Таблицы как эффективный метод формирования смыслового чтения и работы с текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Методическая разработка







Таблицы как эффективный метод

формирования смыслового чтения и

работы с текстом






Автор: Н.Н.Ковалик,

учитель русского языка и

литературы

МБОУ «СОШ № 11» г. Абакана








Абакан, 2016

Аннотация

Методическая разработка «Таблицы как эффективный метод формирования смыслового чтения и работы с текстом» посвящена одной из актуальных проблем обучения современных школьников. В ней раскрывается важная роль в формировании осмысленного чтения такого методического приёма как таблица. Данная работа отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Разработка может быть интересна учителям литературы. Здесь они могут увидеть как теоретический материал по изучению применения одного из методов технологии развития критического мышления и практическую часть, в которой представлены примеры использования различных видов таблиц на уроках литературы в 7 классе.









Введение

Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан)

заботиться о своем интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом,

в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ

своего интеллектуального развития - чтение.

Д.С. Лихачев



В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», характер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе. В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности. Познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Технология критического мышления способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. В связи с этим понятна важность работы над формированием смыслового чтения и работы с текстом.

Цель методической разработки: описание методики использования элементов современной педагогической технологии - технологии развития критического мышления.

Основные задачи:

  • раскрыть суть работы с таблицами на уроках по формированию смыслового чтения;

  • разработать необходимый дидактический материал для внедрения на уроках литературы;

  • выявить преимущества данного метода;

  • определить результаты деятельности учащихся.

Основные положения технологии развития критического мышления

Обучение чтению в школе играет важную роль в дальнейшей социализации, самоопределении ученика. Но на современном этапе развития общества недостаточно просто уметь прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. В связи с этим появляется новый термин - функциональное чтение или смысловое чтение. Смысловое чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Известно, что процесс чтения состоит из трех фаз. Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Организовать такую работу над текстом помогает технология критического мышления.

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

  • Стадия вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

  • Вторая стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.

  • Третья стадия - рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.

Мы остановимся подробно на такой методике работы с текстом как таблицы.

Таблица - метод структурирования текста на стадии осмысления и переработки информации, результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк.

Представляем вашему вниманию примеры использования различных таблиц на уроках литературы в 7 классе, предлагаемых технологией критического мышления, как способа переработки и осмысления информации. Чаще всего этот метод используется на этапе осмысления, за которым следует третий этап - формулировка собственных мыслей и представлений по теме.

1. Сводная (сравнительная) таблица. Наиболее распространенный вид таблицы, он используется, когда необходимо систематизировать информацию, провести параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто. Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам.

Данная работа позволяет развивать у ребят, помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.

Приведем примеры таких таблиц.

Вступление к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Что было «прежде»

Линия сравнения

Что стало «ныне»

(через 100 лет)

«Стоял он, дум великих полн»

местность

«…юный град…вознесся пышно, горделиво»

«Пред ни широко река неслася»

река

«В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами»

«По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там»

строения

«Громады стройные теснятся дворцов и башен»

«И лес… кругом шумел»

природа

«Темно-зелеными садами ее покрылись острова»

«…прежде финский рыболов… бросал в неведомые воды свой ветхий невод»

торговые отношения

«корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся»

В результате такого самостоятельного анализа ученики осознают значимость деятельности Петра 1. Но это лишь начало работы. На уроке после комментирования домашнего задания начинается работа с таблицей «ЗХУ».

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба

Остап

Линия сравнения

Андрий

«Это были два дюжие молодца», «крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос», «двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом»

Внешность

«Это были два дюжие молодца», «крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос»

«…в первый год еще бежал», «четыре раза закапывал он свой букварь в землю», «начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими»

Учеба

«он учился охотнее и без напряжения»

Во время учебы «редко предводительствовал другими»

Лидерские качества

«Чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия»

«считался всегда одним из лучших товарищей», «никогда, ни в коем случае, не выдавал своих товарищей», «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время», при наказании «отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, не думая просить о помиловании»

Характер

«имел чувства несколько живее и как-то более развитые», «с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания», «он также кипел жаждой подвига, но душа его была доступна и другим чувствам»

