Грамматические средства выразительности (упражнения)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Ниже дается отрывок из книги А. Вознесенского "Ров". Какова основная мысль, которую подчеркивает автор?

Есть ли формула поэзии? Глубже всех услышал ее в шуме времен ссыльный Пушкин поздним сентябрем 1823 года:

... ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

Эту музыкальную фразу можно произносить с ударением на каждом слове: "ищу - союза - волшебных - звуков - чувств - и - дум".

Прислушайтесь, какое гулкое "у" - осени, разлуки, чужого моря, журавлиных труб - в этой чудной триаде - "звуков, чувств и дум"!..

Определение "волшебных" адресовано не только звукам, но и чувствам, но и думам (не мыслям, а думам!).

Помощь старших - мастеров "племени младому, незнакомому" должна звучать не в поучениях, а в волшебном звучании ими созданных строф. Порой неловко прочитать в "Дне поэзии" у старшего собрата такое, к примеру, отражение эпохи НТР:

Заструится дымок над трубою, за калиткой снежок заскрипит,

И, как спутник, снегирь над тобою просигналит "пи-пи... пи-пи-пи..."

(В. Журавлев)

Ай-яй-яй, как говорится, избавь нас боже, от элегических "пи-пи"!

  1. В данных ниже отрывках найдите нарушения благозвучия. За счет чего они возникли?

  1. Выживешь - паршивым и ледащим на снегу очнешься леденящем,

Ни на что здесь права не имея, даже схоронив своих детей.

Станешь волком, на луну скулящим, если нет народа в настоящем И не угадать его в грядущем посреди чужих тебе степей...

(Ю. Гусинский)

  1. Такого удара она не могла выдержать. Изо всех сил сдерживая себя, она, придерживаясь за дверную раму, дрожа всем телом, медленно вошла в комнату и бессильно опустилась на кровать (Б. Назаров).

  2. Есть неостывший страх, в калильне пережженный, и не остывший прах,

под сердцем сбереженный.

Я напрочь был бы нищ без этих сбережений - несметных пепелищ, несчетных поражений.

(Н. Кисли к)

  1. Здесь, где простор, как в дворцовом зале, и бессонно сторожкое эхо, любое движение улавливается и продолжается пересыпкой шороха, шелеста, чирканья, шеборшания. Подошвы моих ботинок были из фибры, костяной твердости. Скользнешь, крутнешься, оступишься - воздух распорется, расщепится, зашурхает от писка, свиристения, протяжного звука, начинающегося с легкого удара, подобного в целом звуку рубанка, строгающего доску (Н. Воронов).

  2. Вполне резонен вопрос: не устарели ли сегодня некоторые юридические барьеры, не преграждают ли они путь гражданской инициативе?

  3. Спрашивается, могли ли витебчане получить объективную информацию, если репортажи подверглись тщательной "чистке"?

  4. Думаю, что в такое экономически тяжелое для страны время безболезненно можно было обойтись без демонстрации средств и сил Воздушного Флота. Целесообразнее бы было сотни тонн топлива направить для нужд наших аграрников.

  5. Творческая деятельность Пушкина началась в пору теоретических споров между карамзинистами и шишковистами (из дипломной работы).

  1. Проанализируйте звуковую организацию речи. Укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.

  1. Жестоки у ножных костяшек Кольца, в кость проникает ржа!

Жизнь: ножи, на которых пляшет

Любящая.

- Заждалась ножа!

(М. Цветаева)

  1. Спит спокойно старый слон - Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, - То-то теплое местечко!

(С. Маршак)

  1. - Кра! - кричит ворона, - Кража!

Караул!

Г рабеж!

Пропажа!

Вор прокрался Утром рано,

Грош украл он Из кармана,

Карандаш,

Картонку,

Пробку И красивую Коробку!

(В. Орлов)

  1. Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стёртую перекатами, -

Если до крови лоскут истончал, - Залатаю золотыми я заплатами,

Чтобы чаще Господь замечал...

