Образование слов при помощи суффиксов (6 класс каз. шк.)

Тема: Образование слов  при  помощи  суффиксов.             (Сөздің жұрнақ арқылы жасалуы.)        §20-21.                Цель урока:1.усвоить  образование новых слов при помощи суффиксов; 2.развитие умений и навыков разбора слов по составу; 3.воспитать уважение к труду людей разных профессий.                                                                                                       Тип урока: стандартный, урок усвоения нового материала.         Оборудование: интерактивная доска, ком...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс. Русская речь.

Тема: Образование слов при помощи суффиксов.

(Сөздің жұрнақ арқылы жасалуы.) §20-21.

Цель урока :1.усвоить образование новых слов при помощи суффиксов; 2.развитие умений и навыков разбора слов по составу; 3.воспитать уважение к труду людей разных профессий. Тип урока : стандартный, урок усвоения нового материала. Оборудование: интерактивная доска,компьютер, слайды,рисунки, ватман,фломастеры,суффиксы-чик-щик и т. д., схема «Основа слова», карточки, цифры к игре. Методические приёмы: выразительное чтение, взаимопроверка, диктант, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.

Ход урока: 1.Организационный момент. Приветствие.

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2. Психологический настрой на урок. Игра «Сети счастья». Суть этой игры заключается в том, что учащиеся(по цепочке), передавая друг другу клубочек, желают что- то приятное.

3.Проверка д/з

Упр. 4 (стр.66)-письменно.

Упр.8(стр.67) выраз. чтение стихотворения

«Письмо» Л.Бутякова.

4.Повторение темы «Словообразование»

1.С целью повторения проводится групповая работа-построение схемы «паучок» (Части слова)

2.Графический тест на интерактивной доске. На доске таблица.

Слово

Слово

Однокоренные слова

Форма одного слова

гулять

прогулка

+

свистеть

свисток

+

дом

домовой

+

карта

карту

+

книга

книжный

+

книга

книги

+

ходить

походка

+

Учащиеся должны определить, в каком случае два слова являются однокоренными словами,а в каком-формой одного и того же слова.(Для этого они по одному подходят к доске и ставят отметку в нужном поле).

5.Изучение нового материала.

1.Работа над текстом «Почему мы должны строить»(упр.1, стр.68-69). Прочит.,выполн. задания к тексту: составить словосочетания, опираясь на схемы.

Здания прочные, здания удобные, здания разнообразные; надо строить прочно, надо строить быстро, надо строить дёшево.

2. Фонетическая зарядка. Произносим правильно:

Пещера храм вокзал тоннель

Хижина крепость аэропорт плотина

3.Работа у доски.

Вставить пропущенные буквы (стр.70)

Человек учился строить ж...лые д...ма и храмы, замки и креп...сти, з...воды и фабрик..., ш...ссе и ж...лезные д...роги, в...кзалы и аэропорт..., тоннел... и пл...тины.

Дополнительное задание: Что ты можешь сказать о словах - фабрика, шоссе, вокзал, аэропорт?

Какого они происхождения?

4.Самостоятельная работа. Выполн.упр.1(стр.70) «Как строили дом»-выписать в начальной форме слова, обозначающие названия лиц по роду их профессии, выделить суффиксы.

Планировщик кровельщик

Экскаваторщик плотник

Бетонщик стекольщик

Каменщик водопроводчик

Штукатур маляр

5.Объяснение.

После согласных д,т,з,с,ж - пишется суффикс -чик

6.Выполнение упражнений №2,3 (стр.71).

№2(устно) опираясь на словообразовательные схемы, скажите, как образованы данные слова:

Водопроводчик-водопровод Бетонщик-бетон

Экскаваторщик-экскаватор.

Слово каменщик образовано от слова камень при помощи суффикса - щик.

№3(письменно)от данных слов при помощи указанных суффиксов образуйте названия лиц (профессии):

чик -водопроводчик, грузчик щик -барабанщик

тель -писатель, строитель ист - тракторист, журналист

ник - лесник, дворник.

7.Разминка. Работа по карточкам. Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся (на основе упр.4,6,7,стр.71)

2.Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами (групповая работа):

2 9 1 10 1 9 12

13 8 2 1 9

14 1 15 10 16 9

6 1 14 4 7 4 17 10

10 1 18 17 4 17 10

Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Я Ь П Ш Х Ё С К

11 12 13 14 15 16 17 18

8.Словарно-орфографическая работа. Запись нового слова в словарики, дать ему толкование (стр.74). Диалог.

9.Подведение итогов урока.

Графический диктант. Закрепим сведения о профессиях, выполнив графический диктант. Знаком «+» обозначим названия профессий, а знаком «-» остальные слова.

Ученик, космонавт, прохожий, пассажир, пастух, моряк, дежурный, маляр, продавец, родственник, учитель.

10.Задание на дом.

1.Стр.70 «Новые дома»-составить из данных слов предложения,чтобы получился рассказ.

2.Упр.12(письм.)

11.Комментирование оценок. Завершение урока.

© 2010-2022