- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Союз как часть речи
Урок по русскому языку на тему Союз как часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Денисенко С.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 7 классе.
Урок освоения новых знаний.
Тема: «Союз как часть речи».
Цели урока для учителя:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА:
-обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
-содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
-обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
-создать условия для развития у школьников умения общаться;
-обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
-структурировать информацию;
ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
-организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
-обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);
- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;
- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.
Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.
Повторить:
-однородные члены предложения и знаки препинания при них.
Цели урока для ученика:
Личностные
Метапредметные
Предметные
регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;
Составление плана и последовательных действий.
Использовать речь для регуляции своих действий.
Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, извлечение необходимой информации из прослушанныхтекстов
Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Познакомиться с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;
научитьсяопределять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.
Ход урока:
Организационный этап.
Слово учителя: Здравствуйте. Прошу всех успокоиться, подготовиться к уроку. Меня зовут Светлана Викторовна. Рада приветствовать Вас, надеюсь, мы с пользой проведём ближайшие 40 минут. Предлагаю выбрать одно из представленных слов на доске в качестве оценки вашего состояния. Запомните свой выбор. Озвучивать не обязательно.
-
НЕИНТЕРЕСНО
-
СКУЧНО
-
ХОЧЕТСЯ ПОКИНУТЬ КАБИНЕТ
-
ТОСКЛИВО
-
ЛЮБОПЫТНО
-
НАДО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКЕ
-
Свой вариант
Определение темы урока
Учитель: подберите синоним к следующим словам: группа, объединение, сообщество.
Ответ: союз.
Верно. О какой части речи мы сегодня будем говорить? (союзы).
Целью урока для нас будет заполнение таблицы, но не простой, а пустой, пока пустой
рефлексия вопрос ответ
Что такое союз?
Служебная часть речи.
Для чего служит союз?
Связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного
Какие бывают союзы?
Сочинительные и подчинительные
Если мы говорим о союзе, какой вопрос требует незамедлительного первостепенного ответа?
(что такое союз?)
Верно. Записали.
Ребятам раздаётся текст с набором слов. На доске размещаются отдельные служебные части речи.
Известное агентство по рекламе получило заказ подготовить рекламную афишу. Афиша получилась изумительной, интересной и красочной. Текст придуман лучшими сотрудниками агентства, буквы крупные, но пока курьер ехал к заказчику, крупные детали он привёз, а мелкие элементы потерял или забыл. У агента есть запасные, но ему необходимо помочь.
Праздник нашем городе 23 февраля 9-00 18-00 главной билетов площади удивительный торопитесь состоится количество ограничено праздник горами увлекательный
Актуализация знаний.
-Ребята, попробуем помочь агенту и составим связный текст.
(под контролем учителя составляется текст и зачитывается вслух).
-Так какие же слова потерял агент? Перечислите их.
Что это за слова? (служебные части речи).
А какие ещё есть части речи, помимо служебных? (самостоятельные).
На какие группы мы можем разбить найденные слова?
-предлоги;
-союзы;
-одна частица(не).
усвоение новых знаний.
Аналитическая беседа по теме "Определение союза".
-
Какие части речи мы добавили в текст? (служебные)
Можем записать в таблицу ответ на вопрос «Что такое союз?
Записали: служебная часть речи.
-
Если эти части речи служебные, значит их основная функция, основная роль, предназначение?(служить)
Возможно, есть возможность сформулировать второй вопрос для записи в таблицу?
(Для чего служит союз)?
Записали.
Найдём и сравним два толкования слова «союз». Одно из словаря В.И Даля, а второе из современного словаря Ожегова:
(зачитываются значения слова и сопоставляются, находим различие)
В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова "союз": "Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова".
В XX в. "Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово "союз" было определено так: "В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения". Сравните два определения союза.
Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)
Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин "однородные члены предложения". Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.
Что связывает союз? Какие слова?
(однородные члены предложения)
Первичное закрепление материала.
Рассмотрим предложения карточки №1.
По пути нам попадались берёзы и осины.
По пути нам попадались не берёзы, а осины.
По пути нам попадались берёзы или осины.
По пути нам попадались то берёзы, то осины.
-
Подчеркните союзы.
-
Определите, что связывают союзы в предложениях?
-
Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы?
-
Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы?
-
Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)
Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.
Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и выражают смысловые отношения между ними.)
Вернёмся к таблице. Для чего служит союз? Записали.
Вы работаете в известной газете или у вас свой журнал, вы генеральный директор издательства, к вам поступает на работу сотрудник, которому нужна помощь: его прекрасные статьи состоят из огромного количества предложений. Ваша задача, откорректировать текст так, чтобы смысл статьи сохранился , а предложений стало меньше.
