Конспект урока литературы 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классКонспект урока литературы 9 классТема. Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера (на материале повести «Тамань»)

Учебная цель:

1. Повторить ранее изученный материал

2. Рассмотреть образы Печорина, контрабандистов

3. Ответить на вопрос о том, почему Печорин так страстно хотел, но так и не смог войти в круг контрабандистов?

Воспитательная цель:

1. Доказать, что каждый человек должен быть сильным, смелым, решительным, что эти качества помогут ему в достижении высоких и благородных целей.

2. Воспитывать любовь к литературе, которую необходимо изучать,понимать, любить.

Развивающая цель:

1.Создать условия для активизации словаря и развития связанной речи

2.Совершенствовать умения, навыки в процессе анализа художественного

текста.

Оборудование: роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал «Приём «Пресс»», анкета для рефлексии.

Ход урока

1.Организация начала урока, приветствие учащихся.

2. Оформление тетрадей. Проверка домашнего задания.

Литературный диктант с последующей взаимопроверкой по ключу.

В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер
2) Печорин, Бэла, Грушницкий
3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери
4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

2. Действия повести «Бэла» происходят:

1) в Пятигорске
2) в Крыму
3) на Кавказе
4) в Персии

3. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч
2) Печорин
3) Грушницкий
4) Азамат

4. В каком звании служил Максим Максимыч?

1) полковник
2) штабс-капитан
3) ротмистр
4) поручик

5. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

1) Грушницкий
2) Доктор Вернер
3) Печорин
4) Максим Максимыч

6. Какого цвета были волосы Печорина?

1) чёрные
2) светлые
3) русые
4) рыжие

7. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

1) Азамат
2) Казбич
3) отец Бэлы
4) Грушницкий

8. Узнайте героя по описанию.

«...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

1) княжна Мери
2) Бэла
3) Вера
4) Ундина

9. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

1) портрет
2) интерьер
3) пейзаж
4) деталь

10. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

1) Печорину
2) Максиму Максимычу
3) Азамату
4) Казбичу

Критерии оценки

«5»-выполнены все задания

«4»-выполнено 7заданий

«3»-выполнено 5 заданий

«2»-выполнено менее 5 заданий

3.Сообщение темы, целеполагание, мотивация.

Слово учителя.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на тему сегодняшнего урока и выделите в ней ключевые, опорные слова. Сформулируйте задачи, которые нам сегодня необходимо решить.

Совершенно верно. Наша задача - проанализировать повесть «Тамань», понять внутренний мир героя, который здесь является повествователем, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют, и ответить в конце урока на вопрос:

-Почему Печорин так страстно хотел, но так и и не смог войти в круг контрабандистов?

4.Подготовка к усвоению новых знаний.

Лексическая работа со словами к теме.

Дневник, контрабандисты, психологический портрет, ундина.

-Как связаны эти слова с сюжетом повести?

-Чем отличается повествование в «Тамани» от повествования в «Бэле» и «Максим Максимыче»?

Мы продолжаем изучать роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». На предыдущих уроках нами проанализированы повести «Бэла», «Максим Максимыч». Мы видели Печорина в столкновении с «дикаркой» Бэлой, горцами Азаматом и Казбичем, с «добрым» Максимом Максимычем. Лермонтов показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее.

5. Усвоение новых знаний

Эвристическая беседа с применением метода «Пресс».

-Интересно ли было читать эту повесть? Если да, то почему?

-Почему Печорин оказался в Тамани?

- Почему Печорин пишет: «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городков России»? Разве есть подробное описание этого городка?

- А какие это события? Как Печорин об этом запишет в своем дневнике? Зачитайте.

- Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы: слепой мальчик и девушка.

- А действительно ли Тамань - «скверный городишко»? Прочитайте выразительно пейзажи. Отметьте центральные образы этих описаний. Что они придают повести? А что можно сказать о Печорине?

- Как относятся к «нечистому» месту в городе?

- А почему Печорина не отталкивает, не пугает «нечистое « место, а влечет? Почему его влекут люди в этом месте?

