Урок-диалог в 10-м классе История деградации души человека в рассказе А. П. Чехова Ионыч

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"

Цели:

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;

Содействовать развитию умения общаться между собой;

Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Оформление доски:

Цитата: "… Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Пусть судят их присяжные заседатели, а моё дело показать только, какие они есть…" (А.П. Чехов в письме к издателю газеты "Новое время" А.С. Суворину)

1 часть - тема урока не прописана, 2 часть - карта версий в виде таблицы, которая заполняется в течение урока:Автор (фамилия, имя обучающегося) Эпизод Версия

1-я часть урока - создается ситуация погружения обучающихся по поводу прочитанного, этап проявленности смыслов учеников.

1. Слово учителя.

- На прошедшем уроке мы начали читать и понимать рассказ Антона Павловича Чехова "Ионыч". Домашнее задание заключалось в том, чтобы найти место в тексте, которое показалось интересным и попытаться нам его представить.

2. Представление интересов обучающимися.

Обучающие представляют свои интересы, связанные, например:

- с названием рассказа;

- с пустой бесполезной жизнью героя, с властью мелочей;

- с фамилией главного героя ("Старцев" - старость, старение, застареть, состариться, постареть);

- с построением рассказа (пять частей рассказа - пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева. Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);

- с временным охватом жизни героев (прилагается рисунок зеркала и часов);

- с героями других произведений (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", Кафка "Превращение" и др.);

- с героями других произведений А.П. Чехова (героями, живущими, не идеологами, а "человек без идеи не дает ответы на вопросы")

3. Анализ письменных работ.

Учитель анализирует письменные работы обучающихся по теме: "Что меня заинтересовало в рассказе, а может заставило задуматься".

2-я часть урока - формирование поля первичных смыслов слова "деградация", оформление каждым учеником своего смысла и сравнение его со смыслами других обучающихся, авторов словарей.

4. Слово учителя.

- При выступлении каждого из вас, а также в ваших письменных работах, так или иначе прозвучало слово "изменение", изменение со знаком минус. Это изменение касается прежде всего главного чеховского героя - обыденного обыкновенного человека - Старцева Д.И. Я бы хотела к вам присоединиться и сказать, что в течение жизни человеку свойственно меняться. Однако существует такое изменение, о котором говорят: "Прижизненно умирает человек в человеке" или одним словом говорят: "Этот человек деградирует".

Учитель просит учеников представить свое понимание слова "деградировать".

5. Обучающиеся назвали слова, словосочетания, записали их на листках бумаги и прикрепили к доске.

Деградация:

духовная капитуляция человека;

нравственное падение человека;

духовное оскудение;

падение вниз человека;

духовное перерождение;

мутация;

потеря своей души;

разрушение личности;

опустошение;

обнищание духа;

самовырождение человека;

изменение человека в худшую сторону;

опуститься;

гибель человеческой души;

бомж, наркоман и т.п.

После высказывания всех смыслов добавляются смыслы авторов словарей (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993 - с. 158)

3-я часть - представление возможности личного самоопределения в теме урока через проявление версий и их обоснования примерами из текста, личных представлений, из других произведений, стягивание смыслов, в ходе которого определились факторы, ведущие к деградации человека.

6. Слово учителя.

- Попробуем об этом поговорить. Тема урока: "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч".

Чтение и понимание эпиграфа.

Ученики предлагают свои версии данной проблемы, используются эпизоды из текста, из личной жизни. Заполняется карта версий как у доски, так в тетрадях обучающихся.Автор Эпизод Версия

Виталий Н. Назначение доктора Старцева земским врачом …

Ольга Д. Знакомство Старцева с семьей Туркиных ..

Марина Т. Чтение Веры Иосифовны своего романа …

Роман Ю. Игра Екатерины Ивановны (Котика) на рояле …

Максим К. Анекдоты, смешные задачи главы семейства Ивана Петровича …

Евгений Д. Второе посещение Туркиных (через год) …

Дима П. Влюбленность Старцева …

Таня К. Сцена на кладбище …

Ира Т. Неудачный визит Старцева …

Владимир К. 4 года спустя …

Виталий Д. Прошло еще несколько лет …

Работа по карте версий.

Учитель прикрепляет к классной доске листок со своим понимание слова "деградация". Это "самодеградация".

Ученики оформляют выводы по теме урока.

7. Слово учителя.

- Когда я задала себе вопрос о том, кто виноват в таком изменении героя, я ответила: "Все и никто. Обыденная жизнь".

Мы постарались прожить на уроке историю гибели, потери, умирания, оскудения, опустошения… деградации души чеховского героя. Этот рассказ - предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь, обращаясь к молодым людям, может быть таким же, как вы: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом".

4-я часть урока - домашнее задание как выход из диалога на уроке.

8. Домашнее задание.

1. Написать сочинение-миниатюру на тему "Берегите в себе человека!".


© 2010-2022