Урок по русскому языку на тему Союз как часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 7 классе.

Урок освоения новых знаний.

Тема: «Союз как часть речи».

Цели урока для учителя:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА:

-обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;

-содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

-обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

-создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

-создать условия для развития у школьников умения общаться;

-обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

-структурировать информацию;

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

-организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

-обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;
- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.


Работа по развитию речи:


- наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

Повторить:

-однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Цели урока для ученика:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;

Составление плана и последовательных действий.

Использовать речь для регуляции своих действий.

Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, извлечение необходимой информации из прослушанныхтекстов

Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Познакомиться с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;


научитьсяопределять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.









Ход урока:

Организационный этап.

Слово учителя: Здравствуйте. Прошу всех успокоиться, подготовиться к уроку. Меня зовут Светлана Викторовна. Рада приветствовать Вас, надеюсь, мы с пользой проведём ближайшие 40 минут. Предлагаю выбрать одно из представленных слов на доске в качестве оценки вашего состояния. Запомните свой выбор. Озвучивать не обязательно.

  • НЕИНТЕРЕСНО

  • СКУЧНО

  • ХОЧЕТСЯ ПОКИНУТЬ КАБИНЕТ

  • ТОСКЛИВО

  • ЛЮБОПЫТНО

  • НАДО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКЕ

  • Свой вариант

Определение темы урока

Учитель: подберите синоним к следующим словам: группа, объединение, сообщество.

Ответ: союз.

Верно. О какой части речи мы сегодня будем говорить? (союзы).

Целью урока для нас будет заполнение таблицы, но не простой, а пустой, пока пустой 

рефлексия вопрос ответ

Что такое союз?

Служебная часть речи.

Для чего служит союз?

Связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного

Какие бывают союзы?

Сочинительные и подчинительные

Если мы говорим о союзе, какой вопрос требует незамедлительного первостепенного ответа?

(что такое союз?)

Верно. Записали.

Ребятам раздаётся текст с набором слов. На доске размещаются отдельные служебные части речи.

Известное агентство по рекламе получило заказ подготовить рекламную афишу. Афиша получилась изумительной, интересной и красочной. Текст придуман лучшими сотрудниками агентства, буквы крупные, но пока курьер ехал к заказчику, крупные детали он привёз, а мелкие элементы потерял или забыл. У агента есть запасные, но ему необходимо помочь.

Праздник нашем городе 23 февраля 9-00 18-00 главной билетов площади удивительный торопитесь состоится количество ограничено праздник горами увлекательный

Актуализация знаний.

-Ребята, попробуем помочь агенту и составим связный текст.

(под контролем учителя составляется текст и зачитывается вслух).

-Так какие же слова потерял агент? Перечислите их.

Что это за слова? (служебные части речи).

А какие ещё есть части речи, помимо служебных? (самостоятельные).

На какие группы мы можем разбить найденные слова?

-предлоги;

-союзы;

-одна частица(не).

усвоение новых знаний.

Аналитическая беседа по теме "Определение союза".

  • Какие части речи мы добавили в текст? (служебные)

Можем записать в таблицу ответ на вопрос «Что такое союз?

Записали: служебная часть речи.


  • Если эти части речи служебные, значит их основная функция, основная роль, предназначение?(служить)

Возможно, есть возможность сформулировать второй вопрос для записи в таблицу?

(Для чего служит союз)?

Записали.

Найдём и сравним два толкования слова «союз». Одно из словаря В.И Даля, а второе из современного словаря Ожегова:

(зачитываются значения слова и сопоставляются, находим различие)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова "союз": "Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова".

В XX в. "Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово "союз" было определено так: "В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения". Сравните два определения союза.

Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин "однородные члены предложения". Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

Что связывает союз? Какие слова?

(однородные члены предложения)

Первичное закрепление материала.

Рассмотрим предложения карточки №1.

По пути нам попадались берёзы и осины.

По пути нам попадались не берёзы, а осины.

По пути нам попадались берёзы или осины.

По пути нам попадались то берёзы, то осины.


  • Подчеркните союзы.

  • Определите, что связывают союзы в предложениях?

  • Одинаковы ли по смыслу предложения первой группы?

  • Что, по вашему мнению, изменяет смысл предложений первой группы?

  • Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.)

Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного.

Итак, подведём итоги. Что мы узнали о роли союзов в предложении? (Союзы связывают однородные члены предложения и выражают смысловые отношения между ними.)

Вернёмся к таблице. Для чего служит союз? Записали.

Вы работаете в известной газете или у вас свой журнал, вы генеральный директор издательства, к вам поступает на работу сотрудник, которому нужна помощь: его прекрасные статьи состоят из огромного количества предложений. Ваша задача, откорректировать текст так, чтобы смысл статьи сохранился , а предложений стало меньше.

