Дополнительная образовательная программа курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями «Чародеи»

Декоративно-прикладное искусство – творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений народной культуры. С раннего детства дети  имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. Формирование эстетического вкуса у детей – не самоцель. Ведь переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа

курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями «Чародеи»

Возраст воспитанников: 6-10 лет

Срок реализации программы: 2 года



Дополнительная образовательная программа курса щадящего обучения для детей с ограниченными возможностями «Чародеи»



Автор-составитель программы: Ховалкина Елена Васильевна,

педагог дополнительного образования,

г. Бердск, 2013 г.



Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство - творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений народной культуры.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом.

Формирование эстетического вкуса у детей - не самоцель. Ведь переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, а по функциональному назначению прикладной, то есть создает условия для овладения детьми определенной совокупности умений и способов действия.

Возраст воспитанников: 6 - 10 лет.

Срок реализации - 2 года.

Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к детям с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают.

Воспитанники быстро утомляются. Им надоедает слушать, играть, куда-то идти, делать любую монотонную работу. У них слабый самоконтроль, Данное обещание быстро забывается, запрет нарушается.

Но эти дети добры и отзывчивы, хотя могут быть агрессивны и упрямы. Они очень чувствительны и обидчивы. Очень подвержены влиянию: как хорошему, так и плохому.

Каждый ребенок требует индивидуального подхода. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Воспитанник может заниматься по данной программе несколько лет, но педагог каждый учебный год в этом случае предлагает для изготовления другие изделия. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории. Материал берется самый элементарный, посильный данной группе воспитанников.

Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. Что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. В некоторых случаях это помогает ребенку найти для себя смысл жизни. В этом ее педагогическая целесообразность.

Педагогические принципы:

непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);

интеграция программных курсов, позволяющая осваивать не только отдельные области, а целостную картину мира;

развивающий характер обучения;

рациональное сочетание разных видов деятельности

обеспечение психологического комфорта;

уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;

формирование у ребенка адекватной самооценки;

создание ситуаций успеха;

личностно-ориентированный подход к воспитанникам.

Цели и задачи программы

Цель: приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.

Задачи курса щадящего обучения:

Обучающие:

-научить выполнению простейших трудовых навыков;

- познакомить с народными традициями и ремеслами;

Развивающие:

- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление;

- развить интерес к творческому труду;

Воспитательные:

- помочь поверить в свои силы;

воспитывать терпение, аккуратность.

Контроль знаний и умений

Воспитанники курса щадящего обучения должны знать:

- правила техники безопасности;

- виды народных промыслов и ремесел;

- материалы и инструменты, используемые в работе;

- основные этапы изготовления изделий в разных техниках;

Воспитанники курса щадящего обучения должны уметь:

- выполнять правила техники безопасности и личной гигиены;

- пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;

- владеть простейшими трудовыми навыками и умениями;

- с помощью педагога изготавливать несложные изделия

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения

№ п/п

Наименование и содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Набор и комплектование групп.

3

3

2

Вводное занятие. Техника безопасности на занятии. Аппликация «Осенние мотивы».

1

0,5

0,5

3

Лепка. «Грибы для белки».

1

0,5

0,5

4

Лепка на бумаге. «Букет для учителя».

1

0,5

0,5

5

Комбинированная аппликация «Дары осени»

2

0,5

1,5

6

Праздничная работа «Открытка для друга».

2

0,5

1,5

7

Увлекательный мир ОРИГАМИ.

4

0,5

3,5

8

Творческий проект «Моя мама».

2

2

9

Объемные аппликации «Вырежи и склей!»

8

8

10

Бумажный коллаж «Мои мечты».

4

4

11

Новогоднее ассорти. Использование нескольких видов декоративно-прикладного творчества.

4

0,5

3,5

12

Изготовление бумажной куклы «Рождественский ангел».

1

1

13

Лебеди на пруду (коллективная работа)

6

6

14

Обрывная аппликация.

3

1

2

15

«Сердечные открытки». Сюрпризы для близки ко дню св.Валентина.

1

1

16

Изготовление и украшение фоторамки «Защитники страны».

2

2

17

Аппликация и лепка. «Домашние животные».

3

3

18

Комбинированная открытка «8 марта»

1

1

19

Аппликация и лепка. «Необычный аквариум».

8

1

7

20

Аппликация и лепка. «Мои любимые мультгерои».

8

1

7

21

Роспись кухонных предметов. Различные виды и приемы.

