Поурочный план по русской словесности на тему Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 5 Урок 45 Дата ______________________________

Тема: Возвращение литературы к народным истокам. Фольклорный мир как гармоническое начало жизни.

Цели:1.Закрепить знания о фольклоре и литературе, о народной сказке и литературной (авторской) сказке, закрепить представление об олицетворении. 2.Способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, их познавательного интереса. 3. Подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, воспитывать самостоятельность и трудолюбие.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Проверка дом.задания.

Пересказ рассказа «Кавказский пленник».

  1. Новая тема.

Вступительное слово учителя.

С самого начала учебного года мы изучали фольклор. Мы начали с устного народного творчества. В 20 веке фольклор отступает все дальше, а литература достигает новых высот в развитии, но постоянно обращается к русской словесности.

Поэты и писатели открывают для себя мир народной поэзии, записывают устные произведения, стараются возродить мифопоэтические народные представления. Явления природы в их творчестве одушевляются, соотносятся с бытом и жизнью человека. Как в стихотворении «Nocturne» Игоря Северянина.

  1. Чтение и анализ стихотворения.

  1. Чтение

Nocturne

Месяц гладит камыши

Сквозь сирени шалаши...

Все - душа, и ни души.

Все - мечта, все - божество,

Вечной тайны волшебство,

Вечной жизни торжество.

Лес - как сказочный камыш,

А камыш - как лес-малыш.

Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь.

Колыхается туман -

Как мечты моей обман,

Как минувшего роман...

Как душиста, хороша

Белых яблонь пороша...

Ни души, и все - душа!

2. Анализ.

Какое впечатление производит на вас это стихотворение?

Какие чувства автора - лирического героя оно передает? (переживание, что нет ни души).

Изображаются ли люди в стихотворении?

О чем это стихотворение? (О природе).

Кто или что является главным героем стихотворения? (природа).

Что, по мнению автора, является природой? (сама душа -вечной тайны волшебство, вечной жизни торжество).

Какой звук встречается чаще всего в стихотворении? (ш - камыши, ни души, шалаши, малыш и т.д.).

На что похож этот звук? Что он вам напоминает? (шуршание, шорох).

Как называется этот прием в литературе? (повтор согл. звуков - аллитерация).

Что помогает сделать природу живой? (олицетворение).

Найдите в тексте олицетворения: месяц гладит камыши, лес - малыш, все - душа, колыхается туман.

Что испытывает лирический герой, глядя на природу? (умиление, восторг - как душиста, хороша

белых яблонь пороша).

Какие образы еще использует автор? (сказочные - волшебство, лес - как сказочный камыш).

Какое еще изобразительно-выразительное средство использует автор? (сравнение - лес - как сказочный камыш, а камыш - как лес-малыш. Тишь - как жизнь, и жизнь - как тишь).Эпитеты - вечной тайны, вечной жизни, сказочный камыш, белых яблонь).

  1. Подведение итога.

В 20 веке писатели ищут новые пути развития литературы и подходят к фольклору как экспериментаторы, соединяя в одном произведении признаки разных фольклорных жанров. Не только литература обращается к фольклору. Былинные и сказочные сюжеты воссоздают в своих произведениях художники и композиторы - Врубель, Нестеров, Римский-Корсаков, Щедрин, снимаются художественные и мультипликационные фильмы.

  1. Итог урока.

Какую тему изучили?

Какое стихотворение проанализировали?

Домашнее задание: стр. __________ пересказ.

© 2010-2022