(В. Высоцкий)

5 . В нашу прозу с ее безобразьем

С октября забредает зима.

Небеса опускаются наземь,

Точно занавеса бахрома.

Еще спутан и свеж первопуток,


  1. Раскройте содержание понятий "выразительные средства языка" и "изобразительно-выразительные средства языка". Идентичны ли они?

§3. Грамматические средства как источник выразительности речи

  1. Проследите, с каким стилистическим заданием используется в данных предложениях категория падежа и числа имен существительных. Ответ поясните. 1. Сколько свинцового яда влито, сколько чугунных лжей... Мое лицо никак не выжмет штангу ушей (А. Вознесенский). 2. Я думаю, что бог в замену глаз и уш нам дал мембрану щек, как осязанье душ (А. Вознесенский). 3. Я не желаю вам несчастных детств, но в зрелости побойтесь погремушек и слишком уж беспечных потягушек с убогим восклицаньем: "Наслаждец!" (Е. Евтушенко). 4. Здесь кругом голова от толчеи, везде навалом рукописи, гранки, табачный дым, остывшие чаи и споры, вроде перебранки ( Н. Кислик). 5. От Земли до Беты - восемь дён, Сколько ж до планеты Эпсилон... (В. Высоцкий). 6. Но хватил его удар. Чтоб избегнуть божьих кар, Кот диктует про татар мемуар (В. Высоцкий),

  2. Найдите градацию в приведенных отрывках из произведений В. Маяковского, определите ее стилистическую функцию. Дайте определение градации.

1. В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры. 2. Что же вы, кричащие, что я, калека?! Старые, жирные, обрюзгшие враги! 5. Вот вы, мужчины, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. 4. Отец, в разговорах вспоминая родословные, любил поспорить о правах материнства. Такое воспитание, светское и салонное, оберегало мальчика от уклона и свинства.

Подберите самостоятельно по 4 - 5 аналогичных примеров из художественных произведений и определите, в чем их выразительность.

  1. Укажите средства выразительности в данных ниже примерах.

  1. Обозы в центре, слева конница, справа пехота. Очевидец описывал движение грандиозного потока, вобравшего в себя коров и принцев, пушки и князей, колымаги и музыкантов... (В. Пикуль). 2. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры (Ф. Достоевский). 3. Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал. Когда не пасовал перед трудностями и не падал на колени перед бедой (из газет).

  1. Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидим, вечер пьян.

В каждом глазе - бег оленя,

В каждом взоре - лёт копья,

И когда на закате кипела вселенская ярь,

Из лавчонки вылетел мальчонка,

Провожаемый возгласом: "Жарь!"

(В. Хлебников)

  1. Вот пес без хвоста,

который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится В доме,

Который построил Джек.

( С. Маршак)

  1. Обоих ожидала злоба.

Слепой Фортуны и людей,

На самом утре наших дней.

(А. Пушкин)

7 . Все прошло, пролетело, пропало.

Отзвонила дурная молва.

На снега Черной речки упала Запрокинутая голова.

В ледяной петербургской пустыне,

На ветру, на юру площадей В карауле почетном застыли Изваянья понурых людей - Мужики, офицеры, студенты,

Стихотворцы, торговцы, князья;

Свечи, факелы, черные ленты,

Говор, давка, пробиться нельзя.

Над Невой, и над Невским, и дальше,

За грядой колоннад и аркад,

Ни смятенья, ни страха, ни фальши- Только алого солнца закат.

(П. Антокольский)

  1. В данных текстах назовите типы стилистических фигур; укажите, в чем заключается их выразительность. Перечислите, какие вы знаете стилистические фигуры, и дайте их определение."

  1. Когда умирают кони - дышат,

Когда умирают травы - сохнут,

Когда умирают солнца - они гаснут,

Когда умирают люди - поют песни.