Текст перед Вами. Карточка 2
1)Наступила весна. 2)За окном запели птицы. 3)Солнце светит всё ярче. 4)Иногда идёт дождь. 5)Ночь наступает позже. 6)Солнышко встаёт раньше.
Попробуем уменьшить количество предложений.
Какими служебными частями речи мы воспользовались?
Вывод: из простых предложений с помощью союзов получилось сделать сложные. Что же связывают союзы в предложениях?
(простые предложения в составе сложного)
-
Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.)
Вернёмся к таблице. Дополнили определение.
А какие бывают сложные предложения?
Рассмотрим карточку №3. Сравним с предложениями, которые мы составили.
Уроки отменили, так как учитель заболел.
Ученик опоздал на урок, потому что мама не завела будильник.
Учитель продолжит урок, когда в классе наступит тишина.
Получится ли у нас из этих трёх предложений сделать шесть?
В предыдущем задании мы из простых предложений сочинили сложное. Можно ли из предложений карточки 3 составить простые равнозначные предложения, имеющие право на самостоятельное существование?
(нет, потому что в этих предложения одна часть подчиняется другой)
Как называются такие предложения?
(сложноподчинённые).
Продемонстрируем это подчинение. Задаём вопросы.
Если предложение является сложносочинённым, как мы могли бы назвать союз в таком предложении?
(сочинительный)
Если предложение является сложноподчинённым, то союзы называются…
(подчинительными)
Мы получили ответ. Можем записать в ответы таблицы, но каков же вопрос?
Какие бывают союзы?
Записали.
Итак, таблица заполнена.
Можем ли мы с помощью этой таблицы вывести определение союза?
Попробуем.
Закрепление изученного.
-
Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором - однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом «и».
Солнце село, и…
Солнце село и…
(несколько зачитываются).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Домашнее задание. Выпишите 4 предложения с союзами из поэтических текстов учебника литературы, сделайте их схемы.
РЕФЛЕКСИЯ.
Но у нас не заполнена ещё одна колонка таблицы.
В каждой строке поставьте соответствующий знак:
Плюс - понятно.
Минус- вызывает затруднение
!- совсем не понятно
Выбрать из второй группы слов одно слово для оценки своего состояния в конце урока.
-
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО
-
БЫЛО ВЕСЕЛО
-
ИНТЕРЕСНО
-
ЗАБАВНО
-
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
-
МНОГОЕ ВСПОМНИЛИ
-
ЛЮБОПЫТНО
-
ЗАНИМАТЕЛЬНО
-
КАК БЫСТРО ПРОШЁЛ УРОК
-
ХОЧЕТСЯ ПОДОБНЫХ УРОКОВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.
Спасибо огромное за урок.Необходимые материалы: карточки, тексты в качестве раздаточного материала, презентация, видеопроектор.
Приложение.
Нашем городе 23 февраля 9-00 18-00 главной площади состоится удивительный увлекательный праздник торопитесь количество билетов ограничено праздник горами
Карточка № 1
По пути нам попадались берёзы и осины.
По пути нам попадались не берёзы, а осины.
По пути нам попадались берёзы или осины.
По пути нам попадались то берёзы, то осины.
Карточка № 2
1)Наступила весна. 2)За окном запели птицы. 3)Солнце светит всё ярче. 4)Иногда идёт дождь. 5)Ночь наступает позже. 6)Солнышко встаёт раньше.
Карточка 3
Уроки отменили, так как учитель заболел.
Ученик опоздал на урок, потому что мама не завела будильник.
Учитель продолжит урок, когда в классе наступит тишина.
Карточка № 3
когда
что
чтобы
так что
как будто
если
как
потому что
словно
едва
пока
так как
городе февраля 9-00 18-00 площади увлекательный праздник количество ограничено праздник горами нашем главной билетов 23
удивительный торопитесь состоится
в
до
но
на
не
за
а так как
Приложение. Эмоциональная оценка личного состояния ученика на начало урока.
НЕИНТЕРЕСНО
СКУЧНО
ХОЧЕТСЯ ПОКИНУТЬ КАБИНЕТ
ТОСКЛИВО
ЛЮБОПЫТНО
НАДО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКЕ
Свой вариант.
Конец урока:
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО
БЫЛО ВЕСЕЛО
ИНТЕРЕСНО
ЗАБАВНО
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
МНОГОЕ ВСПОМНИЛИ
ЛЮБОПЫТНО
ЗАНИМАТЕЛЬНО
КАК БЫСТРО ПРОШЁЛ УРОК
ХОЧЕТСЯ ПОДОБНЫХ УРОКОВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