Текст перед Вами. Карточка 2

1)Наступила весна. 2)За окном запели птицы. 3)Солнце светит всё ярче. 4)Иногда идёт дождь. 5)Ночь наступает позже. 6)Солнышко встаёт раньше.

Попробуем уменьшить количество предложений.

Какими служебными частями речи мы воспользовались?

Вывод: из простых предложений с помощью союзов получилось сделать сложные. Что же связывают союзы в предложениях?

(простые предложения в составе сложного)

  • Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложений, дайте определение союзу как части речи. (Союз - служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.)

Вернёмся к таблице. Дополнили определение.

А какие бывают сложные предложения?

Рассмотрим карточку №3. Сравним с предложениями, которые мы составили.

Уроки отменили, так как учитель заболел.

Ученик опоздал на урок, потому что мама не завела будильник.

Учитель продолжит урок, когда в классе наступит тишина.

Получится ли у нас из этих трёх предложений сделать шесть?

В предыдущем задании мы из простых предложений сочинили сложное. Можно ли из предложений карточки 3 составить простые равнозначные предложения, имеющие право на самостоятельное существование?

(нет, потому что в этих предложения одна часть подчиняется другой)

Как называются такие предложения?

(сложноподчинённые).

Продемонстрируем это подчинение. Задаём вопросы.

Если предложение является сложносочинённым, как мы могли бы назвать союз в таком предложении?

(сочинительный)

Если предложение является сложноподчинённым, то союзы называются…

(подчинительными)

Мы получили ответ. Можем записать в ответы таблицы, но каков же вопрос?

Какие бывают союзы?

Записали.

Итак, таблица заполнена.

Можем ли мы с помощью этой таблицы вывести определение союза?

Попробуем.

Закрепление изученного.

  • Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз и соединял простые предложения в сложном, а во втором - однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного и её отсутствие между однородными членами, связанными союзом «и».

Солнце село, и…

Солнце село и…

(несколько зачитываются).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Домашнее задание. Выпишите 4 предложения с союзами из поэтических текстов учебника литературы, сделайте их схемы.

РЕФЛЕКСИЯ.

Но у нас не заполнена ещё одна колонка таблицы.

В каждой строке поставьте соответствующий знак:

Плюс - понятно.

Минус- вызывает затруднение

!- совсем не понятно

Выбрать из второй группы слов одно слово для оценки своего состояния в конце урока.

  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНО

  • БЫЛО ВЕСЕЛО

  • ИНТЕРЕСНО

  • ЗАБАВНО

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНО

  • МНОГОЕ ВСПОМНИЛИ

  • ЛЮБОПЫТНО

  • ЗАНИМАТЕЛЬНО

  • КАК БЫСТРО ПРОШЁЛ УРОК

  • ХОЧЕТСЯ ПОДОБНЫХ УРОКОВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ.

Спасибо огромное за урок.Необходимые материалы: карточки, тексты в качестве раздаточного материала, презентация, видеопроектор.



Приложение.

Нашем городе 23 февраля 9-00 18-00 главной площади состоится удивительный увлекательный праздник торопитесь количество билетов ограничено праздник горами

Карточка № 1

По пути нам попадались берёзы и осины.

По пути нам попадались не берёзы, а осины.

По пути нам попадались берёзы или осины.

По пути нам попадались то берёзы, то осины.

Карточка № 2

1)Наступила весна. 2)За окном запели птицы. 3)Солнце светит всё ярче. 4)Иногда идёт дождь. 5)Ночь наступает позже. 6)Солнышко встаёт раньше.

Карточка 3

Уроки отменили, так как учитель заболел.

Ученик опоздал на урок, потому что мама не завела будильник.

Учитель продолжит урок, когда в классе наступит тишина.









Карточка № 3

когда

что

чтобы

так что

как будто

если

как

потому что

словно

едва

пока

так как



городе февраля 9-00 18-00 площади увлекательный праздник количество ограничено праздник горами нашем главной билетов 23

удивительный торопитесь состоится

в

до

но

на

не

за

а так как

Приложение. Эмоциональная оценка личного состояния ученика на начало урока.

НЕИНТЕРЕСНО

СКУЧНО

ХОЧЕТСЯ ПОКИНУТЬ КАБИНЕТ

ТОСКЛИВО

ЛЮБОПЫТНО

НАДО ПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКЕ

Свой вариант.

Конец урока:

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО

БЫЛО ВЕСЕЛО

ИНТЕРЕСНО

ЗАБАВНО

ПОЗНАВАТЕЛЬНО

МНОГОЕ ВСПОМНИЛИ

ЛЮБОПЫТНО

ЗАНИМАТЕЛЬНО

КАК БЫСТРО ПРОШЁЛ УРОК

ХОЧЕТСЯ ПОДОБНЫХ УРОКОВ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ







© 2010-2022