Сценарий урока на тему Любовная лирика поэтов 19 века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока литературы в 9 классе.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.



Цели урока:

1. Познакомиться с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, А.А.Фета («денисьевский», «лазичевский» циклы )

2. создать на уроке лирическую атмосферу;

3. расширить и обогатить представления о творчестве поэтов.

4. Развивать навыки сравнительного анализа стихотворений.

5. продолжить работать над выразительным чтением стихотворений.

Оборудование: презентации

Ход урока

1. Звучит романс «Белой акации гроздья душистые»( 1 куплет)

2. Слово учителя

-Люблю русские романсы. Это великолепный жанр искусства. Вы со мной согласны?

-Как вы думаете, о чём этот романс?( о любви. О ночи, о свиданье).

Верно. И сегодня мы с вами будем говорить о любви. И тема нашего урока… Любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Определим цели нашего урока:

Познакомиться

Создать

-расширить и обогатить

-развивать

-продолжить работать

-Мы сегодня работаем в группах. Я буду называть - первая группа, вторая группа.

Третья группа особая - аналитики. Ваша задача - слушать, дополнять, оценивать работу групп. У вас есть право для получения информации пользоваться интернетом. И вам первое задание - найти значение слова романс.

Пока группа аналитиков работает, заполните таблицу №1 - что вы ждёте от урока?

-будет интересно

-узнаю что-то новое

-будет возможность для работы мысли

-расширится кругозор

Ничего не жду

Свои листочки сдайте аналитикам. В конце урока мы узнаем коэффициент эффективности вашей работы на уроке.( аналитики заполняют таблицу и высчитывают коэффициент)

У каждого из вас на столе оценочный лист, в который вы будете проставлять баллы за работу на уроке.

А теперь приступим конкретно к теме нашего урока.

-Ребята, а что такое любовь? (учащиеся отвечают)

Слово учителя.

-Я с вами согласна. По мнению А.И.Куприна, любовь - это чувство, « которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять это чувство.

- Начнём с эпиграфа.

Слово аналитикам.(Наше домашнее задание - подобрать несколько эпиграфов. Мы предлагаем вам такие высказывания.

Выберите и запишите тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока.)

1.Жизни блаженство в одной лишь любви ( Ф.И.Тютчев)

2. В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил… (Ж.Б. Мольер)

3.У любви есть слова, те слова не умрут (А.А.Фет)

4.Во мне спасла живую душу ты…(Н.А.Некрасов)

Зачитываем эпиграфы.


-Как вы думаете, какая любовь бывает?

(яркая, чувственная, смелая, большая, настоящая, трагическая, глубокая, искренняя, возвышенная, страстная, беззаветная)

-Молодцы!

-Я подскажу вам ещё одно определение - роковая.

-Как вы понимаете слова роковая любовь? (учащиеся отвечают)

Слово учителя:

Каждая группа получила домашнее задание - приготовить мини-проект о жизни и творчестве поэтов 19 века Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Предоставим им слово.

1 группа - презентация о А.А.Фете.

Что скажут аналитики?

2 группа - презентация о Ф.И.Тютчеве.

Есть что добавить аналитикам?

Слово учителя:

- Видите, какая интересная судьба у каждого поэта. А теперь пришло время познакомиться с их любовной лирикой.

1 группа - вам слово.

Учащиеся рассказывают стихи наизусть, историю их создания, называют их адресанты.

Предмет, занимавший Федора Ивановича Тютчева непрерывно- от юности и до старости - были женщины и отношения с ними.
Истории любви… История первая. Музы Ф.И.Тютчева

Ученик(Викулов): Первой, ранней любовью поэта была Амалия Максимилиановна Крюденер. Они познакомились во второй половине 1823 в Мюнхене.Ему было тогда 20 лет. Пятью годами моложе его была графиня Амалия Максимилиановна Лерхенфельд.
О тех временах осталось слишком мало сведений, но зато картину их отношений воссоздают воспоминания Тютчева о прежней влюбленности.


Чтение стихотворения ( Кириллова.):


Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мглистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолётом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
Над нами пролетала тень.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной.


Ученик(Аллакина): Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьез подумывать о женитьбе. Но по настоянию родителей, Амалия дала согласие на брак с Крюденером. Тютчев был убит горем .
И все-таки судьба ещё дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. Самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной.

Прогулки с графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом.

Слово аналитикам. (Романс - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением. Красота слова и красота музыки соединяются вместе и неотразимо воздействуют на душу человека. (Словарь Ожегова).

Запись - воспоминание об этой встрече.


В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Эмилии Элеоноре Петерсон.


Чтение стихотворения (.):


Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, -
Как ночью на небе звезда…

Что могут сказать аналитики?

«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда… она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.


Учитель: Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года после нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».


