Урок русского языка Анализ нализ художественного текста

Тема: «Чудная картина, как ты мне родна…» А.Фет(Подготовка к сочинению-описанию) Тип: повторительно-обобщающий урок. Вид: урок-анализ текста, подготовка к сочинению-описанию. Технологии: элементы технологии проблемного и развивающего обучения, исследовательский метод. Обучающие цели: - дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы - показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа - познакомить с ролью прилагательных в описании природы - научить п... Ребята, посмотрите вокруг. Какая прекрасная погода! Пусть он, м.б. , не совсем удовлетворяет нас. Как необыкновенно красиво вокруг: снег покрывает землю, деревья – все что нас окружает. А ведь совсем недавно светило солнышко, зеленела трава, весело и неугомонно щебетали птицы. Чтобы ощутить, сколько изменений происходит в природе, надо очень внимательно всматриваться в окружающий нас мир, понимать его, слиться с ним воедино. У Константина Георгиевича Паустовского есть прекрасные слова давайте и... Ребята, посмотрите вокруг. Какая прекрасная погода! Пусть он, м.б. , не совсем удовлетворяет нас. Как необыкновенно красиво вокруг: снег покрывает землю, деревья – все что нас окружает. А ведь совсем недавно светило солнышко, зеленела трава, весело и неугомонно щебетали птицы. Чтобы ощутить, сколько изменений происходит в природе, надо очень внимательно всматриваться в окружающий нас мир, понимать его, слиться с ним воедино. У Константина Георгиевича Паустовского есть прекрасные слова давайте и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Чернухинская СОШ»















«Чудная картина, как ты мне родна…»

А.Фет























Урок-анализ художественного текста (6 класс)

Учитель Донскова Г.Н.







Тема: «Чудная картина, как ты мне родна…» А.Фет (Подготовка к сочинению-описанию)

Тип: повторительно-обобщающий урок.

Вид: урок-анализ текста, подготовка к сочинению-описанию.

Технологии: элементы технологии проблемного и развивающего обучения, исследовательский метод.

Обучающие цели:

- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы

- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа

- познакомить с ролью прилагательных в описании природы

- научить понимать роль описания в повествовании

Развивающие: развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного

Оборудование: учебник, дидактический материал, схемы анализа текста, словарь, иллюстрации разных видов пейзажа, картина В.А. Липатова «Одинокая сосна»

Ход урока

п/п

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Вступительное слово учителя:

-Ребята, посмотрите вокруг. Какая прекрасная погода! Пусть он, м.б. , не совсем удовлетворяет нас. Как необыкновенно красиво вокруг: снег покрывает землю, деревья - все что нас окружает. А ведь совсем недавно светило солнышко, зеленела трава, весело и неугомонно щебетали птицы. Чтобы ощутить, сколько изменений происходит в природе, надо очень внимательно всматриваться в окружающий нас мир, понимать его, слиться с ним воедино.

У Константина Георгиевича Паустовского есть прекрасные слова давайте их прочитаем.



Слова К.Г.Паустовского:

-В природу надо входить , как входит каждый, даже самый слабый звук в общее движение музыки. Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние. Наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой, и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышления о прожитой жизни.

-Ребята, о чём это высказывание?

- Сегодня на уроке мы попытаемся соприкоснуться с окружающим миром и выразить к нему своё отношение.

-Природа, окружающая нас, сама создает настроение.

Мы должны её понимать , ощущать её влияние на нас, любить, беречь…

2.

Введение понятия «пейзаж».

-Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж», определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт. Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

Зима всю землю в снег одела,

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями елки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.

- Что такое пейзаж? Прочитайте об этом в учебнике

- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?

- Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?

- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?

3.

Посмотрите на картину учителя нашей школы В.А.Липатова»Одинокая сосна»

- Опишите, что вы видите, постарайтесь уловить состояние автора картины, его отношение к тому, что он изобразил кистью и красками, и передайте это словами.

- Дети описывают картину.

4.

Анализ текста.

Цель: отработка речеведческих, правописных навыков

А вот как выразил своё отношение к предмету изображения мастер художественного слова Ю.Нагибин.