Групповая работа.

Люди ,живущие на берегу моря, отношение Печорина к ним.

Задания 1и 2 группам. Рассказать о старухе и слепом мальчике.

Устно нарисовать портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

Каково первоначальное отношение Печорина к слепому мальчику и старухе?

Как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

Задания 3и 4 группам. Рассказать о Янко и «ундине».

Устно нарисуйте портреты героев в тот момент, когда Печорин смотрит на них.

Каково первоначальное отношение Печорина к Янко и ундине?

Подготовьте выразительное чтение по ролям диалога слепого и девушки, когда они на берегу моря ждут Янко.

Почему Печорину эта «настоящая» русалка казалась «обворожительной, хотя « далеко была не красавица»?

Как меняется ее облик в лодке, когда она хочет утопить Печорина? Мотивируйте выбор сравнений «…она, как змея, проскользнула между моими руками», «она, как кошка, вцепилась в мою одежду»…».

Как изменилось отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести?

Выступления групп.

Выводы:

Слепой мальчик сначала вызвал предубеждение Печорина. Своей ловкостью он заставил подозревать в притворной слепоте. В конце повести Печорин называет его «бедным слепым» и показал его в искреннем горе.

Янко предстает сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин с «невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом». В конце повести Янко оказался беспощадно жестоким к мальчику, старухе. Он отступает перед угрозой возможного, как думает ундина, доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головущке» За песенным образом оказалась реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

Ундина. Сначала - очень искреннее и страстное чувство к Янко. Образ девушки - контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерна переменчивость настроений, «быстрые переходы к полной неподвижности», «она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова напевала песню». Ее речи загадочны, и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говоря о ее стремлении к воле. В ундине много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет.


Любуясь силой ловкостью, отвагой этих людей, Лермонтов, верный жизненной правде, отражает их скудный духовный мир. Их стремления и ежечасные заботы ограничиваются легкой наживой и обманом властей. Деньги определяют их взаимоотношения. Янко и девушка становятся жестокими, когда дело доходит до дележа краденого добра. Слепой получает от них только медную монету. А ненужной теперь старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».




Продолжение эвристической беседы.

- Как меняется отношение Печорина к контрабандистам? Почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи?

- Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком?

- Однако всё это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом. Перечитайте отрывок:»Я завернулся в бурку…» О чем же думал Печорин? Что он вспоминал?

- Как подействовало на него появление девушки?

- Как подействовал на него пейзаж?

- Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и ундине и не сообщает об этом своему денщику?

- Почему Печорин пошел ночью за ундиной?

- Поверил ли он ее призывам?

- Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны?

- Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым , «стало грустно»?

- В чем Печорин винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

(Назвав контрабандистов мирными, Печорин уже отказывает им в исключительности и винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной жизни, а ему самому оказалось ненужным. Ирония Печорина над собой «И не смешно ли…» свидетельствует о том, что герой сознает напрасность своих поступков. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия: «Что сталось со старухой…».

- Желания и реальные положения героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

6. Закрепление

- Каким же показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами?

(Он активный участник событий, стремится вмешаться в события, не довольствуется ролью пассивного созерцателя жизни).

Самостоятельная работа.

- «Тамань» состоит из нескольких ключевых эпизодов. Определите черты характера Печорина, проявившиеся в повести и соотнесите с этими эпизодами.


Черты характера

Эпизоды

Встреча со слепым мальчиком

Разговор с девушкой, наблюдение за её поведением

Очарование ундиной, свидание

Встреча слепого и Янко

7. Подведение итогов.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.

-Почему Печорин так страстно хотел, но так и и не смог войти в круг контрабандистов? Письменный ответ на вопрос.

Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив.

Выставление и комментирование оценок.

8. Рефлексия.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

За урок я

Устал/не устал

Закончить урок хотелось бы словами В.А. Сухомлинского: « Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

9. Домашнее задание. Прочитать повесть «Княжна Мери», выписать в тетрадь фразы, показывающие отношение Печорина к дворянскому обществу и его представителям.



© 2010-2022