«Остапу,казалось, на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела», «он в один миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от нее… чтобы потом верней преодолеть ее»

В бою

«Другая натура у обоих, и другими очами глядят они на то же дело»

«Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое обдумывать, или рассчитывать, или измерять свои и чужие силы….а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, нанося всем удары и не слыша нанесенных»

«широкую силу качеств льва», «как плавающий в небе ястреб»

Сравнение

«понесся, как молодой борзый пес, быстрейший и молодший всех в стае», «пропал, пропал бесславно, как подлая собака»

«Остап выносил терзания и пытки, как исполин»

Патриотизм

«А что мне отец, товарищи, отчизна?.. Нет у меня никого! Никого, никого!», «Отчизна есть то, чего ищет душа наша… Отчизна моя - ты!»

А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге

Сказание о смерти Олега от коня

Песнь о вещем Олеге

В основе одно историческое событие

Х век

ХIХ век

Проза

Поэтическая форма

Изложение фактов краткое, сухое, без подробностей:

В балладе Пушкина раскрываются характеры героев. Повествование эмоциональное, проникновенное:

Олег княжил в Киеве

«вещий Олег»

«села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам»

«победой прославлено имя твое»

«и волны и суша покорны тебе»

«могучий Олег»

Кудесник

«вдохновенный кудесник»

«покорный Перуну старик одному»

«заветов грядущего вестник»

«мудрый старец»

«волхвы не боятся могучих владык»

«правдив и свободен их вещий язык»

А.С.Пушкин. Станционный смотритель

Притча о блудном сыне

«Станционный смотритель»

Блудный сын добровольно уходит из дома отца, получив благословение

Дочь уезжает тайно, случайно, без благословения отца

Сына никто не ищет

Отец разыскивает дочь в Петербурге

Ведет разгульный образ жизни

Дуня живет в городе богато, становится матерью

Сын возвращается домой нищим и голодным

Авдотья Семеновна не вернулась, а заехала, проезжая мимо

Отец с радостью встречает сына, устраивает праздник в честь возвращения

Станционный смотритель не дождался возвращения дочери

Примирение с отцом

Примирение невозможно, т.к. отец умер

2. Знаю. Хочу знать. Умею, сокращенно ЗХУ - интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Далее формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен смотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале.

Рассмотрим, как может быть построена работа в классе по произведению А.С.Пушкина «Медный всадник». Как упоминалось выше, учениками дома велась работа над вступлением к поэме. На этапе «Знаю» воспроизводятся знания, связанные с Петром 1 и его эпохой. Далее формируется познавательный запрос и фиксируется в графе «Хочу знать». На этом этапе ученики знакомятся с историческими сведениями и фактами или из рассказа учителя, или из подготовленного заранее учителем материала. Здесь же делается анализ сюжета всей поэмы и изобразительно-выразительных средств произведения. Постепенно заполняется графа «Узнал». Формулируются выводы. Ученики открывают для себя, что за интересами государства стоят судьбы простых людей.

Знаю

Хочу знать

Узнал

  • Медный всадник - памятник Петру 1.

  • Петр 1 построил на болотах и непроходимых лесах прекрасный город.

  • В поэме «Полтава» Петр представлен как идеальный военачальник, патриот своего Отечества.

  • В Петербурге было наводнение, которое унесло жизни многих людей


  • Зачем Петр затеял строительство города?

  • Что значат строчки:

-«отсель грозить мы будем шведу»,

-«в Европу прорубить окно»,

-«все флаги в гости будут к нам»?

  • Какова идея поэмы?


  • Победа над Швецией - выход России к морю;

  • строительство города и крепости - безопасность России;

  • налаживание торговых и культурных связей с Европой;

  • замысел был реализован ценой насилия над природой и людьми;

  • Идея: столкновение человека и природы, столкновение интересов простого человека и интересов государства.

