Разработка урока литературы по теме Рассказы И. Бунина о любви

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рассказы И.А.Бунина о любви.


Цели: продолжать выяснять основной пафос творчества писателя; анализируя рассказы о любви из цикла «Тёмные аллеи», развитие умения интерпретации художественного текста обратить внимание на подчёркивание духовной значимости любви, на эмоциональную напряжённость, ритмический строй прозы; дать культурологическое обозрение рассказа «Чистый понедельник» и эпохи, запечатленной в данном произведении; учить самостоятельно анализировать, делать собственные выводы; воспитывать трепетное отношение к высшим человеческим чувствам.

Эпиграф к уроку:

Там, где я стою, не может быть грязно.

И.Бунин.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание и мотивация

  3. Вступительное слово учителя.

-9 ноября 1933годастало известно, что И.А.Бунин, последний из русских классиков дореволюционной литературы,стал нобелевским лауреатом за «правдивый артистический талант, с которым он воссоздал типичный русский характер в художественной литературе».

Проблема куска хлеба на какое-то время отступила назад, и стал писатель жить тихой и сосредоточенной жизнью. Но в 1940годувсё переменилось. Франция вступила в войну, и пришлось бежать сначала в Ниццу, затем в Грасс. И чем настойчивее история вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчёркнуто культивировал он в себе русского писателя, призванного кристаллизировать главные сюжеты, главные темы родной литературы. Так появилась книга «Тёмные аллеи», которую критики называют энциклопедией любви, ибо это единственная в русской литературе книга, в которой всё о любви. Тридцать восемь новелл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов. Бунин очень любил эту книгу. «Тёмные аллеи»,- писал он, -считаю, может быть, самой лучшей книгой в смысле статности, живости и вообще литературного мастерства».

Для героев Бунина чувство любви - главное в жизни. Любовь, считает писатель, как ослепительная вспышка, озаряет души влюблённых, но вечно она продолжаться не может, т.к. требует высочайшего напряжения духовных и физических сил.

Я просила вас поделиться впечатлениями о прочитанном. Обратимся к рассказу «Руся».

Выступление учащегося. Выступление под «Лунную сонату» Бетховена.

-Как вы думаете, почему фраза: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет»,- сказана на латыни?

-Во многих рассказах писатель возвышал любовь. По его мнению, прекрасно только то чувство, которое естественно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил, как и в природе, подлинный гимн. Вот сейчас мы послушаем историю людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь.

Беседа по вопросам, предложенным к рассказу «Солнечный удар».

Выводы: таким образом,по мнению Бунина, любовь - «краткий гость на земле», любовь у героев «Солнечного удара» счастливая настолько, что продлись это знакомство ещё один день (и оба героя знают это), то любовь, осветившая всю их серую жизнь,тотчас покинула бы их, перестала бы быть «солнечным ударом».

- Весь сборник называется «Тёмные аллеи», но там есть и рассказ под таким названием.

- Может быть, кто-то дал свою интерпретацию?

4. Проверка домашнего задания. Анализ

- По мнению Бунина, любовь - высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление её духовной значимости не остаётся безнаказанным; герой, как мы видим, несчастлив всю свою жизнь.

Интересно то, что название этого рассказа и сюжет возникли у Бунина под влиянием стихотворения Николая Платоновича Огарева «Обыкновенная повесть». Это частое явление в искусстве: одно произведение порождает другое. Но это стихотворение полностью повлияло на появление рассказа. Сюжеты в них различны, и идейно - эстетические системы разные. В этом вы сейчас можете убедиться.

В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Бунин вовсе не рассказывает разные любовные истории, а создаёт мозаичную картину, где каждое звено самостоятельно и вместе с тем необходимо для воссоздания общего состояния мира. Индустриальный век несёт разрушение духовных ценностей, в такой атмосфере гибнет не только душа, но и унижаются данные человеку природой прекрасные чувства.

Герои «Чистого понедельника» богаты, здоровы, хороши собой, молоды, казалось бы, что ещё нужно для счастья? Почему же героиня ушла в монастырь? Что спасает её в жизни?
Рассказом-загадкой многие исследователи называют «Чистый понедельник». Сам автор отводил этому произведению особое место не только в творчестве, но и в жизни.

Рассказ об истории создании «Чистого понедельника».
Обсуждение с учащимся ( рассуждение, размышление по вопросам)
- Что вы думаете о названии рассказа?
( Чистый понедельник - начало Великого Поста. Символика названия, привязка к сюжету. Проигрывание духовной сути поста на макро- и микроуровня. Начало очищения через испытание. Духовное перерождение героини. Может быть, и России…)
- Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе?
(Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои - воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты).
- Чем занимаются герои? Что скрывается за внешними событиями в рассказе?(Цитаты).
- Когда нам открывается другая, внутренняя жизнь героини?(Цитаты)


Культурологическое содержание произведения.*
(Древнерусская литература и модернизм, театральная жизнь Москвы, архитектурный облик города, празднование Масленицы как фон развития событий, чеховская тема, тема православия и язычества…)

Тезисы-выводы:
- героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;
- в рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;
- уход героини в монастырь - поиск красоты и обретение смысла жизни;
- у героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.
Беседа учителя с учениками.
Тезисы и вопросы:
- Я думаю, что и автор хотел утвердить то, что чувство родины, любовь к ней превыше всего остального. Согласны ли вы с этим?
- Бунин размышляет о духовном пути России. Приведите доказательства из текста.
- Героиня пытается очистить свою душу в обращении к духовному опыту прошлого. Там она находит красоту и гармонию. (Использование звукозаписей). Почему?
- Может, это символический совет автора, и даже его завет всей России? Анализ заключительного эпизода рассказа.
Вопрос.
- Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году?
Тезисы обсуждения.
- Россия на пороге страшных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война. Сталинский режим, надругательство над историей и прошлым…
- Может быть это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России…
- Показывая любовь и расставание героев, Бунин размышляет над историей своей родины.

Слово учителя и обсуждение.
Вывод.
«Чистый понедельник» Бунина - рассказ не только о любви, но и о России.
Домашнее задание:

сочинение (доказательство или опровержение данного вывода)

Прочитать рассказ

© 2010-2022