Календарно-тематическое планирование. Литература, 8 класс Г. С. Меркин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата

Кол.

час.

Тема урока

Элементы основного содержания урока

Тип урока

Примеч.

План

факт

1.



1

Художественная литература и история

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Культурное наследие страны

Ознакомление с новым матер.


2.



1

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета»

Отражение истории в народной песне, темы и герои.

Беседа.


3.



1

Песни о Степане Разине: «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка -астраханка».

Средства выразительности в исторической песне, нравственная проблематика.

Комбинированный урок


4.



1

Солдатские песни: «Солдаты готовятся штормовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск».


Обучение анализу исторической песни, план анализа. Историческая песня.

Комбинированный урок


5.



1

РР Обучение анализу исторической песни

РР

Проверка ЗУН


6.



1

Житийная литература: «Сказание о Борисе и Глебе».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

Комбинированный урок


7.



1

Основные нравственные проблемы «Жития Сергея Радонежского».

Основные нравственные проблемы житийной литературы, анализ жития.

Комбинированный урок


8.



1

«Слово о погибели Русской земли».

Тематическое многообразие древнерусской литературы.

Комбинированный урок


9.



1

«Житие Александра Невского». Готовность к подвигу во имя Руси.

Средства выразительности в житийной литературе.

Комбинированный урок


10.



1

Вн.чт. Просмотр и обсуждение фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»

Просмотр фрагментов фильма.

Проверка и коррекция ЗУН


11.



1

Г. Р .Державин «Памятник». Отражение в творчестве фактов биографии

Поэт и государственный чиновник. Знакомство с биографией поэта

Ознакомление с новым матер.


12.



1

Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина «Вельможа»

Служба, власть и народ- основные мотивы стихотворения

Комбинированный урок


13.



1

Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии

Изучение биографии, Карамзин и Пушкин. Знакомство с «Бедной Лизой»

Ознакомление с новым матер.


14.



1

«Бедная Лиза» Карамзина. Основная проблематика

«Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Новый тип героя, образ Лизы

Комбинированный урок


15.



1

РР Обучение характеристике персонажа художественного произведения


Проверка и коррекция ЗУН


16.



1

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы.

Комбинированный урок


17.



1

В. А. Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое».

Система образно- выразительных средств в балладе.

Комбинированный урок


18.



1

РР Обучение выразительному чтению наизусть. Элегия «Море».

Художественное богатство поэтических произведений.

Проверка и коррекция ЗУН


19.



1

К. Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака».

Сведения о творчестве, изучение произведений.

Комбинированный урок


20.



1

К. Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Мой гений».

Биография поэта, план анализа.

Комбинированный урок


21.



1

РР Обучение анализу стихотворений Е. А. Баратынского

Изучение стихотворений «Муза», «Чудный град порой сольется…».

Проверка и коррекция ЗУН


22.



1

А. А. Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия»

Биография Дельвига, особенность произведений.

Комбинированный урок


23.



1

РР Обучение выразительному чтению наизусть стихотворений Н. М. Языкова.

Обучение выразительному чтению стихов «Родина», «Пловец»

Проверка и коррекция ЗУН


24.



1

А. С. Пушкин. Основные этапы творчества. «19 октября»

В мире художественного слова А. С. Пушкина.

Ознакомление с новым матер.


25.



1

РР Обучение сравнительному анализу. «Песни о Стеньке Разине».

Сопоставление с песней о Разине (устное народное творчество).

Проверка и коррекция ЗУН


26.



1

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие пр- ия.

История написания и основная проблематика. Чтение и анализ первых трех глав.

Комбинированный урок


27.



1

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Путь духовного становления Гринева. Гринев и Швабрин.

Комбинированный урок


28.



1

РР Обучение Сравнительной характеристике героев повести. Пугачев и народ

Работа с главами 6- 11.

Проверка и коррекция ЗУН


29.



1

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Обобщение и систематизация материала.

Комбинированный урок


30.



1

РР Обучение сбору материала для написания контрольного сочинения по повести.

Выбор тем, составление плана, подборка рабочего материала.

Проверка и коррекция ЗУН


31.



1

М. Ю. Лермонтов и Кавказ. Творческая история поэмы «Мцыри».

Особенности историзма в творчестве Лермонтова.

Ознакомление с новым матер.


32.



1

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Структурные особенности произведения.

Комбинированный урок


33.



1

Образ главного героя поэмы «Мцыри». Анализ художественных приемов.

Способы раскрытия образа главного героя поэмы, образ- персонаж, образ- пейзаж.

Комбинированный урок


34.



1

Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания, знакомство с комедией.

Основные вехи биографии, «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

Комбинированный урок


35.