7

1

6

ИТОГО:

72

7,5

64,5





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения

№ п/п

Наименование и содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Сентябрь

1

Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание по контуру «Под грибом».

1

0,5

0,5

2

Нанесение пластилина на заготовку «Мухомор».

1

0,5

0,5

3

Декоративная аппликация из вырезанных частей предмета «Украшения на скатерти».

1

0,5

0,5

4

Лепка из пластилина «Чашки»

1

0,5

0,5

Октябрь

5

Аппликация из заготовленных частей предмета «Одежда для Вани и Мани».

1

0,5

0,5

6

Рисование из пластилина «Свитер для Хрюши».

1

0,5

0,5

7

Аппликация из вырезанных частей предмета «Пожарная машина».

1

0,5

0,5

8

Лепка из пластилина «Клоун».

1

0,5

0,5

9

Аппликация из вырезанных частей предмета «Белка»

1

0,5

0,5

Ноябрь

10

Лепка из пластилина «Обитатели зимнего леса» (коллективная работа).

1

0,5

0,5

11

Аппликация из вырезанного силуэта и скатанных бумажных маленьких комочков «Улитка».

1

0,5

0,5

12

Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Черепашка».

1

0,5

0,5

13

Объёмная аппликация из вырезанных частей предмета «Поезд» (коллективная работа).

1

0,5

0,5

Декабрь

14

Нанесение пластилина на поверхность «Грузовая машина».

1

0,5

0,5

15

Обрывание по контуру «Снеговик».

1

0,5

0,5

16

Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом «Белка».

1

0,5

0,5

17

Накладная аппликация «Снеговик».

1

0,5

0,5

18

Налеп из пластилина «Украшаем ёлку»

1

0,5

0,5

Январь

19

Аппликация из ваты на бархатной бумаге «Зимушка - зима».

1

0,5

0,5

20

Лепка из пластилина «Снегурочка».

1

0,5

0,5

21

Аппликация из шерстяных ниток «Человечек».

1

0,5

0,5

22

Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Весёлый гном».

1

0,5

0,5

Февраль

23

Аппликация из вырезанных силуэтов предметов «Цветы в горшке».

1

0,5

0,5

24

Лепка из пластилина «Цветок в горшке».

1

0,5

0,5

25

Аппликация из вырезанных силуэтов предметов «Ракета».

1

0,5

0,5

26

Налеп из пластилина «Радуга на небе».

1

0,5

0,5

Март

27

Аппликация из вырезанных частей предметов «Скворечник».

1

0,5

0,5

28

Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Весенний лес» (коллективная работа).

1

0,5

0,5

29

Аппликация из вырезанных частей предмета «Мягкие игрушки».

1

0,5

0,5

30

Лепка из пластилина «Робот».

1

0,5

0,5

Апрель

31

Аппликация из вырезанных частей предмета на свободную тему.

1

0,5

0,5

32

Аппликация из вырезанных силуэтов и обрывание мозаика «Корзина с пасхальными яйцами».

1

0,5

0,5

33

Налеп из пластилина «Украшенное яйцо».

1

0,5

0,5

34

Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом «Киндер игрушки».

1

0,5

0,5

35

Накладная аппликация из вырезанных частей предмета «Запестрел цветами луг».

1

0,5

0,5

Май

36

Нанесение пластилина на поверхность «Рыбка»

1

0,5

0,5

37

Проведение викторин и игровых программ

3

3

ИТОГО:

39

18

21

Методическое обеспечение

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности педагога и обучающихся.

В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения.

  • лекционные занятия,

  • беседы,

  • практические занятия,

  • творческие задания,

  • творческие мастерские,

  • мастер - классы,

  • выставки творческих работ.

Средства обучения:

Традиционные средства: таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал.

Средства двигательной направленности: физкультминутки.

Литература

Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: "Лист", 1998. 198с.

Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.: "Фким", 1996. 207 с.

Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО "Дрофа", 2000.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: "Просвещение", 1991. 93 с.

Гусакова М.А. Аппликация. - М.: "Просвещение", 1987. 45 с.

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: "Сфера", 1999. 107 с.

Дегтярева Т. Умные поделки. - М.: "Лист", 1999. 133 с.

Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. - М.: "Просвещение", 1980.

Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. "РОСМЭН - ПРЕСС", 2004.

Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: "Академия развития", 1998. 190 с.

Рейд Б. Обыкновенный пластилин. - М.: "АСТ - ПРЕСС", 1998.128 с.

9

© 2010-2022