- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по риторике (7 класс)
Рабочая программа по риторике (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудрявцева Т.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по дисциплине: Риторика 7 класс
Объем дисциплины:
Всего: 34 часов
Форма итогового контроля: тест
Разработана в соответствии с учебной программой, утвержденной МО РФ (программа под редакцией Т.А.Ладыженской) в соответствии с учебными стандартами для 7 классов общеобразовательных школ.
Учитель: Т.А.Кудрявцева
СОВЕТСК 2015
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ: 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данном курсе риторики акцент делается на развитии способности овладевать общением в широком смысле этого слова. Уроки в этом курсе - это уроки обучения умелому, искусному, успешному общению, при котором люди учатся понимать друг друга, сопереживать взаимодействовать. Учебник 7 класса следует намеченной концепции в курсах 5-6 классов. На этом этапе главное - риторика повседневного общения, в ее практическом преломлении.
Большое место в этом курсе занимает риторический анализ текста, речевые ситуации, риторические задачи и риторические игры, продолжается линия дыхательной и артикуляционной гимнастики, на развитие словесно-импровизационных способностей, на использование разных средств обучения, как текст, рисунок, иллюстрация, репродукция.
Риторика повседневного общения предполагает специальное обучение умению слушать информационную речь, читать учебную книгу, умению отвечать (на уроках и экзаменах); умению вести записи для себя и класса в форме дневника, вести беседу, управлять спором (т.е. быть ведущим в дискуссии), выступать в качестве редактора чужих и своих текстов, создавать вторичные тексты сложных жанров: рецензия, аннотация и т.д.
ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ:
Идеи курса
Если ты сделал добро - молчи, если тебе сделали - расскажи. Не торопись отвечать, торопись слушать. Будь своему слову господин. Меньше говори, да больше делай.
Основные умения
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение:
степень эффективности общения (степень реализации коммуникативной задачи);
уровень владения языком (правильность речи, разнообразие использованных средств, их точность); корректность поведения.
Второй тип (У-2). Умение общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры»:
ориентироваться в ситуации общения, учитывать специфику адресата (аудитории), коммуникативную задачу и обстановку общения;
формулировать явно (вслух, письменно) или неявно (для себя) свои коммуникативные намерения;
определять свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Содержание
Образовательные задачи
Формирование ЗУНов
Письменные работы
1
Речевая ситуация. Вспоминаем - знакомимся с новым
О ЧЁМ говорит?
КТО говорит?
КТО слушает?
ЗАЧЕМ говорит?
Укрепить представления об общении как процессе взаимодействия людей. Повторить материал о компонентах коммуникативно-речевой ситуации
Понимать смысл схемы речевой ситуации
С.14. Самопрезентация
2
Когда и где мы общаемся
Помочь осмыслить значение места и времени, где и когда происходит общение.
Понять смысл упражнений, связанных с объяснением «речевого поведения». Различать РС для достижения поставленной цели.
3
Будем знакомы
Познакомить уч-ся с основными элементами приятного, располагающего к дальнейшему общению знакомства.
Знать формулы приветствия, находить в текстах приятные слова, располагающие к общению. Применять памятку «Будем знакомы!»
Упр.27 сочинение-случай знакомства, который запомнился.
4
Виды общения.
Личное- Публичное.
Вспомнить виды общения. Учить распознавать виды общения, уместно исп-ть их в зависимости от РС, помочь осознать, что умелое использование разных видов общения способствует взаимопониманию и эффективной коммуникации.
Знать понятие «эффективной коммуникации». Уметь исп-ть разные виды общения адекватно РС. Знать виды общения (по числу участников, исп-нию средств, в зависимости от того, кто, с кем и где общается.
Упр.38.найти и записать из пов. Гоголя публичную речь. Определить вид РО, дать хар-ку
5
Простое личное общение. Вежливое выражение.
Речевые формулы.
Сообщения о риторах: ПРОТОГОР
Знакомить уч-ся с новым видом общения. Показать особенности публичного общения, объяснить трудности Публичного общения
Знать виды общения, признаки и трудности ПО. Уметь отличать личное общение от публичного.
Упр.44 придумать и разыграть ситуацию:
-межличностное словесное+несловесн. неофиц.; -публичное словесн.+несловесн. офиц. с.47.Речевые формулы «согласия-несогласия»
6
Жесты и мимика - помощники слова
Дать информацию о роли визуального контакта, связи жестов и мимики, осн.компонентов невербального общения, о способах улучшения их коммуникативных действий
Знать определения жеста, мимики. Понимать, как он соотносится со словом (может сопровождать, дополнять или заменять его) анализировать ситуации, связанные с использованием жестов и мимики.
Представь, что ты сбил с ног малыша. Он плачет, а ты торопишься, нет времени на уговоры. Как ты успокоишь малыша? Какие жесты тебе помогут? Какое д.б. выражение лица, чтобы реб. поверил тебе и успокоился?
