- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Авторская программа работы кружка русского языка «Трудные вопросы правописания»
Авторская программа работы кружка русского языка «Трудные вопросы правописания»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голуб Е.В. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
Авторская программа работы кружка русского языка «Трудные вопросы правописания» учителя русского языка и литературы Голуб Е.В.
Объяснительная записка
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов огfоs «правильный» и gгаfо «пишу»; буквальным переводом (калькой) его на русский язык термин «правописание». В современном понимании орфография - это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются следующие:
-
Буквенное обозначение звукового состава слов.
-
Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис) написания (никто, ни к кому, кое-кто).
-
Употребление прописных (больших, заглавных и строчных букв) орел-птица, Орел-город.
-
Правила переноса, правила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть - в начале следующей строки: письмо, пись-мо.
Графические (буквенные) сокращения слов на письме: сознание- с, созн;, но не «со».
Части орфографии различаются общими принципами, лежащими в основе их конкретных
правил. Принципы орфографии - это основные, исходные начала, на которых строятся
конкретные правила, а также обобщение этих правил. Принципы указывают основной
путь достижения целей орфографии - единообразного написания слов.
Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться,
чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами,
овладевали способами применения правил на практике.
Основная цель данной программы состоит в совершенствовании орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся, в развитии письма. Исходя из этого, программа
предлагает общие задачи:
-
Развитие у учащихся интереса к изучению русского языка, как учебного предмета.
-
Воспитание учащихся через грамотно написанное осознанное слово.
• Подготовка к итоговой аттестации в 9,11 классах в форме ЕГЭ.
Свободное владение орфографией и пунктуацией родного языка предполагает умение
применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать
смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Это находит отражение во
многих формулировках программы и реализованы в содержании материала,
предлагаемого для изучения на занятиях кружка по русскому языку.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме.
Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает
системой обучающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из лингвистики, и умело пользоваться при выборе правильного написания. Таким образом, для достижения основных целей программы, необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма, работа с тестами по каждой языковых средств для выражения смысла средствами письма, работа с тестами по каждой теме
и тестами ЕГЭ и ГИА ,с различными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим,
который не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его
написание).
Огромными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ
структурно-семантических схем слова, который развивает языковую догадку, способность
предвидеть орфографические затруднения:
по ому; ться; йный.
Ожидаемый результат работы данной программы состоит в том, чтобы учащиеся правильно писали слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики, с непроверяемыми орфограммами, умели пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Авторская программа работы кружка «Современная русская орфография» была утверждена 20.09.2006 года на заседании Методического совета школы, апробирована в практике .
Учебно-тематический план программы
№ п/п
тема
Количество часов
1
Основные принципы русской орфографии (введение)
2
2
Морфологический принцип орфографии
1
3
Фонетический принцип орфографии
1
4
Фонологический принцип орфографии
1
5
Традиционный принцип орфографии
1
6
Дифференцирующий принцип орфографии
1
7
Нарушения морфологического принципа орфографии
7
1. Приставка на з(с)
1
2. Приставка роз(рос)-раз(рас)
1
3. Окончание именительного падежа единственного числа имён прилагательных, причастий, порядковых числительных, местоимений
1
4. Окончания и некоторые суффиксы имён существительных, прилагательных, наречий
1
5. Исчезновение двойных согласных в словах производных (кристалл, но кристальный)
1
6. Написание двух одинаковых согласных вместо трех на стыке некоторых морфем (ванна-ванная)
1
7. Правописание корней то с «о», то с «а»
1
8
Ограничения морфологического принципа орфографии
1
9
Виды буквенно-звуковых написаний
14
1. Опорные написания (сад, гора)
2
2. Проверяемые написания (сама-сам)
4
3. Беспроверочные написания (овёс, вокзал)
2
4. Непроверяемые написания
2
5. Написания с «о», «ё (е)» после шипящих
2
10
Слитные, раздельные и полуслитные написания
2
11
Употребление прописных и строчных букв
1
12
Правила переносов
1
13
Сокращение слов на письме
1
14
Звуковые значения букв, обусловленные орфографией
2
1. Орфографические значения гласных букв
1
2,Орфографическое значение согласных букв
1
Содержание программы кружка «Трудные вопросы русской орфографии»
Занятие
1-2
Организационное занятие.