(В. Хлебников)

  1. Стелется вьюга седыми покосами.

Стынут сугробы вокруг.

Девочкой, девочкой с русыми косами Ты себя вспомнила вдруг.

( С. Островой)

  1. Что ж, пора приниматься за дело,

За старинное дело свое. - Неужели и жизнь отшумела,

Отшумела, как платье твое!

(А. Блок)

  1. О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! (М. Горький). 5. И, прогнувшись, изба,

Как старушка стоит (А. Кольцов).

  1. Ах ты, матушка - Россия,

Что ты делаешь со мной?

То ли все вокруг смурные?

То ли я один смурной!

(Е. Евтушенко)

  1. Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.

  1. Ночь такая - очи выколи.

Мою лучшую строку, нападающую - выкрали...

Ни гугу.

  1. Может, рыдал, что вода уходит?

Может, иное молил спасти?

Может быть, мстил за разор угодий!

Слезы стоят на моем пути...

  1. Жара, жарынь, жарища, не утихая, стелется

  2. 0 Русь моя!.. Огонь и дым.

Законы вкривь и вкось.

О, сколько именем твоим Страдальческим клялось!

  1. Родится с жизнью этот ключ И с жизнью исчезает;

В ином он слаб, в ином могуч.

Но всех он увлекает.

  1. Как брань тебе не надоела?

Расчет короток мой с тобой;

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

  1. За меня невеста страдает честно,

За меня ребята отдадут долги,

За меня другие отпоют все песни,

И, быть может, выпьют за меня враги.

(А. Пушкин)

(А. Вознесенский)

(А. Вознесенский) (Р. Рождественский).

(В. Федоров)

(М. Лермонтов)

(А. Пушкин)

  1. И рано нас равнять с болотной слизью - Мы гнёзд себе на гнили не совьем!

Мы не умрём мучительною жизнью - Мы лучше верной смертью оживем!

(В. Высоцкий)

  1. Приведите по два примера использования анафоры, эпифоры, параллелизма, инверсии в произведениях современных писателей.

  2. Выберите из сборников пословиц и поговорок 5 пословиц или поговорок, построенных по принципу антитезы.

  3. Составьте небольшой рассказ, используя эллипсис. Укажите его стилистическую функцию.

  4. Найдите примеры риторического обращения и риторического вопроса а) в художественной литературе, б) в публицистике.

  5. Приведите примеры использования полисиндетона (многосоюзия) и асиндетона (бессоюзия) в произведениях художественной литературы. Укажите их стилистические функции.

  6. Определите средства создания юмора в рассказе М. Зощенко "Не пущу".

Есть такая картина. Она написана, не помню, каким-то известным художником.

Она называется "Не пущу". А дело там вот в чем. Пивная. И около дверей пивной стоит женщина во весь рост. И, широко расставив руки, эта женщина не пускает в пивную своего мужа. А муж, видимо, не дурак выпить, всё же ломится. И хочет ее отстранить. А при ней вдобавок еще, кажется, перепуганный ребенок. И, так сказать, всем своим видом женщина говорит: "Не пущу". А у самой на лице горе и волнение. И волосы у нее в беспорядке распущены, дескать, не до прически. А кругом пустынно. Никого нет. И никто этим явлением не заинтересован. Очень сильная дореволюционная картина. Она очень метко схватывает момент той эпохи. И зритель через эту картину убеждается, какие были пьяные забулдыги- мужья, и как неважно жилось женам, и как зарабатывал на этом каналья-кабатчик, который каждую минуту мог выйти и прогнать женщину, не допускавшую мужа пропить свой последний рубль. В этом смысле дореволюционный мастер кисти неплохо справился со своей задачей и по мере своих слабых сил честно отразил момент действительности. Эту картину поучительно видеть во все исторические времена. И, например, наблюдая эту картину в наши дни, видишь существенную