-Прочитайте текст (про себя, выразительно вслух), попробуйте на его примере понять, что хотел передать автор, что он увидел примечательного в изображаемом, почему именно на это дерево обратил внимание авто.

-В словаре найти толкование слов СОБОР, ЧЕХОЛ, ШАТЁР(инд.зад.)

У каждого на столе отрывок из рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб»

…Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

- Описывается большой дуб, стоящий посреди леса.

-Это дерево поразило его, восхитило своей красотой, величиной, богатырскими размерами, могуществом

5.

-Докажите, что это текст, определите тему, осн. Мысль, выпишите ключевые слова.

- Это текст, т.к. предложения тесно связаны по смыслу. Содержание посвящено теме изображения зимнего дуба, оно достаточно полно. Это позволяет озаглавить текст.

-Осн. мысль - величие, могущество дуба.

-Смысловая цельность создаётся благодаря однотематической лексике- ключевым словам: лес, раздался, огромный, величественный, дуб, деревья расступились, развернуться, сила, раскинулись, толстый ствол, листва…

67.

-Определите средства связи между предложениями.

-Порядок следования предложений довольно строгий, предложения нельзя поменять местами, т.к. нарушится логика содержания. Предложения связаны цепной и параллельной связью:

1-й абзац - м/у 1-м и 2-м предложениями связь параллельная: в каждом предложении говорится о своем;

м/у 2-м и 3-м - цепная: во2-м - дуб, в 3-м- старший собрат.

2-й абзац - связь параллельная:

в 1-м предложении говорится о ветвях,

во 2-м - о стволе,

в 3-м - о листве.

М/у абзацами связь цепная:

В 1-м абзаце гов. о дубе, 2-й абзац начинается с местоимения ЕГО.

7.

-Определите тип речи и стиль текста.


-Чем отличается художественный стиль?

-Какие эмоционально выразительные средства использовал Нагибин в тексте?

-Вспомните, что такое олицетворение, найдите олицетворения в тексте.

-Найдите в тексте глаголы с приставками РАЗ- РАС

-Какое значение придают данным глаголам приставки? Почему Нагибину нужны были глаголы именно с таким значением?

- Что такое эпитет? Найдите эпитеты в тексте.

-Белый цвет, кроме цвета, на что ещё указывает?

-Подберите синонимы к данным определениям

-как характеризуется дуб с помощью этих эпитетов?

-Такой художественный приём называется градация.

-Найдите ещё эпитеты(толстый ствол - это эпитет?)

-Какой он толстый?

-Как вы это понимаете?

-Значит, ствол не просто толстый, а очень толстый…

-Повлияла ли его толщина на ваше восприятие? Поэтому это эпитет.

- Такие выражения, как серебряные нити, шёлковые ресницы, золотое утро выполняют одновременно функцию эпитетов и метафор. Называются они метафорическими эпитетами.

- Что такое сравнение?

-Найдите сравнение в тексте

-Словарь - слово собор.


-Что такое шатёр?


-Что такое метафора?

-Найдите метафоры в тексте.

-Почему в одеждах?

- почему листья в чехольчиках?




-Почему не в чехлах, а в чехольчиках?

-Что такое инверсия?

-Найдите инверсию в тексте

-Тип речи - описание, т.к. даны одновременные признаки картины стоящего посреди поляны могучего дуба.

- Стиль художественный, т.к. цель текста- воздействие на читателя. С помощью художественно выразительных средств нарисован образ величественного дуба.

-Эмоциональностью, образностью, выразительностью.

- Олицетворения (обогнула тропинка, раздался лес, стоял дуб)

-(деревья)расступились, развернуться, (ветви) раскинулись

-Приставки РАЗ и РАС придают глаголам значение увеличения объёма, пространства.

Эпитет- эмоциональное, образное определение(в белых, сверкающих (одеждах, огромный,величественный, большой);

-Чистота, свежесть, праздничность.

-Качество возрастает от малого к большому.

Градация - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства, качества в процессе, в развитии(от малого к большому и наоборот).

