Викторина по русскому языку Причастие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый - причастия.

  1. На улице светило яркое солнце.

  2. Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

  3. По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.

  4. С неба падали холодные снежинки.

  5. Смирно стоят зеленеющие ели.

  6. В поле завывает злая вьюга.

  7. Падающий снег сверкал на солнце.

  8. Заяц оставил на снегу маленькие следы.

  9. Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Причастие - это часть речи,

причастная глаголу в образе

прилагательного.

В.Даль.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

(П. Чесноков.)

Расцветайте, расцветающие,

Увядайте, увядающие,

Догорай, объятое огнем, -

Мы спокойны, не желающие,

Лучших дней не ожидающие,

Жизнь и смерть равно встречающие

С отуманенным лицом.

Ф. Сологуб.

В КАКОМ СЛОВОСОЧЕТАНИИ ДАНЫ «ПРИЧ. + СУЩ.»?
1) лаявшая собака
2) волнистые волосы
3) крикливый ребёнок
4) дремлющий ребёнок
5) старший брат
6) растаявший снег
7) построенный дом
8) дремучий лес
9) плывущие облака
10) пожелтевший лист

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок несколько с необычной мифологической сказки, которая называется «Чудесные гибриды».

Чудесные гибриды.

Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов.

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного - размышлял как-то учёный… Но сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их причастием. Почему назвали их причастием? Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями?

Найдите определяемое слово + причастие

причастие + зависимое слово

Танцующая молодежь

Спеющие плоды

Мелькавший за горизонтом

Горящего леса

Сверкающие на солнце

Постриженные газоны

Различать действительные и страдательные причастия, выделить суффиксы.

Колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, ожидающий поезда, орошающие дожди, орошенные водой, провожаемый взглядом, провожающий маму, строящийся дом, вырастивший урожай, вы ращенный урожай, освободившийся народ, освобожденный народ.

Найдите причастный оборот, выделите его, подчеркните.

Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет со своих листьев капли.

Поляну затянуло дымом от потухающего костра.

О священной могиле заботятся ученики школы, расположенной неподалеку.

Шествие Черномора, окруженного свитой покорных рабов, продолжается.

Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Я стал входить по тропинке в темнеющую глубину деревьев. Я погружался в сырую ночь, дышащую в лицо холодной прохладой.

Лучи солнца, пробившиеся сквозь листву, скользят по стволам и ложатся на темную землю, покрытую иголками.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Всё имевший, всё потерявший
И опять всё нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Всё боящийся потерять.

КАРТОЧКА № 1.

Задание: Обозначьте окончания причастий; определите род, падеж, число, вид и время.

1. Близился закат Слышалось далёкое звяканье бубенцов, возвращающегося стада коз, которых в Арзамасе бе(с, з)численное множество.

2. Нал…тевшие порывы ветра со свистом поднимали с земли целые груды засохших листьев, несколько крупных капель брызнуло мне в лицо.

3. С серого, насупившегося неба посыпались крупинки первого снега.

( А. Гайдар).

КАРТОЧКА № 2.

Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм.

1. На елов… ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.

2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.

3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.

( Из журнала « Юный натуралист».)

КАРТОЧКА № 3.

Задание: Спишите, обозначая границы причастного оборота и вставляя пропущенные запятые. Объясните расстановку знаков препинания и правописание сопутствующих орфограмм.

1. Запах цв…тущих яблонь и ноч(?)ных цв…тов лился по всей земле.

2. По временам только в стороне синели в…рхушки отдалённого леса т…нувшегося по берегам Днепра.

3. На берёзе ра(с,з)кинувшейся в небе (не)шевелит(?) ся ни один лист.

КАРТОЧКА № 4.

Задание: Выписать из данных словосочетаний в один столбик словосочетания «действит. причастие + существ.»; в другой- «страдат. причастие + существ.» Объяснить правописание суффиксов причастий.

Та…щий на со…нце снег; весело щебеч…щими птицами; к едва вид…мому лесу; шепч…щие на ветру берёзы; разреза…мую гладь реки; море, ласкаемое восход…щими лучами солнца; вдали стел…щийся туман; налетевшие порывы ветра.

