Конспект урока по русскому языку на тему Сложное предложение. Основные виды сложноподчинённого предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Сложное предложение. Основные виды СПП.

Цель: обобщение и систематизация теоретических сведений о сложном предложении, о видах придаточных в составе СПП.

Задачи: 1. Образовательные: формировать умение применять теоретические знания на практике, правильно делать синтаксический разбор СПП, определять виды придаточных, строить графические схемы.

2. Развивающие: развивать интеллект у учащихся - умение анализировать, выделять главное, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, логично и последовательно излагать свои мысли, развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся, уверенности в своих силах, формирование мышления, чувства любви к русскому языку.

Оборудование : портрет Абая, эпиграф, «Слова назидания».

Методы работы на уроке: Работа по опорным схемам, работа с текстом, творческая работа по конструированию СПП, исследовательская работа по тексту.

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Лишь знанием жив человек,

Лишь знанием движется век.

( Абай )

Ход урока

I.Вводно-мотивационный момент.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы повторим теорию СПП, вы покажете свои умения находить и анализировать СПП в готовом тексте, составлять самостоятельно сложные предложения и тексты с использованием сложных предложений.

II. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая разминка. Цель: повторение теоретических сведений о сложных предложениях ( работа в парах) - щадящий опрос ( оценки по знанию теории выставляют друг другу - комментируют)

III. Практическая работа. Реализация теоретических знаний на примере текста «Слова назидания» Абая.

- Слово учителя. Настрой на работу.

В 2007 году Национальная академическая библиотека РК объявила о проекте «Одна страна - одна книга», целью которого является популяризация чтения. Форма проведения акции: все население в одно и то же время читает одно и то же произведение.

По результатам социологического опроса таким произведением были определены « Слова назидания» Абая. Акция « одна страна - одна книга» проводилась с 24 сентября по 30 сентября. В эту акцию включились все библиотеки, школы, организации.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом «Слов назидания».

Задание: Найдите СПП предложения в готовом тексте, расставьте знаки препинания, постройте графические схемы предложений, сделайте письменный разбор одного предложения.

Вставьте и объясните пропущенные орфограммы ( задания дифференцированы).

Текстовый материал: Абай « Слова назидания»

Слово 38. Человек владе..т науками и знаниями тогда когда всем св..им существом стремит…ся к ист..не и правде пытает..ся понять самую суть явлений.

Человет идущий в науку ради богатства славы и почета никогда (не) поймет ее сущности. Больше того когда человек пр..следу..т корыстные цели он теряя..т человеческий облик. И наоборот человек становит..ся сильнее когда и богатство и слава и признание пр..ходят к нему сами как результат упорного труда.

Слово 32. Изве..но что наукой овладева..т тот кто испытыва..т жажду познаний. Но одного стремления тут мало. Даже сам процесс пр..обретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски и весь огромный труд человека затраченный на овладение наукой могут оказа..ся напрасными.

Сначала ты должен точно уяснить для чего тебе необходима наука. Если ты страстно увлечен ею то богатством для тебя явит..ся каждое твое открытие устранение самого незначительного пробела в твоих знаниях. Что может быть ценнее такого приобретения? И бывает ли на свете наслаждение выше того которое ты испытал при этом?

Слово 31. Для того чтобы запомнить советы и следовать им нужно соблюдать четыре условия.

Надо быть сильным настолько чтобы подавить в себе самолюбие когда дают тебе советы.

Надо принимать умные слова сердцем словно бы утоляешь ими жажду.

Следует по нескольку раз повторить про себя услышанное чтобы закрепить его в памяти.

Надо держаться подальше от вещей которые изнашивают человеческий разум и заставляют его терять свои знания.

Таких вещей кстати четыре. Это беспечность зубоскальство меланхолия и пагубное пристрастие к вину женщинам деньгам азартным играм.

IV. Творческое задание: (работа в группах). Цель работы: реализация теоретических знаний, умение переносить имеющиеся знания в новую ситуацию. Составьте свои слова назидания учащимся школы от учеников 9 класса. За основу возьмите

« Слова назидания» Абая.

- Чей текст лучше? Прокомментируйте.

Образец полученного текста. Будьте гуманны и милосердны: гуманность и милосердие - это такие качества, которые должны жить вечно в сердцах людей. Прочтите хотя бы один раз «Слова назидания» Абая, ибо эта книга заставляет задуматься о сущности своего существования на земле. Не тратьте время на пустые развлечения, добывайте знания, потому что только они помогут вам найти свое место в жизни. Помните, что человек силен только тогда, когда в совершенстве владеет знаниями. Если вы еще учитесь в школе, то учеба должна быть для вас на первом месте. Будьте сильными настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда вам дают советы.

- Какие предложения по цели высказывания вы использовали?

- Глаголы какого наклонения использовали? Объясните их правописание.

V. Найдите и вы главную жизненную мудрость Абая в «Словах назидания».

( Прием «Мудрые совы»).

- Прочитайте предложение, которое вы считаете значимым для вашей будущей жизни. Прокомментируйте ваш выбор.

VI. Итог урока.

- Довольны ли вы своими знаниями? (самооценка)

- Где вам это пригодится?

VII. Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание: Выписать из учебника литературы 10 сложных предложений, составить схемы.

© 2010-2022