3. ПМИ (Плюс - Минус - Интересно) - это один из приемов активной работы с текстом. Цель этого приема - формирование разнообразного отношения к тексту. Данный прием формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая ее смысла.
На стадии осмысления новая информация заносится в таблицу из трех граф: "П" - " плюс "; "М" - " минус "; "И" - " интересно ". По ходу чтения текста учебника или прослушивания рассказа учителя (а в старших классах прослушивания лекции) учащимся предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
"П" - информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер, известна ученику, вызывает у него положительные эмоции; факты, которые могут отвечать на вопрос "Что в этом хорошего?"
"М" - негативный характер, которая отвечает на вопрос "Что в этом плохого?", или все то, что у них отсутствует или осталось непонятным;
"И" - наиболее интересные и спорные факты или все то, о чем хотелось бы узнать подробнее.
В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов.
Эту же таблицу можно использовать и на стадии рефлексии. В графу "П" - " плюс " записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу "М" - " минус " записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу "И" - " интересно " учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Работа над осмыслением текста с использованием данного приема представлена на примере анализа «Повести о Петре и Февронии Муромских».

«П+»

Позитивный характер

«М - »

Негативный характер

«И»

Интересно

  • Петр убивает дьявола;

  • Феврония вылечивает князя;

  • Петр женится на дочери древолаза;

  • Феврония стала княгинею;

  • после изгнания Петр и Феврония возвращаются в Муром княжить;

  • княжили как «чадолюбивые отец и мать».

  • К жене князя Павла является дьявол;

  • покрывается язвами;

  • сначала Петр обманывает девушку;

  • бояре невзлюбили девушку;

  • похоронили в разные гробы.

  • Феврония силой женит на себе Петра, при этом живут долго и счастливо.

  • Петр не смог оставить свою жену ради княжения и решил покинуть Муром;

  • решили умереть в один день, Петр ждал Февронию, когда она закончит вышивку для соборного храма.

Можно использовать и другой вид этой таблицы - "ОКНО". Когда мы смотрим в окошко, видим много разного: и хорошего, и негативного, и интересного.

Тема

Плюс

Минус



Интересное

4. Стратегия «Дневник». Данная стратегия используется при самостоятельном чтении произведения. Оформление "Двойного дневника" следующее. Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному, учитель может договориться с учащимися о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту.

В качестве примера представим таблицу, заполненную ученицей при чтении летом повести Л.Толстого «Детство».

Цитата

Комментарий

«Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми кого я люблю?»

К сожалению, когда люди вырастают, чаще проводят время на работе, а не с теми, кого любят!..

«Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно»

Улыбка связана с положительными эмоциями, она обязательно должна украшать лицо человека!

«…помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, - тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка… Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

Часто мы не думаем о чувствах близких нам людей, но хотим, чтобы думали и помнили о наших.

«…своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка: пора идти спать». Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь»

Счастливый ребенок!

«Я презирал себя за то, что не испытываю исключительно одного чувства горести, и старался скрывать все другие; от этого печаль моя была неискренна и неестественна»

Я тоже иногда ловлю себя на том, что бываю не до конца искренна.

Данная таблица может быть дополнена еще одной графой «вопрос учителю». Другой вариант ведения дневника представлен ниже.

М.Ю.Лермонтов. Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Герой

Какой он в произведении?

Что меня заставило думать так? Мои наблюдения, мысли.

Иван Грозный

  • Суровый,

  • грозный,

  • любит своих опричников, им все прощается,

  • несправедлив к купечеству, видит их предателями.

  • Даже природа его боится: «Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие»;

  • грозный вид: «нахмурил царь брови черные», «очи зоркие», «словно ястреб взглянул», «об землю царь стукнул палкою, и дубовый пол на полчетверти он железным пробил наконечником»;

  • дает Кирибеевичу «дары драгоценные» для сватовства;

  • не узнал истинной причины убийства Кирибеевича

Опричник Кирибеевич

  • Верен царю,

  • влюбленный,

  • печальный,

  • эгоист,

  • отчаявшийся.

  • рассказывает царю о своей печали, но скрывает подробности;

  • на пустынной улице пристает с ласками к Алене Дмитриевне, замужней женщине, позорит всю ее семью;

Купец Калашников

  • честный,

  • строгий,

  • хороший муж,

  • защитник,

  • христианин.