7
Учимся отвечать.
Определение- это…
Познакомить с различными определениями, помочь прийти к выводу, что в определении раскр-ся сущность определяемого предмета, разъясняются его смысл и содержание.
Знать, что такое определение, знать модели определений, уметь конструировать определение. Знать текстовые признаки устного развернутого ответа.
Выписать в тетрадь 5 определений из разных наук.
8
Мы строим определение
Тренироваться в построении определений. Изучить языковые модели определения.
Уметь перестраивать определения. Знать особенности определения.
Подготовить 5-10 предложений «Сообщение». Цель: увлечь, заинтересовать слушателей.
9
Правила. Что такое алгоритм?
Сообщения о риторах: Горгий
Познакомить с устными развёрнутыми ответами, в основу которых положено правило. Показать модели правил
Составить алгоритм действий по любому правилу
2 четверть
10
От души посоветовать. Советы бывают разными.
Познакомить уч-ся с советом как речевым действием побудительного характера.
Знать, что мы можем сделать с помощью совета. Уметь разбирать советы в предложенных текстах с точки зрения определенной РС
Письменно объяснить пословицу, рассказать по ней о значении и пользе советов. С.129 (Сочинение-рассуждение)
11
Достоинства и недостатки речи.
Коммуникативные качества речи:
чистота, логичность, уместность, точность и разнообразие
Познакомить уч-ся с коммуникативными качествами речи. Помочь научиться анализировать, наблюдать, оценивать речь с точки зрения ее качеств
Рассматривать предложенные ситуации с точки зрения коммуникативных качеств речи, оценивать и определять недостатки текста.
Сочинение. «Почему речь должна быть выразительна, правильна, точна…»
12
Соответствие ситуации. Соответствие стилю высказывания.
Сообщения о риторах: Исократ
Совершенствовать умения анализировать, наблюдать, оценивать речь с точки зрения ее качеств
Рассматривать предложенные ситуации с точки зрения коммуникативных качеств речи, оценивать и определять недостатки текста.
Упр.164. Смешной случай, рассказанный определенному адресату, анекдот.
13
Я читаю первый раз.
Я - редактор
Познакомить с основными этапами правки как своего, так и чужого текста. Учить совершенствовать содержание и форму устных и письменных высказываний.
Знать основные символы правки текстов. Уметь исправить элементарные речевые недочёты, улучшать высказывания.
Исправить предложенный текст (карточки)
14
Я читаю второй раз
Совершенствовать навыки правки речевых недочётов в тексте.
Знать основные символы правки текстов. Уметь исправить элементарные речевые недочёты, улучшать высказывания.
15
Я читаю третий раз: редактирую текст
Проверочная работа
Совершенствовать навыки правки речевых недочётов в тексте.
Знать основные символы правки текстов. Уметь исправить элементарные речевые недочёты, улучшать высказывания.
Упр.174. внести исправления в отзывы зрителей о цирке
16
Учимся читать учебную литературу
Сократ
Углубить знания уч-ся об «изучающем» чтении. Обобщить сведения об особенностях чтения как вида речевой деятельности, показать, как те или иные элементы текста способствуют его пониманию и более глубокому осознанию.
Знать цели чтения, виды чтения. Обосновывать положительные стороны изучающего чтения, в отличие от других его видов.
«Прежде чем прочитать книгу, я…
17
Приёмы осмысления учебного текста.
Способы сокращения (сжатия) содержания текста: исключение подробностей, детализирующей информации, обобщение отдельных элементов текста, упрощение структуры предложений
Платон
Закрепить умение работать с учебником, помочь уяснить, что умение читать дает человеку возможность обогатить словарный запас, способы выражения идей, мыслей, познать особенности композиции текстов различного характера и варианты их литературной обработки. Показать способы сокращения (сжатия) содержания текста: исключение подробностей, детализирующей информации, обобщение отдельных элементов текста, упрощение структуры предложений
Знать виды вторичных текстов, уметь кратко изложить содержание текста, знать особенности тезисов и конспекта. Знать основные способы сокращения текста.
Представить содержание предложенного текста в виде схем, таблицы, графиков, рисунков
18
Учимся говорить и писать.
Выписки (главное, существенное, значимое)
Совершенствовать навыки сокращения текста, используя разные приемы, помогающие запоминанию прочитанного.
Знать основные способы сокращения текста. Предавать информацию о тексте в виде схем, таблиц, рисунков, графиков.
Сделать выписки из рассказа по учебнику «Литература»
3 четверть
19
Речевые жанры. Мне хотелось бы спросить. Изобретение.