разницу. Конечно, у нас пьют порядочно. И заливают, как говорится, за галстук при первой возможности. Но, между прочим, пьют сравнительно как-то не так, как прежде. Все меньше и меньше наблюдаешь в лёжку пьяненьких. Бывало, раньше идешь в воскресенье или в какой-нибудь царский день и прямо чуть не наступаешь на лежащих граждан. А над ними хлопочут дворники и городовые. Натирают им уши и подставляют к носу пузырьки с нашатырным спиртом, чтобы те очухались и смогли бы на своих ножках дойти до участка. А уже там их, миленьких, в полутемной каморке, как дрова, сваливают друг на друга. Сейчас, конечно, этого почти не бывает. А уж если какой-нибудь тип свалится у нас, то вскоре торжественно и культурно подъезжает до него карета "Скорой помощи", и его, как случайно захворавшего, везут в вытрезвитель. А уж там его йодом смажут и с научной целью внутренности промоют. И вдобавок утром какую-нибудь лекцию прочтут. И возьмут за все вместе с процедурами рублей десять или двадцать. Не знаю, конечно, как у вас, а у нас это так в Ленинграде. Так что, я говорю, разница с прошлым имеется. И даже по этому поводу надо бы выпить. А что касается жен, то и они порядочно выросли. И уже такую женщину, какая на картине выведена была, навряд ли можно найти. И уж если муж у нее сильно пьет, то она, скорее всего, с ним разведется, если квартирный вопрос дозволяет. А если она его любит, то она и сама зайдет с ним, куда его тянет, и там культурно посидит с ним за столиком. А которые потеряли совесть, то на них уж такие робкие слова "не пущу" все равно не действуют. Таким нужно что-нибудь более современное.

  1. Определите лексические, фразеологические и грамматические средства выразительности в приведенных ниже текстах.

  1. Опять движение, кони, казаки, оружие... Резковатый, пахучий дух вольной степи. И не кружится голова от слабости. И крепка рука. И близок враг - свой, "родной", знакомый. И близко уж время, когда враг этот посмотрит в мольбе и злобе предсмертной... (Ю. Кукшин).

  2. С моря поднималась туча - черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед и гасили звезды одну за другой. Море шумело... От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова... На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые

огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас гасил (М. Горький).

  1. На другой день, гляжу, катят ко мне прямо на двор, я думал, кого-то бог несет - уж не князя ли Александра Даниловича. Не тут-то было. Ивана Евграфовича! Небось не мог остановиться у ворот да потрудиться пешком дойти до крыльца - куды! влетел! расшаркался, разболтался!... (А. Пушкин).

  2. Так буйную вольность законы теснят,

Так дикое племя под властью тоскует,

Так нынче безмолвный Кавказ негодует,

Так чуждые силы его тяготят.

(А. Пушкин)

  1. Я помню нашей наковальни В лесной тиши сиротский звон.

Такой усталый и печальный По вечерам, как будто он Вещал вокруг о жизни трудной,

О скудном выручкою дне

В той небогатой, малолюдной,

Негромкой нашей стороне.

(А. Твардовский)

  1. И снова ночь. И зимний вечер снова.

Дорога непокорная узка...

О, смертная и древняя, как "Слово'1,

Как Игорь и как паповцы, тоска!

(С. Наровчатов)

  1. За окном

Густеет сумрак ночи,

Завывает дикий зверь в лесу,

Будто кто-то неумело точит Острым камнем ржавую косу.

(В. Федоров)

  1. Народ,

Извечный, как земля,

Кто б ни играл судьбой,

Все вековые векселя Оплачены тобой.

Не подомнет тебя напасть,

Не пошатнешься ты,

Пока над властью Будет власть Твоей земной мечты.

(В. Федоров)

  1. Когда магнитофоны ржут, с опухшим носом скомороха, вы думали - я шут?

Я суд!

