Рабочая программа по риторике (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по дисциплине: Риторика 7 класс


Объем дисциплины:

Всего: 34 часов

Форма итогового контроля: тест

Разработана в соответствии с учебной программой, утвержденной МО РФ (программа под редакцией Т.А.Ладыженской) в соответствии с учебными стандартами для 7 классов общеобразовательных школ.

Учитель: Т.А.Кудрявцева


СОВЕТСК 2015

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ: 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В данном курсе риторики акцент делается на развитии способности овладевать общением в широком смысле этого слова. Уроки в этом курсе - это уроки обучения умелому, искусному, успешному общению, при котором люди учатся понимать друг друга, сопереживать взаимодействовать. Учебник 7 класса следует намеченной концепции в курсах 5-6 классов. На этом этапе главное - риторика повседневного общения, в ее практическом преломлении.

Большое место в этом курсе занимает риторический анализ текста, речевые ситуации, риторические задачи и риторические игры, продолжается линия дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно-импровизационных способностей, на использование разных средств обучения, как текст, рисунок, иллюстрация, репродукция.

Риторика повседневного общения предполагает специальное обучение умению слушать информационную речь, читать учебную книгу, умению отвечать (на уроках и экзаменах); умению вести записи для себя и класса в форме дневника, вести беседу, управлять спором (т.е. быть ведущим в дискуссии), выступать в качестве редактора чужих и своих текстов, создавать вторичные тексты сложных жанров: рецензия, аннотация и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ:

Идеи курса

Если ты сделал добро - молчи, если тебе сделали - расскажи. Не торопись отвечать, торопись слушать. Будь своему слову господин. Меньше говори, да больше делай.

Основные умения

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение:

степень эффективности общения (степень реализации коммуникатив­ной задачи);

уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использо­ванных средств, их точность); корректность поведения.

Второй тип (У-2). Умение общаться в пределах, обозначенных в бло­ке «Речевые жанры»:

ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории), коммуникативную задачу и обстановку общения;

формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;

определять свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Содержание

Образовательные задачи

Формирование ЗУНов

Письменные работы

1

Речевая ситуация. Вспоминаем - знакомимся с новым

О ЧЁМ говорит?

КТО говорит?

КТО слушает?

ЗАЧЕМ говорит?

Укрепить представления об общении как процессе взаимодействия людей. Повторить материал о компонентах коммуникативно-речевой ситуации

Понимать смысл схемы речевой ситуации

С.14. Самопрезентация

2

Когда и где мы общаемся

Помочь осмыслить значение места и времени, где и когда происходит общение.

Понять смысл упражнений, связанных с объяснением «речевого поведения». Различать РС для достижения поставленной цели.

3

Будем знакомы

Познакомить уч-ся с основными элементами приятного, располагающего к дальнейшему общению знакомства.

Знать формулы приветствия, находить в текстах приятные слова, располагающие к общению. Применять памятку «Будем знакомы!»

Упр.27 сочинение-случай знакомства, который запомнился.

4

Виды общения.

Личное- Публичное.

Вспомнить виды общения. Учить распознавать виды общения, уместно исп-ть их в зависимости от РС, помочь осознать, что умелое использование разных видов общения способствует взаимопониманию и эффективной коммуникации.

Знать понятие «эффективной коммуникации». Уметь исп-ть разные виды общения адекватно РС. Знать виды общения (по числу участников, исп-нию средств, в зависимости от того, кто, с кем и где общается.

Упр.38.найти и записать из пов. Гоголя публичную речь. Определить вид РО, дать хар-ку

5

Простое личное общение. Вежливое выражение.

Речевые формулы.

Сообщения о риторах: ПРОТОГОР

Знакомить уч-ся с новым видом общения. Показать особенности публичного общения, объяснить трудности Публичного общения

Знать виды общения, признаки и трудности ПО. Уметь отличать личное общение от публичного.

Упр.44 придумать и разыграть ситуацию:

-межличностное словесное+несловесн. неофиц.; -публичное словесн.+несловесн. офиц. с.47.Речевые формулы «согласия-несогласия»

6

Жесты и мимика - помощники слова

Дать информацию о роли визуального контакта, связи жестов и мимики, осн.компонентов невербального общения, о способах улучшения их коммуникативных действий

Знать определения жеста, мимики. Понимать, как он соотносится со словом (может сопровождать, дополнять или заменять его) анализировать ситуации, связанные с использованием жестов и мимики.

Представь, что ты сбил с ног малыша. Он плачет, а ты торопишься, нет времени на уговоры. Как ты успокоишь малыша? Какие жесты тебе помогут? Какое д.б. выражение лица, чтобы реб. поверил тебе и успокоился?

7

Учимся отвечать.

