Современные педагогические технологии как средство развития познавательных УУД

                Многократно замечено, что ребенок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него как бы открывается «второе дыхание», появляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха, его способности растут. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, те, в свою очередь, начинают развивать его интеллектуальные возможности. У ребенка повышается самооценка, он начинает себя осознавать значимой личностью, на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Попова Т.В.

МАОУ СОШ №10,

учитель русского языка

и литературы


Современные педагогические технологии как средство развития познавательных УУД.


Многократно замечено, что ребенок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него как бы открывается «второе дыхание», появляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха, его способности растут. Знание, которым он овладел, будит его творческие силы, те, в свою очередь, начинают развивать его интеллектуальные возможности. У ребенка повышается самооценка, он начинает себя осознавать значимой личностью, начинается процесс саморазвития.

Такие способности человека чаще всего проявляются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех. Если каждый сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.

Для многих учеников такой сферой реализации своих творческих способностей становятся уроки русского языка и литературы. Здесь на развитие личности ребенка сориентирована эффективная совместная деятельность, основой которой должна стать продуманная система подготовительной работы учителя.

Создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок его развития, умение действовать коллективно, обучаясь и обучая других.

На своих уроках стремлюсь включить детей в создание условий для успешности, поэтому использую в обучении ролевые игры, которые формируют коммуникативную компетенцию1.

Цель данной работы становится не просто усвоение знаний и формирование умений, но и развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, овладение умениями, которые будут востребованы во взрослой жизни. Демонстрация ученикам ролевых игр на примерах реальных людей, литературных персонажей - это способ по - новому мыслить.

Итак, ролевые игры.

Я экскурсовод.

В нашем городе экскурсовод - престижная профессия, почему же учащимся не попробовать себя в этой роли?

Здесь можно:

- провести экскурсию по биографии писателя;

- пройти по залам музея, в котором выставлены портреты писателя;

- по видам сказок…

Я писатель:

- выбрать из 10 данных эпиграфов один, прокомментировать, почему выбран именно этот, записать в тетрадь;

- спросить, может быть, кто- то из учеников предложит свой вариант эпиграфа;

- дописать рассказ по данному началу;

- «заглянуть» в мастерскую писателя и узнать, как создавалось произведение;

- написать отзыв о произведении;

- дать оценку роли прилагательных в речи, прочитав текст без них;

- восстановить пропущенные строчки;

- собрать рассыпанные абзацы в текст…

Я рассказчик.

Я хочу увлечь тем, что мне интересно, хочу сделать из одноклассников своих единомышленников:

- пересказ отрывка;

- выбор эпизода для рассказа (например, сохраняя особенности сказочного повествования, рассказать о том, как пришел конец Кощею);

- составление рассказа по « опорному листу» (например, от имени одного из гостей Фамусова)

Я исследователь:

- найти в отрывке сказочные выражения, без которых не обходится ни одна волшебная сказка;

- средства художественной выразительности;

- понаблюдать за синтаксическим построением отрывка;

- исследовать слово;

- почему в данных словах возникает трудность в постановке ударения:

сильный - сильнее,

добрый - добрее, но:

красивый - красивее,

свободный - свободнее.

Я корреспондент.

Ученики задают вопросы, называют СМИ, которые представляют:

- пресс - конференция с литературным героем («Петя Ростов» Л.Н.Толстого)

Я художник. Рисовать любят все, поэтому эта игра любима детьми:

- нарисовать иллюстрацию к произведению, произвести защиту.

Я учитель:

- ученик не просто излагает содержание заданного материала, а объясняет классу тему. Во время ответа - объяснения ученик может спросить любого, в конце ответа - предложить учителю ряд оценок, которые он смог бы поставить отвечающим.

Школьники, в свою очередь, могут задать « учителю» любой вопрос по теме.

Объясняющий ученик может допускать при объяснении запланированные «ошибки». Например, однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос или относятся к одному и тому же члену предложения. Правильно я сформулировал правило?

Одноклассник: вместо или надо поставить и;

- продумать и подготовить объяснение предложенных тем.

Я режиссер:

- устное рисование;

- составление схем, таблиц;

- подготовка карточек.

Диалог с текстом:

- дети задают вопросы по тексту.

Немой диктант.

Описание действий одного из учеников класса. Такой диктант можно, например, провести при изучении темы « Не с деепричастиями».

К доске вызывается ученик, ребята наблюдают за его действиями, а затем составляются предложения.

Например: Юля пишет на доске, не обращая ни на кого внимания.

Держит руку, не сгибая локтя.

Мини - проекты.

Все умения, которыми овладели ученики, должны быть применены в проекте:

- составление наглядных пособий;

- проведение социологических опросов. Темы могут быть самыми разнообразными:

1. сталкивались ли вы с насилием на улице, в школе, в семье?

2. нужно ли милосердие и сострадание сегодня?

Главной задачей сегодня является ориентация на конечный результат. Роль подобных ролевых игр заключается в том, что они являются стимулом для речевой деятельности, образцом для собственных высказываний, которые разнообразны по формам и видам речи:

- устной диалогической и монологической;

- письменной монологической.

При помощи ролевых игр учитель моделирует коммуникативные ситуации, которые позволяют ученикам обнаружить и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения. Увидеть, испытать и проверить это поведение на пригодность.

1 Материалы курсов повышения квалификации, 2005 год (Т.А. Кузнецова, методист кафедры ПОИПКРО)

© 2010-2022