  • Любит свою семью, дорожит репутацией, и это заставляет его пойти на месть;

  • живет по христианским заповедям, но в то же время нарушает их, идя на убийство: «не на то перед святыми иконами мы с тобой, жена, обручалися…», «а родился я от честнова отца, и жил я по закону Господнему»

Алена Дмитриевна

  • красивая,

  • честная,

  • верная,

  • преданная

  • честно рассказывает мужу о происшествии, просит милости и защиты у него: «опозорил он, осрамил меня, меня честную, непорочную», «ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам в поругание»



5. Таблица-синтез. При работе с таблицей такого вида развиваются аналитические способности учащихся. Ниже приведен пример составления такой таблицы по теме «Былины». Первая колонка заполняется перед чтением статьи «Былины», учащиеся высказывают предположения, о чем они могут узнать. После прочтения учебного материала, колонка дополняется, вторая заполняется. В третью записываются примеры при чтении былины «Вольга и Микула Селянинович».

Ключевые слова

Определения

Примеры из былины

Время создания

Не определено. Былины передавались от предков вместе с обычаями и обрядами.

Былины

Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Вольга

Микула Селянинович

Место действия

Киев, Чернигов, Ростов, Муром и др. города, гридницы, площади, княжеские дворы.

«Поехали к городам за получкою»

Особенности содержания

- торговля;

- красота и широта Русской земли;

- черты древнего быта и жизни;

- жилище и одежда;

-думы и чувства народа;

- единое сильное государство;

- патриотизм;

- дела и события повседневной жизни;

- будничный труд крестьянина.



-«сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «кафтанчик черна бархата», -«собирал себе дружинушку хоробрую»,

-«Услыхали во чистом поле оратая», «…а бороздочки он да пометывает, а пенья-коренья вывертывает…», «он брал сошку одной рукой»

Особенности композиции

-Зачины,

-концовки,

-повторы,

-преувеличения,

-постоянные эпитеты.

-«Когда воссияло солнце красное…»;

-«А я пива наварю да мужичков напою…»;

- «как орет в поле оратай», «тут проговорил…»;

- целая дружина не может сошку из земли выдернуть; положил тысячу мужиков;

-дружинушка хоробрая, чисто поле, добрый конь и др.

Исполнение

Грандиозность образов, торжественный тон.

Стих приспособлен для передачи живых разговорных интонаций. Пение сопровождалось игрой на гуслях.

Значение былин

Осуществляется связь времен древней Руси и нашей эпохи

6. Концептуальная таблица. Наиболее распространенный вид таблицы, он используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

М.Ю.Лермонтов. Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Ключевое слово

Толкование

Видение Кирибеевича

Видение Калашникова

Любовь

Чувство глубокой привязанности, преданности кому-либо, основанное на общности интересов, идеалов.

Страсть, болезнь, преследующая человека постоянно.

Ответственность, забота, защита.

Свидание

Заранее условленная встреча двух влюбленных

Шаг отчаяния

Позор, посягательство на честь жены и семьи в целом

Кулачный бой

Вид забавы на Руси

Возможность показать силу, прославить царя

Способ отмщения, способ вернуть семье утраченную честь, долг главы семейства.

Л.Толстой. Детство

М.Горький. Детство


Категории сравнения

Николенька

Алексей

Время создания

1852 год

Повесть автобиографичная

1913год

Повесть автобиографическая

Детство

Со смертью мамы заканчивается детство.

Со смертью отца начинается детство.

Социальная среда

Мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по правилам высшего света, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»

Живет в зажиточной крестьянской семье (крестьяне-отходники). Сам герой определяет среду, в которой живет, как «душный круг жутких впечатлений»

Воспитание

Когда княгина Корнакова высказывает мысль о том, что «чтобы что-нибудь сделать из ребенка, нужен страх», Николенька подумал: «Какое счастье…что я не ее сын».

Мнение бабушки противоположно: «Это очень хорошо, только скажите мне, пожалуйста, каких после этого вы можете требовать деликатных чувств от ваших детей?»

