- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-диалог в 10-м классе История деградации души человека в рассказе А. П. Чехова Ионыч
Урок-диалог в 10-м классе История деградации души человека в рассказе А. П. Чехова Ионыч
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чупова Е.Б. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-диалог в 10-м классе "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"
Цели:
Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;
Содействовать развитию умения общаться между собой;
Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Оформление доски:
Цитата: "… Вы хотите, чтобы я, изображая конокрадов, говорил бы: кража лошадей есть зло. Пусть судят их присяжные заседатели, а моё дело показать только, какие они есть…" (А.П. Чехов в письме к издателю газеты "Новое время" А.С. Суворину)
1 часть - тема урока не прописана, 2 часть - карта версий в виде таблицы, которая заполняется в течение урока:Автор (фамилия, имя обучающегося) Эпизод Версия
1-я часть урока - создается ситуация погружения обучающихся по поводу прочитанного, этап проявленности смыслов учеников.
1. Слово учителя.
- На прошедшем уроке мы начали читать и понимать рассказ Антона Павловича Чехова "Ионыч". Домашнее задание заключалось в том, чтобы найти место в тексте, которое показалось интересным и попытаться нам его представить.
2. Представление интересов обучающимися.
Обучающие представляют свои интересы, связанные, например:
- с названием рассказа;
- с пустой бесполезной жизнью героя, с властью мелочей;
- с фамилией главного героя ("Старцев" - старость, старение, застареть, состариться, постареть);
- с построением рассказа (пять частей рассказа - пять этапов жизненного пути Дмитрия Старцева. Прилагается рисунок лестницы, ведущей вниз, рисунок паутины);
- с временным охватом жизни героев (прилагается рисунок зеркала и часов);
- с героями других произведений (Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", Кафка "Превращение" и др.);
- с героями других произведений А.П. Чехова (героями, живущими, не идеологами, а "человек без идеи не дает ответы на вопросы")
3. Анализ письменных работ.
Учитель анализирует письменные работы обучающихся по теме: "Что меня заинтересовало в рассказе, а может заставило задуматься".
2-я часть урока - формирование поля первичных смыслов слова "деградация", оформление каждым учеником своего смысла и сравнение его со смыслами других обучающихся, авторов словарей.
4. Слово учителя.
- При выступлении каждого из вас, а также в ваших письменных работах, так или иначе прозвучало слово "изменение", изменение со знаком минус. Это изменение касается прежде всего главного чеховского героя - обыденного обыкновенного человека - Старцева Д.И. Я бы хотела к вам присоединиться и сказать, что в течение жизни человеку свойственно меняться. Однако существует такое изменение, о котором говорят: "Прижизненно умирает человек в человеке" или одним словом говорят: "Этот человек деградирует".
Учитель просит учеников представить свое понимание слова "деградировать".
5. Обучающиеся назвали слова, словосочетания, записали их на листках бумаги и прикрепили к доске.
Деградация:
духовная капитуляция человека;
нравственное падение человека;
духовное оскудение;
падение вниз человека;
духовное перерождение;
мутация;
потеря своей души;
разрушение личности;
опустошение;
обнищание духа;
самовырождение человека;
изменение человека в худшую сторону;
опуститься;
гибель человеческой души;
бомж, наркоман и т.п.
После высказывания всех смыслов добавляются смыслы авторов словарей (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993 - с. 158)
3-я часть - представление возможности личного самоопределения в теме урока через проявление версий и их обоснования примерами из текста, личных представлений, из других произведений, стягивание смыслов, в ходе которого определились факторы, ведущие к деградации человека.
6. Слово учителя.
- Попробуем об этом поговорить. Тема урока: "История деградации души человека в рассказе А.П. Чехова "Ионыч".
Чтение и понимание эпиграфа.
Ученики предлагают свои версии данной проблемы, используются эпизоды из текста, из личной жизни. Заполняется карта версий как у доски, так в тетрадях обучающихся.Автор Эпизод Версия
Виталий Н. Назначение доктора Старцева земским врачом …
Ольга Д. Знакомство Старцева с семьей Туркиных ..
Марина Т. Чтение Веры Иосифовны своего романа …
Роман Ю. Игра Екатерины Ивановны (Котика) на рояле …
Максим К. Анекдоты, смешные задачи главы семейства Ивана Петровича …
Евгений Д. Второе посещение Туркиных (через год) …
Дима П. Влюбленность Старцева …
Таня К. Сцена на кладбище …
Ира Т. Неудачный визит Старцева …
Владимир К. 4 года спустя …
Виталий Д. Прошло еще несколько лет …
Работа по карте версий.
Учитель прикрепляет к классной доске листок со своим понимание слова "деградация". Это "самодеградация".
Ученики оформляют выводы по теме урока.
7. Слово учителя.
- Когда я задала себе вопрос о том, кто виноват в таком изменении героя, я ответила: "Все и никто. Обыденная жизнь".
Мы постарались прожить на уроке историю гибели, потери, умирания, оскудения, опустошения… деградации души чеховского героя. Этот рассказ - предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь, обращаясь к молодым людям, может быть таким же, как вы: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом".
4-я часть урока - домашнее задание как выход из диалога на уроке.
8. Домашнее задание.
1. Написать сочинение-миниатюру на тему "Берегите в себе человека!".