Определение- это…

Познакомить с различными определениями, помочь прийти к выводу, что в определении раскр-ся сущность определяемого предмета, разъясняются его смысл и содержание.

Знать, что такое определение, знать модели определений, уметь конструировать определение. Знать текстовые признаки устного развернутого ответа.

Выписать в тетрадь 5 определений из разных наук.

8

Мы строим определение

Тренироваться в построении определений. Изучить языковые модели определения.

Уметь перестраивать определения. Знать особенности определения.

Подготовить 5-10 предложений «Сообщение». Цель: увлечь, заинтересовать слушателей.

9

Правила. Что такое алгоритм?

Сообщения о риторах: Горгий

Познакомить с устными развёрнутыми ответами, в основу которых положено правило. Показать модели правил

Составить алгоритм действий по любому правилу

2 четверть


10

От души посоветовать. Советы бывают разными.

Познакомить уч-ся с советом как речевым действием побудительного характера.

Знать, что мы можем сделать с помощью совета. Уметь разбирать советы в предложенных текстах с точки зрения определенной РС

Письменно объяснить пословицу, рассказать по ней о значении и пользе советов. С.129 (Сочинение-рассуждение)

11

Достоинства и недостатки речи.

Коммуникативные качества речи:

чистота, логичность, уместность, точность и разнообразие

Познакомить уч-ся с коммуникативными качествами речи. Помочь научиться анализировать, наблюдать, оценивать речь с точки зрения ее качеств

Рассматривать предложенные ситуации с точки зрения коммуникативных качеств речи, оценивать и определять недостатки текста.

Сочинение. «Почему речь должна быть выразительна, правильна, точна…»

12

Соответствие ситуации. Соответствие стилю высказывания.

Сообщения о риторах: Исократ

Совершенствовать умения анализировать, наблюдать, оценивать речь с точки зрения ее качеств

Рассматривать предложенные ситуации с точки зрения коммуникативных качеств речи, оценивать и определять недостатки текста.

Упр.164. Смешной случай, рассказанный определенному адресату, анекдот.

13

Я читаю первый раз.

Я - редактор

Познакомить с основными этапами правки как своего, так и чужого текста. Учить совершенствовать содержание и форму устных и письменных высказываний.

Знать основные символы правки текстов. Уметь исправить элементарные речевые недочёты, улучшать высказывания.

Исправить предложенный текст (карточки)

14

Я читаю второй раз

Совершенствовать навыки правки речевых недочётов в тексте.

Знать основные символы правки текстов. Уметь исправить элементарные речевые недочёты, улучшать высказывания.

15

Я читаю третий раз: редактирую текст

Проверочная работа

Совершенствовать навыки правки речевых недочётов в тексте.

Знать основные символы правки текстов. Уметь исправить элементарные речевые недочёты, улучшать высказывания.

Упр.174. внести исправления в отзывы зрителей о цирке

16

Учимся читать учебную литературу

Сократ

Углубить знания уч-ся об «изучающем» чтении. Обобщить сведения об особенностях чтения как вида речевой деятельности, показать, как те или иные элементы текста способствуют его пониманию и более глубокому осознанию.

Знать цели чтения, виды чтения. Обосновывать положительные стороны изучающего чтения, в отличие от других его видов.

«Прежде чем прочитать книгу, я…

17

Приёмы осмысления учебного текста.

Способы сокращения (сжатия) содержания текста: исключение подробностей, детализирующей информации, обобщение отдельных элементов текста, упрощение структуры предложений

Платон

Закрепить умение работать с учебником, помочь уяснить, что умение читать дает человеку возможность обогатить словарный запас, способы выражения идей, мыслей, познать особенности композиции текстов различного характера и варианты их литературной обработки. Показать способы сокращения (сжатия) содержания текста: исключение подробностей, детализирующей информации, обобщение отдельных элементов текста, упрощение структуры предложений

Знать виды вторичных текстов, уметь кратко изложить содержание текста, знать особенности тезисов и конспекта. Знать основные способы сокращения текста.

Представить содержание предложенного текста в виде схем, таблицы, графиков, рисунков

18

Учимся говорить и писать.

Выписки (главное, существенное, значимое)

Совершенствовать навыки сокращения текста, используя разные приемы, помогающие запоминанию прочитанного.

Знать основные способы сокращения текста. Предавать информацию о тексте в виде схем, таблиц, рисунков, графиков.

Сделать выписки из рассказа по учебнику «Литература»

3 четверть


19

Речевые жанры. Мне хотелось бы спросить. Изобретение.

Изобретение, топик, логическое и риторическое определение

Познакомить уч-ся с изобретением как инструментом создания творческой речи. Показать, как достичь успеха в коммуникативном процессе. Ввести понятие «топика», показать их в текстах разных типов.

