Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Методика «Отыскивание чисел» (таблицы Шульте)

Назначение: Изучение объема внимания, его устойчивости, психического темпа.

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

24

25

3

15

19

13

17

12

4

22

25

7

21

11

6

8

х.

10

2

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

3

9

5

11

23

20

14

25

17

1

6

3

21

7

19

13

18

12

24

16

4

8

15

2

10

22

5

14

32

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

5

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16




Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка.

Обработка. Высчитывается среднее (tcp) время выполнения задания, характеризующее объем внимания, по формуле:

tcp = tl +12 +13 +14 +15 / 5

где t - время выполнения задания по каждой из таблиц 1, 2, 3, 4 и 5.

Оценка результатов.

  1. уровень - 30 - 39 сек.

  2. уровень - 40 - 49 сек.

  3. уровень - 50 - 59 сек.

  4. уровень - 60 - 89 сек.

  5. уровень- 90 и выше.

Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблица в сравнении с первой (t2 - tl). Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой (t5 - tl).

Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени пополнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем: 11 - tcp , t2 - tcp , t3 - tcp , t4 - tcp , t5 - tcp .

Протокол обследования

Таблицы

Время

1

i

1

4

5

Врабатываемость

Неустойчивость

Устойчивость

Истощаемость ________

Общий уровень

Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц.

Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой (t2 - tl). Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой (t5 - tl).Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем: t1 - tcp , t2 - tcp , t3 - tcp , t4 - tcp , t5 - tcp .

Методика «Запомни и расставь точки»


Цель. Оценка объема внимания ребенка.

Обработка. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено самое большое количество точек).

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения
Результаты эксперимента оценивается в баллах следующим образом:Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

10 баллов - ребенок правильно за отведенное время воспроизвёл на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6 - 7 баллов - ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов - ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла - ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Протокол обследования.

Карточка

Количество правильно воспроизведенных точек

1

2

3

Методика «Проставь значки»

Цель: Оценка переключения и распределения внимания ребенка.

Перед началом выполнения задания ребенку был показан рисунок. Работа с этим рисунком заключалась в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т. е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания мы определяли по формуле:

S = 0,5.N - 2,8n

120 с

где S - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками мы считали неправильно проставленные значки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 балов - показатель S находится в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 балла - показатель S находится в интервале от 0.25 до 0.50.

0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Упражнения, тренирующие произвольное внимание Упражнения на увеличение объёма внимания.

1. Птица - не птица

Педагог читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!

2. Летела корова

Учащиеся садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения





3. Топ-хлоп

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег"

"Картошку едят сырую"

"Ворона - перелетная птица".

Чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

4. "Маленький жук".

Ученик вызывается к доске, на которой изображено поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Педагог (а затем и сами учащиеся) диктуют ходы, а вызванный ученик передвигает по полю жука в нужном направлении. Делать это надо мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!


Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук. (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать указкой каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю). Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток.

5. Самый внимательный

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

6. Будь внимателен!

Учащиеся стоят группой, свободно. Каждый находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования педагог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда

Движение

«Зайчики!»

«Лошадки!»

«Раки!»

«Птицы!»

«Аист!»

«Лягушка!»

«Собачки!»

«Курочки!»

«Коровки!»

Дети прыгают, имитируя движение зайца.

Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

Дети пятятся, как раки (спиной).

Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

Стоять на одной ноге.

Присесть и скакать вприсядку.

Дети сгибают руки (имитация движения - «собака служит») и лают.

Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!».

Дети встают на руки и ноги (4 ноги

у коровы) и произносят «му-у-у!»

7. Зеваки

Ученики идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

8. Буквы алфавита

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

9.Пишущая машинка

Как и в предыдущем упражнении, каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Не следует присваивать только буквы И, Ь (мягкий знак), Ъ (твердый знак), т. к. они редко встречаются в односложных словах.

Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры: еж, дом, ты, папа, мама, цирк, щелк, чаща, каша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, сон, эра, стул.

Замечание к игре: старайтесь подбирать слова так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре.