Изобретение, топик, логическое и риторическое определение
Познакомить уч-ся с изобретением как инструментом создания творческой речи. Показать, как достичь успеха в коммуникативном процессе. Ввести понятие «топика», показать их в текстах разных типов.
Знать формулу определения. Уметь вычленять и различать изобретение в текстах разных жанров. Строить высказывания-изобретения.
Сочинение-рассуждение: «Мир вокруг нас чудесный, неожиданный…»
20
Всё в мире состоит из частей
Совершенствовать навыки использования «топиков» в сочинениях на литературную тему.
Применять топики в собственных сочинениях, конструировать интересные высказывания на литературную тему.
С.14. «Зачем люди общаются?»
21
Что в имени тебе моём?
«Речкино имя»
Топик «ИМЯ»
Познакомить с новым топиком. Совершенствовать умения включать в высказывания топик ИМЯ, отталкиваться от него.
Знать понятие имени как названия предметов и явлений. Находить в предложенных текстах данного типа изобретения. Создавать тексты с данным топиком.
Упр.19
22
Заголовок вокруг нас. Заголовок - сильная позиция, прогноз, ассоциация
Показать, как важны собственные наименования в повседневном общении с окружающим миром. Обобщить понятие «заголовок». Учить анализировать заголовки с точки зрения вложения глубокого смысла предложенных текстов.
Уметь отличать заголовки: З-сильная позиция, З-прогноз, З-ассоциация. Знать особенности употребления таких заголовков
Упр.36. «Жаркий декабрь». Определить роль заголовка и создать текст.
23
Необычные тексты
Фотография+слово
Поликодовый текст
Раскрыть многообразную жизнь слова, привлечь внимание к слову, вступающему во взаимодействие с другими, несловесными формами творчества человека. Познакомить уч-ся с текстами, в которых соединяются фото и текст.
Понимать поликодовые тексты как единицы общения, обладающие замыслом, содержанием, реализующиеся в определенной РС
Составить текст к фотографии
24
Коллективный дневник.
Летопись класса.
Повторить сведения о дневниковых записях в виде рассуждения. Ввести понятие «Летопись». Повторить особенности дневниковых записей.
Анализировать и создавать тексты в виде дневниковых записей о жизни класса.
Что мы делали классом неделю: события, факты, комментарии
25
Чужая речь. Цитата.
Аристотель
Ввести понятие «чужая речь», помочь осмыслить, что дает употребление чужой речи в авторском тексте. Углубить знания о целостности текста (структурной, смысловой, содержательной). Продолжит работу по формированию навыков цитирования.
Создавать высказывания, включающие в себя цитаты, но не нарушающие целостности текста, органично вписывающиеся в него.
Использовать цитаты из текста для подтверждения собственных мыслей. Сочинение-рассуждение с цитатами.
26
Рецензия на сочинение товарища.
Формировать навыки рецензирования текстов.
Знать основные направления работы по рецензированию текстов, уметь выразить критическую оценку прочитанного.
Написать рецензию на сочинение соседа.
27
От отзыва к рецензии.
Проверочная работа
Формировать навыки рецензирования текстов.
Знать основные направления работы по рецензированию текстов, уметь выразить критическую оценку прочитанного.
28
Деловой стиль.
Углубить знания уч-ся об официально-деловом стиле речи, формировать навыки правильного составления деловых документов, знакомить с жанрами письменной деловой речи: заявление, объяснительная записка.
Знать основные жанры деловых документов, уметь составить деловой документ
Написать объяснительную записку
29
Спор и его признаки.
дискуссия
Показать эффективное общение в споре. Отличать настоящий спор от других, сходных видов общения, находить основные признаки спора.
Уметь четко формулировать тезис, приводить аргументы, развернутые и сжатые, выбирать языковые средства для убеждения оппонента.
диалог
30
Кто и о чем пишет в газетах. Газетные жанры.
Вспомнить основные источники информации. Углубить представление о современных средствах передачи информации
Знать специфику газетной статьи, уметь распознавать тексты газетных жанров и конструировать текст-газетная заметка
Сочинение «Газетная статья» на основе увиденного
31
Репортаж и репортёры.
Знакомить уч-ся с жанром репортажа, его «природными» особенностями.
Знать особенности жанра «репортажа».
Репортаж-описание создать
32
Формы выражения авторского «Я»
Знать основные формы выражения в репортаже.
Знать, чем отличается повествование в репортаже и в художественном произведении. Уметь построить краткое репортажное рассуждение
Репортажное рассуждение
33
Уроки житейской мудрости: Притча
Демосфен
Дать представление о притче. Познакомить с уроками житейской мудрости.
Уметь анализировать использование притчи в речи с точки зрения целесообразности и уместности в предложенных текстах
Притчу написать из любых источников
34
Итоговый урок
Тестовая работа по основным понятиям курса.
Создавать небольшое рассуждение на предложенную тему.