Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю. .. »

Урок литературы в 11 классе, построенный по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цель урока - обучить разностороннему анализу произведения , используя стратегию «"шесть шляп мышления». Методы, используемые на уроке: исследовательский, словесный, методы критического мышления - «шесть шляп мышления», «золотые правила ведения дискуссии», эссе по выбранному слову. Урок направлен на развитие аналитических и творческих способностей обучающихся, учит работать с различными...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 11 классе, построенный по технологии критического мышления.

Урок разработала и провела Кривошеева Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории города Абакана Республики Хакасия


Тема урока: « До боли, до слез я Россию пою …» Изображение

Родины в цикле «На поле Куликовом».

Цели урока: обучить разностороннему анализу произведения, используя

стратегию « шесть шляп мышления»;

развивать коммуникативные способности обучающихся,

умение работать в малых группах;

воспитывать активную жизненную позицию,

готовность аргументированно отстаивать свою точку

зрения.

Методы: исследовательский, словесный; методы критического

мышления: «шесть шляп», «золотые правила ведения

дискуссии», эссе по выбранному слову.

Оборудование: таблица «Шесть шляп мышления», шляпы шести

цветов (белая, желтая, черная, красная, зеленая,

синяя), фломастеры, идентичные цветам шляп; плакат

«Золотые правила дискуссии», тексты стихов из цикла

«На поле Куликовом», эпиграф (временно закрыт).

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Урок начинается с чтения строк из стихотворения «Поэзия»

(1940 г): «Я верю силе трудовой руки,

Что запретит декретом Совнаркома

писать о Родине бездарные стихи…»

  1. Найдите слово, которое вас насторожило, которое звучит диссонансом к слову Родина.

(Бездарные)

  1. Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием А. Розенблюма: «Писать о Родине возвышенно, прекрасно…

И только так диктует вдохновенье…»

  1. Дайте лексическое значение слову «бездарные».

(Написанные без души, без вдохновения, без любви, «скудным» языком, без интереса к тому, о чем пишет)

  1. Выделите слова противоположные по значению слову «бездарно».

(Возвышенно, прекрасно).

  1. Какой проблеме, по вашему мнению, будет посвящен сегодняшний урок? Сформулируйте проблему в виде вопроса.

Проблема: Так как же писал о России Блок?

Учитель: Это и предстоит нам выяснить, проанализировав стихотворение

«Река раскинулась, течет, грустит лениво…» из цикла

«На поле Куликовом»


  1. Стадия осмысления.

    1. Обучающиеся делятся на шесть групп и выбирают одну из шести «шляп мышления». В группе выбирается один человек, который озвучивает ответ от имени всех.

    2. Учитель выразительно читает стихотворение и определяет время подготовки ответа (обычно 5 -7минут).

    3. Таблица «Шесть шляп мышления».

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами

Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!

  1. Какие события произошли?

  2. Герои произведения

  3. место, время и т. д.

Желтая шляпа

Положительное, позитивное мышление

Выделение позитивных сторон и аргументирование: почему они являются позитивными.

Что хорошо, полезно, конструктивно и почему?

Черная шляпа

Критическое мышление

Не только выявление противоречий, недостатков, но и анализ их причин.

Что было трудно, неясно, проблематично, негативно и - почему так произошло?

Красная шляпа

Эмоциональная

Нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами.

С каким именно моментом связана та или иная эмоция: грусть, радость, раздражение…

Зеленая шляпа

Творческое мышление

помогает найти новые грани в изучаемом материале.

  1. Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?

  2. Как можно усовершенствовать тот или иной аспект?

синяя шляпа

Философская, обобщающая, аналитическая

анализ содержания, приемы и средства создания образа, нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.


Во время работы обучающиеся оформляют свои ответы на листах бумаги фломастером того же цвета, что и шляпа, выбранная группой.


  1. Рефлексия.

  1. Обучающиеся дают ответы по «своей шляпе», закрепляя на доске и «шляпу», и ответ.

Белая шляпа: Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

Обращение поэта к теме родины, России, ее историческому

пути было связано с трагическими событиями 1905-1907

годов.

Символизм уступает место реализму, хотя символика для

Блока продолжает оставаться важным элементом в поэзии.

воспринимая Россию с романтизмом, указывает на то, что

он знает ее реальные проблемы и болезни. Блок передает

тревожное ожидание, а не ход Куликовской битвы.

1 четверостишие - обобщающее; 2,3 - связаны с прошлым

России; 4,5 - переносят действие в современный Блоку мир

и т. д.

Желтая шляпа: Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

Позитивные стороны: несмотря на то, что автор не знает

покоя, его счастье составляет именно такая жизнь -

быстрая, стремительная, пусть даже на пути встречается

множество препятствий и преград. Преодоление их

является для поэта стимулом, толчком к изменению жизни

страны: «Пусть ночь, Домчимся. Озарим кострами степную

даль».

Во втором четверостишии Россия приобретает резко

динамический характер. Восклицание поэта нарушают

печальную и грустную картину стихотворения: «О, Русь моя!

Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»

На наш взгляд, полезно и конструктивно то, что несмотря

на все трудности путь России устремлен в светлое

будущее. Сильная страна останется прекрасной и сильной.

Черная шляпа: Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

Нам кажется, что Блок в этом стихотворении выступает как

поэт-реалист. Он предвидит будущее России, и оно вовсе не

безоблачно. Предстоят кровавые события, и поэтому мы

слышим: «Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь,

сердце, плачь!» Усиливает гнетущую обстановку повтор слов

«кровь» и «плачь». Причем глагол «плачь» употреблен в

повелительном, даже каком-то приказном тоне.

Блок беспокоится за будущее своей России, и это

беспокойство передается и нам.


Красная шляпа: Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

Нельзя не заметить глубокий патриотический смысл этого

стихотворения, отсюда чувство гордости за страну, в

которой мы сегодня живем. Оно вызвало много различных

эмоций: любовь к Родине (ведь как звучат слова «О, Русь

моя! Жена моя!»), глубокую тоску («… в твоей тоске, о

Русь…»), чувство страха (слышите? «…идут, идут

испуганные тучи, закат в крови…»), восхищение («…Летит,

летит степная кобылица»), веру в будущее («И вечный бой!

Покой нам только снится!»).

Блок говорил, что главное духовное свойство России - это

на грани порабощения оставаться самой собой. И вместе с

Блоком мы в Россию верим.

Зеленая шляпа: Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

После прочтения стихотворения у нас возникло чувство

незавершенности, поэтому мы решили продолжить сюжет и

ввести в повествование собственное «я».

И сабля серебром сверкает!

И снова в бой!

Последний лучик солнца догорает,

Раздался вой, протяжный вой!

Свист ветра от бегущей кобылицы

Несется в темноте ночной,

И вновь покой стал небылицей,

Забытый и неведомый покой!

Россия-мать! Из сердца кровь струится!

Покоя нет в душе и наяву.

И ускакать бы мне с той самой кобылицей

В мир и покой… я с нею уплыву.

Символом России мы считаем в этом стихотворении

несущуюся по степи кобылицу, ее мы и изобразили на

своем рисунке.

Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

Синяя шляпа: Урок литературы для 11 класса по теме «До боли, до слёз я Россию люблю ...»

Тема стихотворения - индивидуальный путь развития

страны от древней Руси до современной Блоку России.

Автор любит свою Родину, пишет о ней с восторгом и

трепетной нежностью. Тропы и языковые средства

помогают ему выразить отношение к стране, показать ее

красоту, величие и неповторимость. Блок использует

олицетворения «идут, идут тучи», эпитеты, которые, нам

кажется, схожи с метафорами «испуганные тучи», «путь

степной». Как поэт-символист, он не может и здесь

обойтись без образов-символов: для него Россия - жена,

мать («О, Русь моя! Жена моя!»). Образ степной кобылицы

- образ свободной России, стремительно несущейся

вперед, к новой жизни. И неважно, что впереди множество

преград, Россия все преодолеет

  1. Обращаемся к эпиграфу урока:

Перед Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его «петь

и плакать» своими неразрешенными загадками: Россия и

его собственная душа…

Н. Гумилев.

Прошу обучающихся прокомментировать эпиграф.

(Действительно, Россия и душа Блока неразделимы. Он воспевает Русь и плачет над ее судьбой. Но будущее Родины для него ясно, потому и стихи светлые и высокие).


  1. Учитель: Так как же писал о России Блок?

Ученики: Писал о Родине возвышенно, прекрасно…

И только так, как диктовало вдохновенье.

Домашнее задание: «Я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить

высокие качества моего народа, но… (я не научился

любить свою Родину с закрытыми глазами)»

П. Чаадаев.

продолжите высказывание Чаадаева. Напишите эссе по фразе, которую получите.




Стратегия «Шесть шляп мышления»


Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. Это свойство нашей психики также необходимо использовать для реализации фазы рефлексии. И мыслить мы можем шестью различными способами, т.е. в шести «шляпах».

В практику развития мышления метафору «шесть шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение с французского языка на русский можно перевести как «призадуматься, поразмыслить».

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта

( после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Класс делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шляп, (группа может и сама выбрать цвет шляпы). Можно использовать разноцветные настоящие шляпы или нарисованные, сделанные из картона:

белая - мыслим фактами, цифрами,

желтая - позитивное мышление,

черная - противоположность желтой шляпе,

красная - эмоциональная,

зеленая - творческое мышление,

синяя - философская, обобщающая шляпа.

Работа в группах - 7-10 минут, отвечает один человек - 3-5 минут.

Используются «Золотые правила ведения дискуссий» (см. приложение)

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группах, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мышления. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

«Золотые» правила дискуссии.


  1. Активно участвуй в работе группы.

  2. Выслушивай всех, не перебивая.

  3. Не говори одновременно с другими.

  4. Придерживайся темы.

  5. Уважай мнение собеседника.

  6. Надо слушать, а не успокаивать других.

  7. Человек сам вправе решать, в какой степени он участвует в общей работе.

  8. Любые вопросы важны.

  9. Чем выше тон, тем ниже уровень дискуссии.





© 2010-2022