Конспект урока Несклоняемые имена существительные (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Несклоняемые имена существительные».

Возраст обучающихся - 6 класс

Название предмета - русский язык

Авторы УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.

Вид урока - урок постановки учебной задачи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные.

Планируемые результаты:

1) Личностные УУД: способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

2) Познавательные УУД: способствовать формированию представления об особенностях несклоняемых имён существительных, поиск и выделение необходимой информации.

3) Коммуникативные УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

4) Регулятивные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; того, что еще будет новым и интересным.

Оборудование:

1.Карточки для работы в группах.

2.Презентационное сопровождение урока.

3.Компьютер, проектор.

4. Рабочие листы для учащихся.



№ п/п

Этапы занятия

Задача

Содержание этапа занятия

Деятельность обучающихся

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках?

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных?

Эмоциональный настрой учащихся; осознают учебно-воспитательную задачу; планируют деятельность; учатся слушать и понимать.

    .Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

    -Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайды)

    Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

    И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

    Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

    А вернее - я и ты без кашна и без пальты,

    Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол

    И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

    Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

    Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

    Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

    В гардероб пора бежать - будут польта выдавать!

    - Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

    - Все значения слов вам понятны? (Слайды)

    кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка,

    какаду - птица отряда попугаев с хохолком на голове,

    кашне - шейный шарф,

    пенсне - род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

    манто - широкое дамское платье.

    фойе - помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

    - А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) (Слайд 8)

    Выполняют учебно-познавательные действия; высказывают и обосновывают свою точку рения.

      Выявление места и причины затруднения.

      Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия.

      Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

      - Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

      (Слайд )

      А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

      Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

      В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

      Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

      Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

      (Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк») (Слайд )

      -Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)

      Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях. Укажите падежи у этих существительных.

      (Слайд )

      (Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

      В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

      Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

      Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

      -Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

      Запись темы в тетрадях.

      -Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.)-широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова

      -Большинство существительных изменяется по падежам и числам. Допустим: стол (И.п., ед.ч.), столами (Р.п., мн.ч.), столу (Д.п., ед.ч.) и так далее. Но не все существительные изменяются по падежам (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как пианино, кашне, кофе, какао, метро и прочие. Все эти слова иноязычные, в основном - французские, в которых ударение - на последнем слоге. Депо - ударение на последнем слоге, плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных.

      - Вторая группа - иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» - язык не повернётся). Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко.

      -Слова Черных, Руденко, Живаго - относятся к третьей группе. Это русские несклоняемые фамилии.

      - А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ - сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) - это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.

      Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.

      Осознают свои трудности, стремятся к их преодолению; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; осознают недостаточность своих знаний; задают вопросы с целью получения информации.

        Построение проекта выхода из затруднения.

        Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

        Игра «Как аукнется, так и откликнется»

        Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.

        - Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

        - эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

        Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп.

        Задание на карточках:

        Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.

        В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

        Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

        Извлекают необходимую информацию; систематизируют знания; строят монологическое высказывание, осуществляют совместную деятельность.

          Реализация построенного проекта.

          Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

          Вывод в учебнике. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов.

          -Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры. (Слайд)

          Колибри, кенгуру, шоссе,

          Фламинго, пони, шимпанзе,

          Какао, кофе, домино,

          Алоэ, радио, кино,

          Такси, метро, купе, пальто,

          Кашне, кафе, трюмо, манто,

          И какаду, драже, пари,

          И интервью, рагу, жюри,

          И пианино, и фойе,

          Пюре, бюро и ателье -

          Ты все слова запоминай,

          Но никогда их не склоняй!

          -Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется.

          -Мы осмотрели все вольеры с животными. А не отправиться ли нам в путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать, но можно.

          Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

          - Цель нашего путешествия - поиск слов. Какие это слова?

          (Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные)

          - Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные- географические названия. Упражнение в учебнике.

          Читают и слушают, извлекая нужную информацию; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

            Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

            Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

            1.Найти третье « лишнее»

            а)какао, пальто, повидло

            б)бра, трава, халва

            в)интервью, ручью, тишью

            2.Какую букву нужно вставить?

            а)по ради…

            б)без пальт…

            в)на пианин…

            г) о кин…

            3.Укажите несклоняемое существительное:

            1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия

            4.Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в родительном, творительном и предложном падежах.

            Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз.(Слайд)

            Усваивают новые виды деятельности, осознают собственные ошибки; осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

              Самостоятельная работа с самопроверкой.

              Применение нового знание в типовых заданиях.

              Работа по учебнику (упражнение учитель выбирает индивидуально).

              Самостоятельно формулируют цель, осуществляют поиск необходимой информации.

                Включение в систему знаний повторение.

                Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

                Исправь речевые ошибки

                работа в группах

                I-- -II группа

                По утрам я выпиваю по две чашки какау. Из депа выехал трамвай.

                II -III группа

                Я укрыл щенка старым пальтом. Мы рассказывали о кине

                IV - V группа

                Я доволен кофем. Метром я добрался до дома.

                (Слайд)

                -Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

                -Как называются такие имена существительные?

                -Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

                -В каком словаре можно узнать значение слова?

                -Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

                Приобретают умения использовать знания в практической деятельности, используют анализ, синтез, обобщение и систематизацию.

                  Рефлексия УД.

                  Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

                  - Что нового узнали?

                  - Какие трудности у вас появлялись во время работы?

                  -Как вы их преодолевали?

                  - Всем спасибо за урок.

                  Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки, высказывают собственную точку зрения.




                  © 2010-2022