подхода, что позволит учителю по-новому взглянуть на данную тему, а ученикам в форме практико – ориентрованного подхода получить новые знания. Цели и задачи урока спланированы в рамках новых стандартов.В разработку возможно включение презентации, что поможет наглядно представить изучаемый материал.. В конце урока пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филинова Елена Святославовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением английского языка»

Г. Сосновый Бор Ленинградская область

Тема: "Понятие о деепричастии"

Класс: 7

ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

- Обучающие:

1. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.

2. Формировать орфографическую компетентность учащихся.

3. Формировать умения отличать деепричастие от других частей речи.

- Развивающие:

1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей.

2. Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

- Воспитательные:

1. Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

2. Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.(Слайд 2)

- Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Мы с тобой друзья.

- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

2. Стадия вызова

- Ребята, как вы считаете, легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть? (ответы учащихся: Ночной пейзаж изобразить нелегко, потому что кругом темно. Кроме ночи можно увидеть звёзды, очертания предметов)

- Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это "Лунная ночь на Днепре" (Слайд 3 с репродукцией картины)

-Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку.

1) манит, открывать, поднялся, затягивая

2) высоко, изогнув, темно, вверху

3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая

- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание

(Слайд 4).

- А теперь поиграем.

ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"(Слайд 5)

- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте. ( Ребята говорят о принадлежности слов к одной части речи (глаголы, наречия, причастия)

- Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы (Слайд 6).

( Цель применения таблицы: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями) Проверка.

- Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА (Слайд 7).

(Заполняют графу "Хочу знать")

3. Осмысление содержания

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику.

а) Знакомятся с параграфом 28 на стр.76, делают в тексте пометки:

V - знаю

+ - узнал новое

! - удивило

-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как «причастность к действию». Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.

Проверка вопросов.

- Заполните колонку "Узнал новое". Проверка.

- Кто попробует создать кластер деепричастия? (Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)

Слайд 8

Урок русского языка на тему Понятие о деепричастии

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 9)

5. Первичное закрепление нового материала.

- Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях слов:

Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.(Слайд 10)

- Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?

Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

- Дополним таблицу, что узнали нового.

6. КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественного текста (Текст проецируется на экране - Слайд 11).

- Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С тёмно - лазуревой ризы

Сыпались звёзды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ её отражая;

Рожь наклонялась сильнее,

Пахла трава луговая...

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)

- Что вы представили, когда читали стихотворение? ( Ответы учащихся: ночь, с неба падают звёзды, поле ржи, соловьи поют в роще)

- Найдите в тексте деепричастия (сильным ученикам - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют, какой объект действуют в предложении? Проверка. (Слайд 12)

- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи, каким образом? (поясняют основные глаголы)

- Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.

- Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?

Оцените себя:

а) Нашёл деепричастие правильно

б) Нашёл деепричастие неверно

3) Вызвало затруднение:

- не мог отличить деепричастие от глагола

- не мог отличить деепричастие от причастия

7. Подведение итогов урока.

Слово учителя: Итак, ребята, сегодня мы с вами начали знакомство с деепричастием и его признаками. Давайте оформим свои мысли в виде синквейна (Слайд 13)

Деепричастие

Деепричастный, трудный

Поясняет, дополняет, делает сложным

Дополнительные действия, позволяющие смягчать краски, зрительные и слуховые представления, за счёт чего достигается полное изображение картины

Дополнительное действие

8. РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 14):

- Итак, что нового узнали?

- Что вас удивило на уроке?

- Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния)

6. Домашнее задание: Параграф 28, упр. 181 по учебнику или составить (по желанию) небольшой текст с использованием деепричастий на тему: "Ночь на картине Куинджи" (Слайд 15).





Используемая литература:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2013

  2. Г. А Богданова Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2011

  3. Современные педагогические технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, МХК, музыка:метод. пособие. Под ред. Л.К. Ивановой -СПб.: ЛОИРО, 2009.

  4. Шерстова Е.В. Системно- деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.







Приложение 1

Карточка эмоционального состояния

Дата __________________________

Заполните карточку значками:

Ο - да, Δ - нет,  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Особое мнение, впечатление:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________













© 2010-2022