10. Четыре стихии

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

Команда

Движение руками

«Земля»

«Вода»

«Воздух»

«Огонь»

Дети опускают руки вниз

Дети вытягивают руки вперед

Дети поднимают руки вверх

Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах

11. В магазине зеркал

Педагог (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезъянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы - зеркалами».

12. Заметь все

Раскладываются в ряд 7--10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8--10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, выкладывать один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Упражнения на развитие концентрации внимания

1. Найди отличия

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано.

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения


По всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число правильно раскрашенных деталей.

2. Выполни по образцу

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.
Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.


Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения


Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

3. Мой любимый фрукт

Упражнение позволяет педагогу создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

4. Послушаем!

Ведущий:

- Сели! Послушаем, что творится на улице.

- Приготовились, слушаем!

- Кто что слышал?

(Дети в быстром темпе отвечают)

- Спасибо.

- Послушаем, что творится в коридоре. И т. д. и т. п.

- Послушаем, что творится в классе.

- Приготовились. Слушаем!

- Кто что слышал?

- Спасибо.

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называть учащимся различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. По договоренности они должны отреагировать на определенные слова. Например, хлопать в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее животное, посуду, мебель или что-нибудь другое.

Во второй серии можно предложить, чтобы ученики вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т. е. ученики должны хлопать в ладоши, если слышат слово, обозначающее животное, и вставать, если называют какое-либо растение.

2. Корректурная проба

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". Для нее берутся старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли. Выигравшие получают, например, зеленые фишки. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше вести раз в неделю, и победители чем-нибудь награждаются.
Проверку заданий проводят сами ребята - сосед у соседа. Если они не заметят каких-то пропусков, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.

Затем игру можно усложнить. Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Следующий этап - одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.
Например, "е" - вычеркиваем, а букву "м" подчеркиваем".

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Другой вариант: Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчёркиваем.

Например, 1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем.

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

Внимание!

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

3. Съедобное - несъедобное

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

4. Летает - не летает

Ученики садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания


1. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости

На бланке в случайном порядке напечатаны буквы. В каждой строке примерно 30 букв. Задача ребенка - внимательно просмотреть каждую строку и попытаться обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова (трех-, четырех-, пятибуквенные) и подчеркнуть их.

Показатель успешности - число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.

Для дальнейшей тренировки внимания самостоятельно приготовьте аналогичный материал. Буквы и слова между ними можно напечатать или написать от руки. Используйте смешные слова, детям это всегда нравится.

Коррекционно-развивающие упражнения по развитию внимания детей с ОВЗ на уроках чтения

2. Чтение с помехой

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

3. Рисование с помехой

Упражнение направлено на выработку у учащихся умения выполнять два разных действия одновременно.

Ученики рисуют круги в тетради и одновременно считают хлопки, которыми педагог сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

4. Каждой руке - свое дело

Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов).

Упражнения, способствующие улучшению техники чтения


1. Упражнение «Финиш»

Учитель раздает карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность (дети показывают ему заданное слово).

Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.

2. Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь успевать за учителем.

Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

3.Упражнение «Молния» - для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).

4. Упражнение «Губы».

В целях четкого разграничивания детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводится упражнение «Губы».

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подается все реже и реже.

5. Разрушенные тексты

После первичного чтения текста учащимся предлагается карточка с разрезанным текстом - фрагмент из предлагаемого на уроке рассказа, сказки. Надо составить части текста в нужном порядке, сравнить с текстом в учебнике, ответить на вопросы, выделить главную мысль, подобрать пословицу и т.д.

Упражнение расширяет поле чтения, формирует пространственные ориентировки.

6. Упражнение «Наведи порядок»

Учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность четверостишия, фрагмента стихотворения.

Упражнение направлено на углубленное восприятие читаемого текста.

7. Отсроченное чтение

На уроке читается текст, проводится работа по его содержанию. К чтению этого текста возвращаются через неделю. Дети должны прочитать его выразительно, целыми словами.

Такое упражнение помогает плохо читающим учащимся быть более уверенными.


© 2010-2022