Конспект урока по литературе Уроки доброты (по произведению В. Распутина Уроки французского)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурсный урок по литературе

Класс: 6 «В»

Учитель: Лихачева Татьяна Владимировна

Тема: Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского)

Цель: показать на примере повести В.Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта.

Задачи: 1. Образовательная: формировать навыки анализа мотивов поведения главного героя;

2. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения текста и устной речи; объяснять понятия автобиографии, антитезы;

3. Воспитательная: воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.

Оборудование: предметы, связанные с жизнью героя (домик, пустой мешок, кружка с монетами, посылка с макаронами и яблоками), учебник-хрестоматия 6 класс, мультимедийная презентация, плакат с солнышком и лучики.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1.Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение темы урока и постановка цели).

2.Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).

3.Основная часть (анализ и осмысление изученного).

4.Закрепление (обобщение и систематизация изученного).

5.Рефлексия (оценка внутренних качеств)

6.Итог урока (анализ, оценка знаний).





Ход урока:

Оргмомент:

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя:

В этом году наша страна отмечает значительную дату - 66 лет со дня окончания …Великой Отечественной Войны.

Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту.

ДОБРОТА! Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего урока «Уроки доброты» (по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского») Слайд 1 (запись в тетрадь)

Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

Показать на примере повести В.Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта. Слайд 2

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю выбрать самостоятельно.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях

Л.Н.Толстой

Верю я, придет пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б.Пастернак

Слайд 3

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

- Почему вы не выбрали строки Б.Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. (Портрет писателя Слайд 4)

Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства (Слайд-фильм 5-8)

Недавно закончилась война. В стране разруха. Действует карточная система снабжения продуктами. Голод. Детям приходиться работать как взрослым.

На экране вы посмотрели документальные кадры. А увидеть, как показано послевоенное время в повести, нам поможет совместная работа. Дома вы прочитали произведение, откройте учебники. Вам понадобятся тексты.

Первичная проверка и обобщение знаний:

- В чем особенность данного произведения? (Рассказ автобиографичен)

- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (Такие произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни)

- Кому посвящается рассказ? (Анастасии Прокопьевне Копыловой - матери Александра Вампилова, много лет проработавшей в школе)

Основная часть

- С какими же трудностями пришлось столкнуться 11-летнему мальчику? Ответить на этот вопрос нам помогут предметы, связанные с его жизнью.

ДОМИК

- Какое первое испытание ожидало героя в начале его самостоятельной жизни? (Одиночество, тоска по дому)

- Зачитайте цитату, подтверждающую ваши слова (Так мне было плохо, горько и постыло...)

- Что выбирает мальчик (Учёбу)

- Зачем? (Герою было стыдно перед собой, матерью, друзьями, жителями деревни, ему хотелось учиться.)

-Какие качества проявились в это мгновение? В этот миг? (Чувство стыда, мужественность, настойчивость, огромное терпение Слайд 9)

Запишем, ребята, эти слова в тетрадях.

ПУСТОЙ МЕШОК

-Какое второе испытание пришлось пережить мальчику? (Голод).

-Почему голод? Ведь мама посылала сыну продукты? (Их воровали.)

-Что можно было сделать?

-Как поступил мальчик?

-Какое качество проявилось в этой ситуации?

(Бережное отношение к матери Слайд 9)

КРУЖКА С МОНЕТКАМИ

-Что подтолкнуло примерного мальчика играть на деньги? (Беспокойство о своём здоровье.)

-Что за болезнь преследовала мальчика? (Малокровие)

-Что привлекало мальчика в этой игре? (Уверенность в себе)

-Что проявилось во время игры?(Ловкость, настойчивость, сообразительность, чувство меры Слайд 9)

Работа по вариантам

1 вариант находит и зачитывает описание полянки, когда герой впервые пришел играть в «чику» («Федька повел меня за огороды…Мы подошли»)

2 вариант - повторное описание места игры. («За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…Не было в тот день и не могло было быть человека несчастнее меня»)

- Сравните два описания…Чем отличаются эти картины между собой?

(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой траве)

Художественный приём, который характеризует героя в эпическом произведении путем противопоставлений называется антитезой. Сначала рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.

Слайд 10

- Может ли быть честной игра на деньги? (Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

Сценка

- Почему началась драка?

- Как вел себя герой во время драки?

- Какие качества проявились? Подумайте, ребята, и запишите в тетради…

ПОСЫЛКА С МАКАРОНАМИ

-Откуда она, ребята?

Лидия Михайловна, учительница по французскому языку, классный руководитель, решила помочь своему ученику, спасти его от издевательств, избиений. Она смогла понять, что перед ней сидел несчастный, голодный и такой же одинокий, как она, человек.

-Как поступил мальчик с посылкой? (Он её вернул. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

-Почему учительница начала играть со своим учеником на деньги? (Учительница предлагает играть на деньги, чтоб на эти «честно заработанные копейки» мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удался этот обман: игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)

ЯБЛОКИ

-Чему научила своего ученика учительница? (доброте, отзывчивости, любви, самоотверженно и бескорыстно делать людям добро.)

В 1978 году на экранах советских телевизоров появился фильм для детей «Уроки французского», но и взрослых он не оставил равнодушными. Давайте познакомимся с некоторыми фрагментами этого фильма. Слайд 11-12

Рефлексия

- Сейчас вы мысленно поставьте плюсики напротив тех качеств, которые, по вашему мнению, есть и у вас. Слайд 13

-Поднимите руки те, у кого в характере присутствуют все качества, характеризующие вас.

- Молодцы, что не все подняли руки. Сегодня вы, может быть, впервые задумались о себе, решили, над чем вам стоит поработать, что в себе воспитать.

- Мне кажется символом доброты может стать солнышко, такое же яркое и теплое . Но, чтобы оно согревало нас по-настоящему, ему необходимы лучики. Я предлагаю вам на каждом лучике, написать то качество, которое является самым главным для вас…и украсить наше солнышко. Слайд 14

Итог урока

- Завершая урок, давайте ответим на главный вопрос «Чем стали уроки французского для героя рассказа? (Уроками доброты)

Домашнее задание

«Над чем меня заставил задуматься рассказ «Уроки французского»?

До свидания!

© 2010-2022