Сначала Алексей не понимает даже значения слов «высечь» и «пороть», т.к. его отец не позволял этого никому. Но в семье Кашириных другие правила: «…я никогда не видал, чтоб так били маленьких, и хотя здесь дядья щелкали своих то по лбу, то по затылку, - дети относились к этому равнодушно, только почесывая ушибленное место»

Атмосфера дома

Любовь, внимание, забота.


Главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных: «густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»
Атмосфера в доме Кашириных враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.
Бабушка: «Господу судить и наказывать, Ему, а - не нам!»

Близкие люди

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».

Алёша вспоминает о бабушке, как о «самом близком сердцу моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», Бабушка представляет собой полную противоположность деду: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому. Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания.

Дед учил по-другому: «Учись быть самому себе работником, а другим - не поддавайся! Живи тихонько, спокойненько, а - упрямо! Слушай всех, а делай как тебе лучше».

Второстепенные герои

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.

всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему

«В детстве я представляю себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая мою душу, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание - все-таки мед».

Влияние окружения

Автор показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка».


Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой»

Внутренний монолог (размышления главного героя) помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.

  • «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? Довольна ли?»

  • Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

  • Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

  • Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

  • Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

  • «Долго спустя я понял, что русские люди, по нищите и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.В бесконечных буднях и горе - праздник и пожар - забава; на пустом лице и царапина - украшение…»

  • «Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, все чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на все, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознания одиночества в этой серой, безжизненной чепухе».





7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий занятия. Из своего жизненного опыта все знают, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет». Чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их в технологии критического мышления называют «тонкими»), и те, на которые ответить определенно достаточно сложно («толстые» вопросы).

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто...

Дайте объяснение, почему...

Что...

Почему вы думаете...

Когда...

Почему вы считаете...

Может...

В чем разница...

Будет...

Предположите, что будет, если

Могли...

Что, если...

Как звали...

Что будет если...

Было ли...


Согласны ли вы...


Верно...


Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса -относить его к "тонким" или "толстым". Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.


М.Е.Салтыков-Щедрин.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто оказался на необитаемом острове?

Почему вы думаете, что генералы глупы?

Что делали генералы?

Как смогли глупые люди стать генералами и служить в регистратуре?

Чему удивлялись генералы на острове?

Дайте объяснение, почему генералы не могли обойтись без мужика?

О чем прочитали в газете?

Каким изображен в сказке мужик?

Кто помог генералам?

Как год написания произведения (1861) помогает раскрыть смысл произведения?

Есть ли имена у героев?

Какой смысл кроется за образами героев сказки?

Когда им в голову пришла мысль найти мужика?

Есть ли в сказке положительный герой?

Чем отплатили мужику генералы?



8. Стратегия «Инсерт». При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу, состоящую из 4-х колонок, количество граф которой соответствует числу значков маркировки. Например, при чтении статьи «Стихотворения в прозе» ученики могут провести анализ предложенного в учебнике теоретического материала:

«V» - знаю

«-» - противоречие

«+» - новое

«?» - вопросы

1.Стихотворения.

2.Доносят до нас мысли и чувства писателя.


1.Стихотворение в прозе. 2. Небольшой размер (не более 4-5 страниц).

1.Служит промежуточной стадией между стихотворной и прозаической речью.


Как отличить стихотворение в прозе от других малых прозаических жанров?

Этот прием хорошо работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и четким.



Заключение

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД). Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока, что позволяет формировать предметные, метапредметные и личностные УУД.

Применение на уроках метода работы с таблицами помогает учителю развивать у школьников следующие виды компетентности:

1. Информационную, так как способствует активному восприятию и осмыслению информации.

2. Интеллектуально-познавательную, так как формирует умение анализировать, систематизировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять главное, делать выводы.

3. Рефлексивную, потому что развивают умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы.

4. Деятельностную, так как учащиеся способны применять полученные навыки и знания в быту, различных жизненных ситуациях; ставить цели и определять пути их достижения.





Список литературы


  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: АсТ, 2008.

  2. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.

  3. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. // под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова- 4-е издание, доработанное - М.: Просвещение, 2011

  4. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [Электронный ресурс] Режим доступа cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

23


© 2010-2022