Чтение стихотворения ( Аллакина..):

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны -
Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;
И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг ветер благовонный
В окно на нас пахнет…
Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.
Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…
Так мило - благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была

Ученик (Викулов). После смерти первой жены - на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства. Эти звезды - две женщины - Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева - Нести и Лёля.

Ученик (Чудасова) Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за одним, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и также машинально, словно механическая заведенная кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие листки. Они корчились в пламени, пока черными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы. Так родилось стихотворение.

Она сидела на полу ()
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне.
Как от присущей милой тени.

Ученик (Пустобаев) Когда Федору Ивановичу было 47 лет, началось его новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. «Денисьевский цикл» - вершина любовной лирики Тютчева.


Чтение стихотворения ( ):
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней.
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней.
Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе бродит сиянье.
Помедли, помедли вечерний день,
Продлись, продлись очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность.
О, ты последняя любовь...
Ты и блаженство, и безнадежность.


Ученик.(Москалёва)

В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям - эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Чтение стихотворения (Москалёва Д.):


О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей

Ученик (Быстрова)

В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» - последнее из произведений «денисьевского цикла».Чтение стихотворения

Ученик (Хаметова) Смерть Е.А. Денисьевой вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихотворениях этого периода.
Чтение стихотворения ( Хаметова Л..):

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня.
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Учитель: Ф.И. Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства - любви.

Первая группа поставьте себе баллы по первому этапу.

История вторая. Музы А.А.Фета


Ученик(Москалёва): А.А. Фет так же, как и Тютчев воспевает это прекрасное чувство в своих стихотворениях. Любовь - это объединяющее людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека. Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье..» мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано состояние упоения счастьем.
Чтение стихотворения (Агавердиева Л):


Шепот сердца, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Ученик (Ломов) В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. До самой смерти поэт помнил о ней.

У аналитиков есть, что добавить? Воспоминание сестры.
Ученик (Найдёнова) Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта - это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним.Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды. Она также глубоко трагична. Чувство любви - это не только радость, , но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.

Чтение стихотворения (Мартынова)

Ты отстрадала, я еще страдаю…
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, ночных лучей, -
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном твоих очей!
Очей тех нет - и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в небытие!

Ученик (Рубцов)Любовь Фета - это костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа. Поэзия поэта - это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он пережил душевное потрясение. Лирика Фета становится памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания .

Чтение стихотворения: ( Рубцов.)

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать
Пройдет ли обморок духовный.
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была -
Ты, ты мое земное провиденье!..

Вторая группа не забудьте об оценке.
Учитель:

Природное и человеческое в слиянии дают гармонию, чувство красоты. Лирика Фета внушает любовь к жизни, к ее истокам, к простым радостям бытия. Этому подтверждением является стихотворение «На заре ты ее не буди», ставшее впоследствии известным романсом. Мы послушаем сейчас один куплет этого романса в исполнении… А вас я попрошу положить перед собой руки, закрыть глаза, представить красоту утренней зари. Звучит романс.

Учитель. Любовь для Тютчева и Фета - основной мотив творчества, источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым. Но всё же они разные люди, и в их поэзии есть сходство и различие во взглядах на это чувство.

Давайте на примере сравнительного анализа стихотворений попробуем выявить эти сходства и различия.( работа с таблицей)

-Что у вас получилось?

-Теперь добавьте в таблицу прилагательные- определения, которые мы назвали в начале урока.

Что нам скажут аналитики о значении слов роковая любовь?

Как вы думаете, к творчеству какого поэта больше всего подходит этот термин?

Учитель. Любовь - это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. "Любви все возрасты покорны".
Это прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым. Любовная лирика дает нам возможность проникнуть в глубину души и понять взгляды поэта.
«Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды.И сейчас, через века, мы читаем прекрасные стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, восторгаемся силой их любовного чувства. Я желаю вам в жизни испытать такое чувство, чтобы оно переполняло вашу душу. И как сказал Э. Асадов.

Какой же любви ей надо, какой?

Ей хочется крикнуть: любви звездопада.

Красивой-красивой, большой-большой,

А если я в жизни не встречу такой,

Тогда мне совсем никакой не надо.

Мы с Дашей приготовили вам сюрприз: послушайте романс на стихи А.А.Фета, и вам творческое задание: выразить свои чувства об уроке с помощью синквейна.

Спасибо. Молодец! Я очень рада, что в нашей школе умеют ценить не только молодёжные клипы, но и великолепный жанр песенного искусства - романс.

Зачитывают синквейн.

Итак, сбылись ли ваши ожидания?

Что думают аналитики о работе групп на уроке?

Оценочный лист вы сдаёте мне.

Д.З. 1. Выразительное чтение одного стихотворения и устный анализ. 3 б.

2. Сочинение-миниатюра о любви с аргументами. - 5б.

3.Письменный анализ одного из стихотворений поэтов, с анализом художественно - выразительных средств. 4 б.

Спасибо за урок.









© 2010-2022