• Сообщение целей и задач, плана работы кружка «Трудные вопросы русской орфографии »
• Теоретическое знакомство с основными принципами орфографии
русского языка (прослушивание лекции учителя, запись основных
положений изучаемого материала)
• Написание словарного диктанта, его анализ
• Работа с тестами по орфографии
Занятие
3
Знакомство с морфологическим принципом орфографии (сообщение учителя)
• Словарный диктант
• Работа с тестами по орфографии
Занятие
4
Фонологический принцип орфографии (сообщение теории учащимся) • Работа с тестами
Занятие
5
Традиционный принцип орфографии (изучение теоретического материала в форме составления конспекта) • Работа с тестами
Занятие 6
Дифференцирующий принцип орфографии
• Работа с разными видами словарей
• Составление тестов по словарям
• Защита тестов
Занятие 7
Нарушение морфологического принципа русской орфографии
• Исследование нарушений морфологического принципа орфографии
(практическая работа)
• Приставки на «з»/«с»
Занятие 8
Правописание приставок (повторение, обобщение)
• Словарный диктант
• Работа с тестами по теме
Занятие 9
Окончание имён прилагательных, причастий, числительных, местоимений (изучение теории)
• Практическая работа (вставить пропущенную букву в окончания)
Занятие 10
Окончание и некоторые суффиксы имён существительных, прилагательных, наречий (сообщение учителя)
* Работа с текстом
• Тест
Занятие 11
Исчезновение двойных согласных в словах производных (типа кристалл-кристальный)
• Составление словарных диктантов (используя словарь слов с удвоенной
согласной)
• Взаимодиктовка составленных словарных диктантов
• Работа с тестами
Занятие
12
Изучение теоретического вопроса о написании двух одинаковых согласных вместо трёх на стыке некоторых морфем (чтение, обсуждение) • Работа с тестами
Занятие 13
Написание корней то с «о», то с «а» (повторение) • Игра-путешествие по стране Орфографии
Занятие14
Ограничения морфологического принципа орфографии (сообщение учителя)
14
• Интерактивный диктант в Интернете
Занятие 15
Виды буквенно-звуковых написаний
• Практическая работа
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 16
Опорные написания (закрепление)
• Словарная работа
• Работа с тестами ГИА, используя ресурсы Интернета
Занятие
17
Проверяемые написания
• Словарная работа
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 18
Проверяемые написания
• Словарная работа
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 19
Проверяемые написания
• Словарный диктант
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 20
Проверяемые написания
• Зачет
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 21
Беспроверочные написания
• Словарная работа (вставить пропущенные буквы)
• Изобразительные средства русского языка
Занятие
22
Беспроверочные написания
• Словарная работа
• Изобразительные средства русского языка
Занятие
23
Непроверяемые написания (практическая работа) * Работа с тестами ГИА,ЕГЭ
Занятие
24
Непроверяемые написания
• Составление словарных диктантов
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие
25
Написание с «о», «ё(е)>> после шипящих (повторение правила) • Диктант
Занятие 26
Слитное, полуслитное, раздельное написание (повторение правил)
• Работа с текстом
• Виды разбора (фонетический, лексический, морфемный,
морфологический)
Занятие
27
Слитное, полуслитное, раздельное написание
• Словарная диктовка
• Комплексный анализ текста
Занятие
28
Употребление прописных и строчных букв (из истории русской грамматики)
• Диктант
• Работа с тестами ГИА, ЕГЭ
Занятие 29
Правила переноса слов
• Комплексный анализ текста
Занятие 30
Сокращение слов на письме
• Работа со словарями разных типов
Занятие 31
Звуковые значения букв, обусловленные орфографией • Работа с тестами ГИА, ЕГЭ в Интернете
Занятие
32
Орфографическое значение гласных букв • Работа с тестами ГИА , ЕГЭ вИнтернетеЕГЭИнтернете
Занятие 33
Орфографическое значение согласных букв
Работа стестами
34 занятие
Итоговое занятие в форме пробного экзамена
Литература
Панов М.В. И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии.- Москва, 2000 год.
Моисеев А.И. Современная русская орфография.- Москва, «Просвещение», 2001 год.
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно .- Москва, «Просвещение», 2002 год.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в
старших классах средней школы. -Москва, «Просвещение», 2000 год.
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии .-Москва, 2005 год.
Львова СИ. Использование схем при обучении орфографии. Пособие для учителя.-
Москва, 2000 год.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные
Материалы .-Москва «Просвещение», 2007 год. Тесты по ГИА