1

Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы изображения.

Углубление понятия о сатире и ее средствах, характеристики героев.

Комбинированный урок


36.



1

Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиции.

Характеристика главных героев, выделение композиционных выделений.

Комбинированный урок


37.



1

Вн.чт. «Ревизор» в театре и кино

Просмотр фрагментов театральных постановок, фильмов

Проверка и коррекция ЗУН


38.



1

Вн.чт. Мир реальный и мир фантастический в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Композиция повести. Образ художника. Мир искусства

Проверка и коррекция ЗУН


39.



1

Особенности историзма И. С. Тургенева. Повесть «Ася».

Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви.

Ознакомление с новым матер.


40.



1

Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви.

Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви.

Комбинированный урок


41.



1

Вн.чт. Автобиографизм и художественный вымысел в повести И.С. Тургенева «Первая любовь»


Проверка и коррекция ЗУН


42.



1

Н. А. Некрасов. Судьба и жизнь народная. «Тройка», «Внимая ужасам войны».

Основные темы поэта.

Комбинированный урок


43.



1

Раскрытие лирических переживаний в стихотворениях Н. А. Некрасова.

Раскрытие лирических переживаний.

Комбинированный урок


44.



1

А. А. Фет. Мир природы: «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир от красоты»

Краткие сведения о поэте, мир природы и духовности в поэзии.

Комбинированный урок


45.



1

А. Н. Островский «Снегурочка». Творческая и сценическая история.

Слово о писателе, знакомство с пьесой.

Комбинированный урок


46.



1

«Снегурочка»: своеобразие сюжета.

Работа с текстом.

Комбинированный урок


47.



1

РР Обучение анализу эпизода драматического текста. Образ Снегурочки.

Письменная работа.

Проверка и коррекция ЗУН


48.



1

«Снегурочка»: народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Продолжение анализа текста.

Комбинированный урок


49.



1

РР Подготовка к сочинению по пьесе

Написание сочинения

Проверка и коррекция ЗУН


50.



1

Л. Н. Толстой. «Отрочество».

Основные вехи биографии писателя, знакомство с главами «Отрочествами».

Ознакомление с новым матер.


51.



1

Зачетный урок по теме «Из литературы 19 века».

Контроль и проверка знаний.

Проверка и коррекция ЗУН


52.



1

Л. Н. Толстой «После бала». Художественное своеобразие рассказа.

Особенности рассказа. Контраст- основной прием.

Комбинированный урок


54.



1

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

Идея рассказа, характеристика героев.

Комбинированный урок


55.



1

М. Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе».

Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького

Комбинированный урок


56.



1

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Краткие сведения о поэте, «я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. В. Маяковского.

Комбинированный урок


57.



1

Н. А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык».

Большие проблемы «маленьких людей», художественное своеобразие.

Комбинированный урок


58.



1

Вн.чт.«Сатира начала 20 века»: «Счастливый случай» М. Зощенко.

Анализ произведения.

Проверка и коррекция ЗУН


59.



1

Труд, творчество, талант, власть - основные мотивы стихотворения Б. Кедрина «Зодчие»

Сведения о поэте, основные мотивы баллады, художественная идея.

Комбинированный урок


60.



1

Тема творчества в лирике Н. А. Заболоцкого 50- 60-х годов.

«Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

Комбинированный урок


61.



1

Любовь, доброта и мечта в повести А. Грина «Алые паруса».

Работа с текстом, язык и стиль повести.

Комбинированный урок


62.



1

Человек и война, литература и история в творчестве В. П. Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

Комбинированный урок


63.



1

Судьба страны в поэзии А. Т. Твардовского: «За далью - даль».

Россия на страницах поэмы. Образ автора.

Комбинированный урок


64.



1

20 век на страницах прозы В.Распутина. «Уроки французского».

Нравственная проблематика повести, центральный конфликт и основные образы.

Комбинированный урок


65.



1

20 век на страницах прозы В.Распутина. «Уроки французского». .

Нравственная проблематика повести, центральный конфликт и основные образы.

Комбинированный урок


66.



1

Вн.чт.Литературная игра «Русская литература 20 века».

Систематизация и контроль знаний по теме.

Проверка и коррекция ЗУН


67.



1

Вн.чт. Певец великих чувств и вечных тем - У. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Слово о писателе. Сценическая история пьесы.

Проверка и коррекция ЗУН


68.



1

Сервантес «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой.

Работа над содержанием книги, обсуждение «Дон Кихот - книга на все времена.

Комбинированный урок


69.



1

Рекомендации книг для чтения летом

Читательская конференция



70.



1

Резерв.




3



© 2010-2022