Я страшный суд. Молись, эпоха!

(А. Вознесенский)

  1. Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкой стегаю - погоняю, -

Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,

Чую с гибельным восторгом - пропадаю! Пропадаю!

(В. Высоцкий)

  1. Подберите отрывки, законченные по смыслу, объемом около 50 слов 1) из художественной литературы, 2) из публицистики. Сопоставьте приемы использования в них средств речевой выразительности.

  2. Расскажите об интонации и порядке слов как источнике выразительности речи.

  3. Расскажите о паралингвистических средствах выразительности речи.

  4. Используя материал этой и предыдущей главы, покажите связь между выразительностью и богатством речи.

  5. Подготовьте сообщение на тему: "Функциональные стили в их отношении к выразительности речи".

  1. Для ответа на этот вопрос надо дать фонетическую транскрипцию текстов.

  2. В упражнениях 455, 456, 457 и 458 использованы материалы из книги: Кроткий Эмиль. Отрывки из ненаписанного. - П., 1966.

Мерцая, светляк загорался И небо роняло звезду.

(С. Надсон)

Еще чуток и жуток, как весть,

(Б. Пастернак)В неземной новизне этих суток, Революция, вся ты, как есть.

  1. Что же мы, что же мы, неужто ж размоложены, неужто ж нашей юности конец пришел?

Неужто ж мы- седыми - сквозь зубы зацедили, неужто ж мы не сможем разогнать прыжок?

А ну те-ка, тикайте, на этом перекате пускай не остановится такой разбег.

Еще ведь нам не сорок,

Еще зрачок наш зорок, еще мы не засели на печи в избе!

(Н. Асеев)Давайте перемолвим безмолвье синих молний, давайте снова новое любить начнем.

7 . Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе

Насторожусь - прельщусь - смущусь - рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

(М. Цветаева)

  1. Проанализируйте в данном ниже тексте чередования гласных и согласных звуков. Выделите фонетически выразительные слова, и поэтические строки. Охарактеризуйте интонацию, с которой следует читать это стихотворение. Укажите трудные (если они есть) для произношения сочетания звуков.

Родной язык

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный - мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей - отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И все ж бороться не устану Я, как Израиль с божеством.

Нет грани моему упорству

Ты - в вечности, я - в кратких днях.

Но все ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

Твой богатства по наследству Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты ответствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты - мститель мой, Ты - мой спаситель,

Твой мир - навек моя обитель,

Твой голос - небо надо мной!

(В. Брюсов)

  1. Ниже даются два отрывка - прозаический и поэтический. Определите "степень звучности" каждого из них, подсчитав количество согласных и гласных, звонких, шумных, сонорных звуков. Как "степень звучности" влияет на художественную выразительность текста? [1]

  1. Иногда на шоссе у пирамидки щебня, над которым пустынно и нежно гудел телеграфный столб, облупившийся сизыми струпьями, он останавливался и, опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек, что бывает только в России, далекую, зубчатую, черную, и на ней золотой запад был пересечен одним только лиловатым облаком, из-под которого огненным веером расходились лучи. И глядя на небо, и слушая, как далеко-далеко на селе почти мечтательно мычит корова, он старался понять, что все это значит - вот это небо, и поля, и гудящий столб; казалось, что вот-вот сейчас он поймет, - но вдруг начинала кружиться голова, и светлое томленье становилось нестерпимым ( В. Набоков).

  2. Грёзы

Мне снилось вечернее небо И крупные звезды на нем,

И бледно-зеленые ивы Над бледно-лазурным прудом,

И весь утонувший в сирени Твой домик, и ты у окна,

Вся в белом, с поникшей головкой,

Прекрасна, грустна и бледна...

Ты плакала... Светлые слезы Катились из светлых очей,

И плакали гордые розы,

И плакал в кустах соловей,

И с каждою новой слезою Внизу, в ароматном саду,

© 2010-2022