КАРТОЧКА № 5.

Задание: Объяснить правописание НЕ с причастиями, глаголами. Обозначьте вид и время причастий.

В эту осень (не)было золотых деньков, (не)сияли берёзовые лепестки под (не)греющим солнышком, (не)полыхали багрянцем осины; (не)заметало тележные колеи шуршащей листвой.

Короткие осенние дни замелькали передо мною, как никогда (не)виданные станции, сверкающие огнями.

КАРТОЧКА № 6.

Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните их. В скобках укажите, от каких глаголов образованы и какого спряжения.

Образец: думающий-думать (1спряж.)

Раст…щий, слыш…щий (звук), стро…щий, избира…мый, завис…мый, рассматрива…мое, перелива…щийся, разраста…щийся, скач…щая, бег…щий.

Дополнительный материал. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов:

1Викторина по русскому языку Причастие. Закопать (прошедшее время)

2. Засорить (прошедшее время)

3. Хранить (страдательное, Настоящее время)

4. Скакать (настоящее время)

5. Сделать (прошедшее время)

6. Срастись (прошедшее время)

7. Спрятать (прошедшее время)

8. Нестись (прошедшее время)

9. Делать (страдательное, настоящее время)

В КАКОМ СЛОВОСОЧЕТАНИИ ДАНЫ «ПРИЧ. + СУЩ.»?
1) лаявшая собака
2) волнистые волосы
3) крикливый ребёнок
4) дремлющий ребёнок
5) старший брат
6) растаявший снег
7) построенный дом
8) дремучий лес
9) плывущие облака
10) пожелтевший лист

В КАКОМ СЛОВОСОЧЕТАНИИ ДАНЫ «ПРИЧ. + СУЩ.»?
1) лаявшая собака
2) волнистые волосы
3) крикливый ребёнок
4) дремлющий ребёнок
5) старший брат
6) растаявший снег
7) построенный дом
8) дремучий лес
9) плывущие облака
10) пожелтевший лист

В КАКОМ СЛОВОСОЧЕТАНИИ ДАНЫ «ПРИЧ. + СУЩ.»?
1) лаявшая собака
2) волнистые волосы
3) крикливый ребёнок
4) дремлющий ребёнок
5) старший брат
6) растаявший снег
7) построенный дом
8) дремучий лес
9) плывущие облака
10) пожелтевший лист

Тест.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает:

а) предмет и его признак;

б) признак предмета по действию;

в) действие предмета.

2. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последователь­но расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных причастий:

а) б) в) г)

увлеченному человеку Т. Д. Т. П.

открывшимися глазами П. Т. Т. Д.

исправленным текстом Т. Т. Д. П.

3. Выберите предложение с причастным оборотом.

A. Изумительны эти растения, которые живут под снегом.

Б. Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.

B. Большинство сохранившихся растений раз­множаются вегетативно.

4. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим пос­ле определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

A. Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно. Б. Запах нагретой солнцем белой гвоздики на­полнял вагоны.

B. Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

5. Укажите словосочетания с действительными причастиями:

а) посаженный весной; г) опавшие с дерева;

б) сидящая девочка; д) засыпанные аллеи;

в) расколовшийся орех; е) уважаемый человек.

6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

бор..щийся за свободу ю ю я я

стелющийся по земле ю я я ю

стро..щий дом я ю я ю

вид..щий зорко я я ю ю

7. Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 6:

а) б) в) г)

составля..емый план е и е и

управля..мый капитаном е е и и

слыш..мый издалека и е е и

освеща..мый солнцем е и е и

8. Укажите, в каких пунктах: а), б), в), г) или д) - допущены ошибки в образовании страдательных причастий прош. вр.:

а) бросить - брошенный;

б) обещать - обещенный;

в) потерять - потеренный;

г) победить - побежденный;

д) разбить - разбитый.

17. Укажите правильный ответ.

A. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

Б. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

В. Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.



© 2010-2022