- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по ФГОС
Технологическая карта урока по ФГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гришаева М.В. |
Дата | 27.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе, разработанная в соответствии с ФГОС основного общего образования
Учитель: Гришаева Марина Валерьевна
Тема урока: ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Цель деятельности учителя
Систематизировать имеющиеся знания об обстоятельстве, дать представление о сравнительном обороте
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие обстоятельство ; уметь находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении.
Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта\ приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно- демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная группой подготовленных обучающихся
Основные понятия
Обстоятельство, сравнительный оборот
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, зад-я и упр.
Деятельность учителя
Осуществляемая д-ть уч-ся
Формы орг-и взаимодействия
Формируемые умения (УУД)
Контроль результатов учебной д-ти
1.Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (уч-ся хором: «пять»)
--Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.
--Я очень рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Слушают учителя, участвуют в диалоге; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной д-ти, желают приобретать новые знания, умения.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Листы обратной связи
2.Актуализация и пробное учебное действие
Просмотр мультимедийной презентации «Обстоятельство как член предложения», сопровождающей ход урока, эвристическая беседа
-На прошедших уроках мы с вами говорили о главных и второстепенных членах предложения. Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Из данного текста:
1-й и 3-й г р у п п е выписать с-с, в роли зависимого слова в котором выступало бы определение.
2-й и 4-й г р у п п е выписать с-с, в роли зависимого слова в котором бы выступало дополнение. (Слайды презентации).
ТЕКСТ
Щенок Тявка ловил звёздочки. Тявка был совсем маленький, а потому считал: поймать звездочку не так уж и трудно. Тявка жил на даче. Забор дачи ему очень мешал. Вот слетает с неба звезда, и Тявка несется по влажной ночной траве, по грядкам, по клумбе, пробирается через крапиву туда, где должна лежать упавшая звездочка, и вдруг-забор. «Оказывается, звездочка упала по ту сторону забора»,-огорчался Тявка..
(Н. Абрамцева)
--А остались у нас в тексте еще второстепенные члены, которые не явл. ни определением, ни дополнением?
--Назовите с-с, в которых встречаются эти второстепенные члены.
-Задайте к ним вопросы. На что они указывают?
-Как наз-ся эти второстепенные члены? (Обстоятельства)
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания
индивидуальная, фронтальная
Личностные: имеют мотивацию к учебной д-ти.
Познавательные: выполняют уч-познават действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы, письменная работа
3. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа, ответы на вопросы.
Физкультминутка
-Итак, сформулируйте тему нашего урока. Обратите внимание на следующее предложение : Тявка избегался.
--Какое это пр-е? Обоснуйте свое мнение. (Нераспространенное)
--А его можно распространить? Давайте сделаем это, но в качестве главного слова возьмем сказуемое и зададим от него множество вопросов.
На слайде таблица «Виды обстоятельств».
--Отвечая на вопросы, мы распространили сказуемое обстоятельствами времени, места и образа действия.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте.
Финиш-метров через двести!
Раз- два, раз- два,
Хватит, прибежали.
Потянулись, подышали.
Бег на месте. На предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки поднять и опустить через стороны.
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы. Выполняют элементарные физические упражнения.
индивидуальная, групповая.
Фронтальная
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Устные ответы.
Выполнение упражнений
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах; письменная работа
Подчеркните в тексте обстоятельства, определите по таблице вид обстоятельства, обоснуйте свое мнение.
Однажды, в который раз стукнувшись носом о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилег тут же. Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского кота. Кот прямо-таки давился смехом.
Дополняет ответы
Отвечают на вопросы, выполняют упражнения
индивидуальная, групповая
Познавательные: систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную д-ть в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, игра.
Игра «Добавь слово»
Первый игрок называет любое слово-подлежащее. Следующий по очереди должен в начале и в конце присоединить свое слово, подходящее по смыслу,--сказуемое. Следующие игроки добавляют слова-обстоятельства. Побеждает ряд, у которого получится самое длинное и логичное предложение.
Организует и сопровождает деятельность детей.
Принимают участие в игре
Фронтальная
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную д-ть с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Устные ответы, вопросы для уточнения последовательности работы
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Беседа по вопросам
--Рассмотрите картинку на слайде презентации (иллюстрация к сказке Н.Абрамцевой «А звёздочки падают?»)
--Когда и где происходит событие, изображённое на картинке?
Придумайте название для иллюстрации
Принимают участие в работе, отвечают на вопросы
индивидуальная, групповая
Личностные: имеют желание осваивать новые виды д-ти, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции
Вопросы для уточнения информации
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
Письменная работа
--Напишите окончание сказки про щенка Тявку, вставляя обстоятельства места и времени по вопроса (8-10 пр-й)
Пишут мини-сочинение
Индивидуальная
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Мини - сочинения
8. Включение в систему знаний и повторение
Обобщение полученных на уроке сведений, активное слушание
--Прочитаем несколько работ.
--Помогли ли вам в работе над сказками обстоятельства? Получилась бы сказка без этих второстепенных членов предложения?
--Какую роль играют обстоятельства в речи?
Обсуждают и оценивают работы одноклассников
Индивидуальная, групповая
Личностные: понимают значение знаний для человека
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Вопросы для уточнения информации
9. Рефлексия учебной деятельности
Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания
--Что нового узнали на уроке?
--Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
--Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
--Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился-выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет-карточка с грустным лицом.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений
индивидуальная
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные : оценивают свою работу
Оценивание уч-ся за работу на уроке; листы обратной связи