Знать формулу определения. Уметь вычленять и различать изобретение в текстах разных жанров. Строить высказывания-изобретения.

Сочинение-рассуждение: «Мир вокруг нас чудесный, неожиданный…»

20

Всё в мире состоит из частей

Совершенствовать навыки использования «топиков» в сочинениях на литературную тему.

Применять топики в собственных сочинениях, конструировать интересные высказывания на литературную тему.

С.14. «Зачем люди общаются?»

21

Что в имени тебе моём?

«Речкино имя»

Топик «ИМЯ»

Познакомить с новым топиком. Совершенствовать умения включать в высказывания топик ИМЯ, отталкиваться от него.

Знать понятие имени как названия предметов и явлений. Находить в предложенных текстах данного типа изобретения. Создавать тексты с данным топиком.

Упр.19

22

Заголовок вокруг нас. Заголовок - сильная позиция, прогноз, ассоциация

Показать, как важны собственные наименования в повседневном общении с окружающим миром. Обобщить понятие «заголовок». Учить анализировать заголовки с точки зрения вложения глубокого смысла предложенных текстов.

Уметь отличать заголовки: З-сильная позиция, З-прогноз, З-ассоциация. Знать особенности употребления таких заголовков

Упр.36. «Жаркий декабрь». Определить роль заголовка и создать текст.

23

Необычные тексты

Фотография+слово

Поликодовый текст

Раскрыть многообразную жизнь слова, привлечь внимание к слову, вступающему во взаимодействие с другими, несловесными формами творчества человека. Познакомить уч-ся с текстами, в которых соединяются фото и текст.

Понимать поликодовые тексты как единицы общения, обладающие замыслом, содержанием, реализующиеся в определенной РС

Составить текст к фотографии

24

Коллективный дневник.

Летопись класса.

Повторить сведения о дневниковых записях в виде рассуждения. Ввести понятие «Летопись». Повторить особенности дневниковых записей.

Анализировать и создавать тексты в виде дневниковых записей о жизни класса.

Что мы делали классом неделю: события, факты, комментарии

25

Чужая речь. Цитата.

Аристотель

Ввести понятие «чужая речь», помочь осмыслить, что дает употребление чужой речи в авторском тексте. Углубить знания о целостности текста (структурной, смысловой, содержательной). Продолжит работу по формированию навыков цитирования.

Создавать высказывания, включающие в себя цитаты, но не нарушающие целостности текста, органично вписывающиеся в него.

Использовать цитаты из текста для подтверждения собственных мыслей. Сочинение-рассуждение с цитатами.

26

Рецензия на сочинение товарища.

Формировать навыки рецензирования текстов.

Знать основные направления работы по рецензированию текстов, уметь выразить критическую оценку прочитанного.

Написать рецензию на сочинение соседа.

27

От отзыва к рецензии.

Проверочная работа

Формировать навыки рецензирования текстов.

Знать основные направления работы по рецензированию текстов, уметь выразить критическую оценку прочитанного.

28

Деловой стиль.

Углубить знания уч-ся об официально-деловом стиле речи, формировать навыки правильного составления деловых документов, знакомить с жанрами письменной деловой речи: заявление, объяснительная записка.

Знать основные жанры деловых документов, уметь составить деловой документ

Написать объяснительную записку

29

Спор и его признаки.

дискуссия

Показать эффективное общение в споре. Отличать настоящий спор от других, сходных видов общения, находить основные признаки спора.

Уметь четко формулировать тезис, приводить аргументы, развернутые и сжатые, выбирать языковые средства для убеждения оппонента.

диалог

30

Кто и о чем пишет в газетах. Газетные жанры.

Вспомнить основные источники информации. Углубить представление о современных средствах передачи информации

Знать специфику газетной статьи, уметь распознавать тексты газетных жанров и конструировать текст-газетная заметка

Сочинение «Газетная статья» на основе увиденного

31

Репортаж и репортёры.

Знакомить уч-ся с жанром репортажа, его «природными» особенностями.

Знать особенности жанра «репортажа».

Репортаж-описание создать

32

Формы выражения авторского «Я»

Знать основные формы выражения в репортаже.

Знать, чем отличается повествование в репортаже и в художественном произведении. Уметь построить краткое репортажное рассуждение

Репортажное рассуждение

33

Уроки житейской мудрости: Притча

Демосфен

Дать представление о притче. Познакомить с уроками житейской мудрости.

Уметь анализировать использование притчи в речи с точки зрения целесообразности и уместности в предложенных текстах

Притчу написать из любых источников

34

Итоговый урок

Тестовая работа по основным понятиям курса.

Создавать небольшое рассуждение на предложенную тему.


© 2010-2022