-Глубокие морщины - глубокие потому, что дуб старый, мощный, у дуба почтительный возраст.

-В три обхвата

-Показывают, раскинув руки


-Эпитеты: снежные чехольчики

- серебряными нитями- это и эпитет, и метафора


-Сопоставление одного предмета с другим-сравнение.

-Дуб величественный, как собор

- Собор- многозначное слово:

1-е значение - собрание, съезд(устав)

2-е значение - главная или большая церковь в городе, монастыре.

-В тексте употребляется во 2-м значении: величие дуба сравнивается с собором- главной церковью, чтобы показать величие, красоту.

-Словарь: шатёр- многозначное слово:

1-е значение - большая палатка, крытая тканью, ковром

2-е значение -высокая, пирамидальная крыша колоколен, церквей

-В тексте употребляется во 2-м значении, чтобы показать, что ветви дуба заняли всю поляну.

-Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству.

-Дуб в белых сверкающих одеждах.

- Стать другим, более красивым помогают одежды. Здесь автор надел на дуб белые, сверкающие одежды.

-Словарь.

-Чехол- многозначное слово:

1-е значение - покрышка из мягкого материала, сделанная по форме предметаи защищающая его от загрязнения, влаги.

2-е значение- род нижней одежды, надеваемой под прозрачное платье

В тексте употребляется в 1-м значении:

Снег на листочки насыпался маленькими горками, как будто 1) одел каждый листочек, 2) обезопасил его от внешних воздействи. и

Дуб с листьями в снежных чехольчиках приобрёл совсем другой вид: свежий, праздничный.

- Автор использует уменьшительно-ласкательный суффикс, чтобы передать своё отношение к данной картине.

- Инверсия- нарушение последовательности речи, придающее фразеновый выразительный оттенок.

-Огромны и величественный, как собор, стоял дуб.

-Инверсия используется для того, чтобы акцентировать наше внимание на предмете изображения, дубе. Его автор поставил в конец предложения.

8.

-Какой напрашивается вывод из данного анализа художественно изобразительных средств?

-как же мы озаглавим текст?

-С помощью художественно изобразительных средств автору удалось создать удивительный образ дуба.

-Величественный дуб

-…

9.

Обратимся к синтаксису

(Дети делятся на 4 варианта - каждому варианту для анализа предлагается своё предложение)

- Учащиеся в тексте находят грамматические основы, разбирают по членам предложения, рисуют схемы, объясняют постановку знаков препинания:

1 вариант - 1-е предложение

2 вариант - 3-е предложение

3 вариант - 5-е предложение

1 вариант - 6-е предложение

10.

-Какие орфограммы встречаются в тексте?

-Безударные гласные в корне

-приставки на З, С.

-…

11.

Слово учителя: смотрите, как можно с помощью слова нарисовать прекрасную картину. Закрыв глаза, сможете ли вы представить себе этот зимний дуб?

12.

А теперь сами попробуйте побывать в роли художников слова:

1-я группа- предлагаемую основу текста обогатить художественно изобразительными средствами, так, чтобы создать образ.(Дети должны написать текст с более глубоким, красивым содержанием.

2 группа - даны ключевые слова. Опираясь на них, создать свой текст.

Тексты художественного стиля, тип речи описание.

1 группа - основа текста

Спряталось солнце.Тучи заволокли небо. Начался дождь. Акация плачет. Дерево постарело, молит о солнце.

2 группа- ключевые слова

Зима, солнышко, морозец, снежок. лыжи, опушка, берёза, крошки-ёлки, одеяло, свежесть, красота, ощущение, лёгкость, новизна, торжественность.

Тексты зачитать

13.

Д.З.: написать небольшое по объёму сочинение в художественном стиле. Зависимости от того, что вы будете описывать, конкретизируйте тему описания, озаглавьте свой текст.Готовясь к работе, обязательно наблюдайте за тем, что вы решили описать.

Примерные темы сочинений:

Морозные узоры на моём окне

Каким я видел снег

Берёзка в снегу

Яблоня в зимнем наряде

Слёзы на снегу



© 2010-2022