- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Поурочный план по русской словесности на тему Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни (5 класс)
Поурочный план по русской словесности на тему Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Утебаева У.Е. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс 5 Урок 45 Дата ______________________________
Тема: Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни.
Цели:1.Закрепить знания о фольклоре и литературе, о народной сказке и литературной (авторской) сказке, закрепить представление об олицетворении. 2.Способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, их познавательного интереса. 3. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, воспитывать самостоятельность и трудолюбие.
Ход урока
-
Орг. момент.
-
Проверка дом.задания.
Пересказ рассказа «Кавказский пленник».
-
Новая тема.
Вступительное слово учителя.
С самого начала учебного года мы изучали фольклор. Мы начали с устного народного творчества. В 20 веке фольклор отступает все дальше, а литература достигает новых высот в развитии, но постоянно обращается к русской словесности.
Поэты и писатели открывают для себя мир народной поэзии, записывают устные произведения, стараются возродить мифопоэтические народные представления. Явления природы в их творчестве одушевляются, соотносятся с бытом и жизнью человека. Как в стихотворении «Nocturne» Игоря Северянина.
-
Чтение и анализ стихотворения.
-
Чтение
Nocturne
Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши...
Все - душа, и ни души.
Все - мечта, все - божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.
Лес - как сказочный камыш,
А камыш - как лес-малыш.
Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь.
Колыхается туман -
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман...
Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша...
Ни души, и все - душа!
2. Анализ.
Какое впечатление производит на вас это стихотворение?
Какие чувства автора - лирического героя оно передает? (переживание, что нет ни души).
Изображаются ли люди в стихотворении?
О чем это стихотворение? (О природе).
Кто или что является главным героем стихотворения? (природа).
Что, по мнению автора, является природой? (сама душа -вечной тайны волшебство, вечной жизни торжество).
Какой звук встречается чаще всего в стихотворении? (ш - камыши, ни души, шалаши, малыш и т.д.).
На что похож этот звук? Что он вам напоминает? (шуршание, шорох).
Как называется этот прием в литературе? (повтор согл. звуков - аллитерация).
Что помогает сделать природу живой? (олицетворение).
Найдите в тексте олицетворения: месяц гладит камыши, лес - малыш, все - душа, колыхается туман.
Что испытывает лирический герой, глядя на природу? (умиление, восторг - как душиста, хороша
белых яблонь пороша).
Какие образы еще использует автор? (сказочные - волшебство, лес - как сказочный камыш).
Какое еще изобразительно-выразительное средство использует автор? (сравнение - лес - как сказочный камыш, а камыш - как лес-малыш. Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь).Эпитеты - вечной тайны, вечной жизни, сказочный камыш, белых яблонь).
-
Подведение итога.
В 20 веке писатели ищут новые пути развития литературы и подходят к фольклору как экспериментаторы, соединяя в одном произведении признаки разных фольклорных жанров. Не только литература обращается к фольклору. Былинные и сказочные сюжеты воссоздают в своих произведениях художники и композиторы - Врубель, Нестеров, Римский-Корсаков, Щедрин, снимаются художественные и мультипликационные фильмы.
-
Итог урока.
Какую тему изучили?
Какое стихотворение проанализировали?
Домашнее задание: стр. __________ пересказ.