Имя прилагательное как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. 10 класс

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности учащихся в процессе работы с материалом учебника с помощью опорных схем.

Задачи: обобщение и расширение представлений учащихся об имени прилагательном как части речи, о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных; совершенствование навыков грамматических разборов.

Ход урока.

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II.Работа с записанным на доске (выведенном в слайде презентации или на интерактивной доске) предложением.

Он в жизнь вбегал рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и весёлым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

- Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству. Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.

- Какие слова помогают узнать поэта? К какой части речи они относятся?

-Что такое имя прилагательное?

III.Знакомство с теоретическим материалом.

1. Пользуясь учебником (§37,стр.136), рассказать о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных и закончить составление схемы. (Схема может быть выведена на интерактивную доску при наличии таковой в кабинете).


В результате наблюдений учащиеся делают вывод о том, какими отличительными признаками обладает каждый разряд прилагательных. Один из учащихся заполняет схему, и в результате она выглядит следующим образом:


Учитель обращает внимание учащихся на процесс перехода прилагательных из разряда в разряд. Притяжательные прилагательные при переходе в другую лексико-грамматическую группу отвечают на вопрос «какой?», а не «чей?». Например: тулуп (какой?) заячий. Относительные при переходе в разряд качественных могут иметь синонимы - качественные прилагательные. Например: малиновое платье - красное платье, ср. малиновое варенье.

IV.Закрепление.

  1. В стихотворении о Есенине назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).

  2. Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд.

  3. Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (Тексты распечатаны для каждого ученика)

-Определить тему и идею стихотворения.

-Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся?

-Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд?

V.Наблюдение.

1.На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) четверостишье:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

-Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

- Определить, в какой форме употреблены прилагательные.

- Какова их синтаксическая функция?

В результате наблюдения учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в форме простой сравнительной степени выступают только в роли сказуемого.

-Пользуясь учебником (стр. 143), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше».

2. Упр. 219 (устно)

3. На доске записано (выведено на интерактивной доске, в презентации) предложение:

Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.


- Объяснить постановку знаков препинания в данном четверостишии.

- Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены?

- Сделать морфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.139-140. Двое учащихся работают у доски.

VI.Подведение итогов урока.

-Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.

-Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?

-Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?

VII.Домашнее задание: §37, упр.217 (устно), 220 (письменно).

Дидактические материалы

Работа с компьютерным тренажёром .

(При подключении компьютеров к локальной сети это может быть как индивидуальная работа за ПК, так и работа в парах (сильный - слабый учащиеся)).

1)Отметить словосочетания с относительными прилагательными:

Безнравственный поступок

Рыбьи хвосты

Земляной вал

Плоское лицо

Собачья конура

Лютый мороз

Безукоризненные манеры

Свиное сало

Джинсовая ткань

Дедушкина трубка

Апрельский денёк.

2)Отметить словосочетания с качественными прилагательными:

Парчовый занавес

Ясные дни

Дедов кабинет

Легкомысленный поступок

Тупой нож

Крысиная нора

Золотая монета

Бугристая поверхность

Мраморная статуя

Тигриная шкура

Рыбий жир

3) Отметить словосочетания с притяжательными прилагательными:

Дедушкина трубка

Голубое небо

Осенние дожди

Куриное яйцо

Заячьи следы

Птичий гомон

Охотничье снаряжение

Дорогая одежда

Университетский диплом

Дерзкий ответ

Рябиновая настойка


© 2010-2022