Разработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 24.


Тема: Морфема - значимая часть слова.


Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

Л: осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка - морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

М/п: анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения.

6ЛР: находить морфемы в словах, определять значение морфем и выводить лексическое значение слова из суммы морфем, составляющих основу слова; разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.

3ЛР: давать толкование значений слов с опорой на их морфемный состав, наблюдать за использованием слов с определёнными морфемами (приставками, суффиксами) в художественной речи, определять их роль в текстах разных стилей и типов речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


1. Блицопрос (можно использовать материал предметного диска - блицопрос по теме «Основа слова.»):

- Закончите предложения (записывают на листочках/в тетрадях):

а) Основа слова - это … (часть слова без окончания).

б) В основе слова заключено его … (лексическое значение).

в) Производную основу всегда можно объяснить через … (производящую).

г) Для слова молодёжный производящей основой будет … (молодёжь).

д) Непроизводная основа состоит из … (корня).

е) Основа слова белка (белк­) - … (непроизводная), а бельчонок - …(производная).

ж) Основа производного слова подружка состоит из … (приставки, корня и суффикса).

Самопроверка. Один из учеников читает варианты (они могут быть представлены на слайде), остальные следят, ставят знак «+» рядом с правильным вариантом.

2. Проверка домашнего задания.

Ученики предлагают свои шутливые толкования слов баранка, весельчак, хлопоты.

Баранка - овца/самка барана (от слова баран - «животное»), в современном языке непроизводное слово, нельзя объяснить, почему слово получило своё название.

Весельчак - гребец (от слова весло - «тот, кто сидит на вёслах»), в современном языке толкуется как «весёлый человек» (ср. смельчак - «смелый человек»).

Хлопоты - аплодисменты (от слова хлопать в ладоши), в современном языке производное от глагола хлопотать - «усердно заниматься чем­либо».

Ученики предлагают свои варианты слов и их шутливые толкования:

ранец - раненый боец;

воротник - вратарь (человек, стоящий на воротах).


ТОУУ


















Личностные результаты

Осознавать возможности, предоставляемые средствами русского языка - морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.




III. Введение в тему урока. Формулирование вопросов по теме урока.


1. - Прочитайте тему урока. Что вам уже знакомо?

- Сформулируйте вопросы, на которые вам предстоит найти ответы на уроке. (Что такое морфема? Какие бывают морфемы? Чем отличаются словообразующие от формообразующих морфем? и др.)

2. Чтение текстов после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

- Что общего и чем отличаются тексты? (Содержание одно и то же, а имена разные.)

Выполнение заданий после чтения текста и формулировка основного вопроса урока. (Какие части слова помогают понять его значение?)


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.


IV. Повторение и углубление изученного.


1. Выполнение заданий после рубрики «Открываем новые знания».

Ученики выписывают слова царица, царевич, выделяют основы (производные), обозначают в основах корень (цар­) и суффикс (­иц­, ­евич), определяют значение суффиксов (жена, сын).

2. Чтение текста в рамке и выполнение заданий после этого текста с последующим формулированием вывода: лексическое значение слова складывается из значений его частей.

Ученики вспоминают всё, что знают о частях слова из начальной школы (задать вопросы по теме друг другу в парах).

Сравнение своих определений с текстом в рамке.

- Какую новую информацию получили?

- Какие отличия в определениях морфем по сравнению с имеющимися ранее обнаружили? (В определении корня указано, что в нём заключено общее лексическое значение однокоренных слов, в определение окончания добавляется, что в этой морфеме заключено грамматическое значение слова и что окончание образует форму слова.)

- Проверьте свои наблюдения, ответив на вопросы после текста в рамке.


Методическая рекомендация. Важно отметить, что суффиксы могут быть не только словообразующими (служат для образования новых слов), но и формообразующими (­л­, ­ть, ­ти), которые образуют форму прошедшего времени или неопределённую форму глагола. Следует отметить, что есть разные точки зрения в науке в отношении морфемы ­ть/­ти.


3. Чтение текста в рамке о способе определения значений морфем в словах.

- На основе полученной информации заполните таблицу «Роль морфем в слове» (можно использовать материал предметного диска - таблица «Роль морфем в слове» к §11).

4. Называние и запись ключевых слов темы (морфема, словообразующие и формообразующие морфемы).



Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Строить рассуждения, делать выводы.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).


Коммуникативные УУД

1. Задавать вопросы.

2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


V. Развитие учебно­ языковых и речевых умений.


1. Упр. 112 - развивается умение находить в тексте слова с приставками и определять значение приставок.

Выполняется 1­я часть - коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения); 2­я - самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.

Приставка про­ имеет значение «мимо», приставка по­ (посмеялись, подует) - «немного», за­ (закружит, зажужжит) - «начало действия».

2. Упр. 113 - развивается умение находить в тексте слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами, выявлять отличия между ними (суффиксы существительных и прилагательных) и группировать слова на основе этого отличия.

До списывания проводится беседа по содержанию текста, о роли в нём слов с уменьшительно­ласкательным значением (помогают передать чувства героя: восхищение, умиление, любование).

Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка в парах.

3. Упр. 114 - развивается умение находить однокоренные слова, устанавливать отличия между ними по структуре, разграничивать словообразующие и формообразующие морфемы.

Выполняется в группах с последующим обменом результатами (один человек из группы пишет на листочке, который затем передаётся в другую группу).

Группы однокоренных слов:

1) играть, проигрывал□, обыгрывал□;

2) шахматы, шахматные (шахматной), шахматистом.







Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.


VI. Итог урока с комментарием домашнего задания.


- Разработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОС Разработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСНайдите ошибку в схемах:

Разработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСРазработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОС

Разработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСРазработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСРазработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСРазработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСл □ □ ся

Разработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОСРазработка урока по русскому языку в 5 классе Морфема - значимая часть слова в рамках реализации ФГОС


- Дополните схему (см. материал предметного диска - схема-опора «Морфема - значимая часть слова» к §11).

- Что повторили? Что нового узнали?

- Прочитайте ключевые слова в учебнике и сравните с записанными вами. В чём отличие?

- Предположите, как связано это слово с темой урока.

- Прочитайте просмотровым чтением задание к домашнему упр. 115. Почему именно в текстах­повествованиях встречаются глаголы с приставками?


- Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



ТОУУ


VII. Домашнее задание.



1. Составить таблицу по тексту в рамке (с определениями морфем).

2. Упр. 115.







© 2010-2022