Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.  Оборудование: учебник, таблицы, карточки. Ход урока   1.Объяснение нового материала.   Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.   На доске следующая запись:       Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.   Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.   I- е -ут, -ют   II- и -ат, -ят.   - Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.   Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.   (Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение) .   - Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.   (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме) .   - Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.   пиш…шь, друж…шь   1) В какой части слова пропущена буква?   2) Ударные гласные или нет?   3) К какой части речи относятся данные слова?   4) Как определить, какую букву писать?   Формулируется правило.   2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.   В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень - (портить) .    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

Ход урока

1.Объяснение нового материала.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

I- е -ут, -ют

II- и -ат, -ят.

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение) .

- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме) .

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.

пиш…шь, друж…шь

1) В какой части слова пропущена буква?

2) Ударные гласные или нет?

3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

Формулируется правило.

2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень - (портить) .

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:

1) выделяет морфему с безударным гласным;

2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;

3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;

4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.

Устный орфографический разбор: "В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. "

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить: строить строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать; 7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, моет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др.

3.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .

Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?

Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Какой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?

Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ?

Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?

Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ?

Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам можно узнать глаголы каждой группы?

Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряжению или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему?

Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно записать в виде такой схемы:

1. -ить II спр.

2. II спр. -еть

3. шип. -ать II спр.

Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) 2) семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать.

Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спряжению относятся все глаголы, указанные в этом списке.

Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют определить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся.

4.Учащиеся выполняют упражнение.

1. Прочитай загадку:

Сам не ед. т, не ид. т,

Не поддерж. шь - упад. т.

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

- В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) - Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

- Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

- В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?

- Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие - к I?

2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) - мечтаешь.

3.

Как тебя понимать февраль?

То, деревья кидая в дрожь,

То пургой занавес. шь даль,

В лед дорого вокруг заку. шь.

То полощ. шь в дождях седину,

И гудит, и дрож. т земля

Словно в гостях ты жд. шь весну.

Нрав тяжелый у февраля!

(С. Поликарпов.)

- В каких частях слов пропущены буквы?

- Все ли пропущенные буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы

6. А теперь игра "Будь внимателен".

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

7.Самостоятельная работа.

1. Прочитай:

- Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. те догнать?

- Пожалуй, догон. м.

- Что же не догоня. те, под кустом лежите?

- А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

8.Задание (устно).

Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости.

И видят - на холме, у берега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

(А. С. Пушкин.)

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

1. - Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто... мир, пожнет счастье. Мир строит, война.... Дерево... по плодам, а человека - по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) - Объясните смысл пословиц.

- Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

- Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

9.Задание на закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

Проверить личные окончания.

"купить коньки" (II спр.) - (они) чин. т - что?

(ты) чувству. шь что? - (они) хлопоч. т - о чем?

(они) хвал. т кого? - (ты) услыш. шь - что?

(они) уч. т кого? чему? - (ты) убира. шь - что?

(они) украша. т что? - (мы стреля. м - во что?

(мы) спаса. м кого? - (вы) снима. те - с чего?

(ты) смотр. шь во что? - (вы) се. те - что?

Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т.е. слова должны быть связаны по смыслу.

А теперь можно немного поиграть. "Исключи лишнее слово" (подчеркни его) .

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I) .

2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные - I) .

3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведется устно.

А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.

Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.

Птица-жонглер.

На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица - удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет - не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.

(Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить задание: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких особых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно.

Убедитесь в этом сами.

Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетради.

Проверь устно орфограммы и запиши:

Ветер на море гуля.т

И кораблик подгоня.т;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(А. Пушкин.)

Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?

Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он. А теперь замени местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут.

Интересный этот глагол - бежать! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.

Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:

1) Годы....

2) Из крана... вода.

3) Куда вы так...?

4) Тропинка... по склону горы.

5) Из-под корней могучего дуба... ключ.

Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?

А я так хочу?

Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное - окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим - второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.

- Я хочу и тех окончаний и этих, - заявил Хотеть.

- Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.

- А я хочу!

- Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!

- Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.

Махнули другие глаголы на упрямого Хотеть рукой.

- Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.

Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хотеть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы?

Обрати внимание!

У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т']. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут.

Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.

Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.

(По М. Ильину и Е. Сегал.)

Так подводится итог изучаемой темы.

10.Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Мой любимый вид спорта». В тексте найти глаголы, определить их спряжение.











Урок русского языка Тема: "Окончания имен прилагательных"

I. Вступление

Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний.

На доске сказочная карта знаний, на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимаем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

II. Чистописание

А отправляемся мы из порта Чистописания.

Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ мМм МмМ

И мои вам пожелания:

Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!

III. Словарная работа

Вперед!

Вот уже мы в море Словарных слов, и думаем про наше путешествие.

про путешествие (В.п.)

на корабле (П.п.)

с экипажем (Т.п.)

к горизонту (Д.п.)

Но на таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту.

Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные, предлоги и окончания).

Определим падежи.

Дует горько-соленый бриз.

Дадим объяснение новому слову.

Бриз - легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.

Морской бриз, береговой бриз.

IV. Повторение. Имена собственные.

Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок.

Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны имена прилагательные, но соленая океанская вода размыла чернила.

SOS! Помогите мне - запишите слова в два столбика и объясните свой выбор

сн о

чудесный доблестный

ужасный радостный

интересный прелестный

прекрасный известный

Назовите орфограмму, прочтите слова.

V. Основная часть урока

И вот мы в заливе Прилагательных.

1. Для чего нужны прилагательные?

2. Что такое имя прилагательное?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. Безударные окончания имен прилагательных. М.р. КАКОЙ? Яркий, голубой, ясный небосклон

Ж.р. КАКАЯ? Жаркая, летняя погода

Ср.р. КАКОЕ? Синее, соленое море

5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?

6. Обратите внимание на согласование в роде, числе и падеже.

VI. Физкультминутка

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас далекой страны.

Пусть бури и ветры с тобой верный друг

И помощь протянут тебе сорок рук.

Будь смел и отважен -

Прочти много книг,

В большом море знаний

Плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле!

Займите места в своих каютах.

VII. Закрепление. Групповая работа

Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.

Готовим сообща, один рапортует.

Командам раздаются флажки.

Запиши, вычеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.

существительное

прилагательное

глагол

определение

местоимение

Продолжи ряд синонимов к прилагательному смелый

Придумай словосочетания (существительное + прилагательное):

рояль

шампунь

фамилия

тюль

Запиши все слова, подчеркни имена прилагательные: синий, синеть, синева, синенький, синеватый, синь

Запиши антонимы к прилагательным: шумный, легкий, поздний, грустный, светлый

Команды рапортуют о выполненных заданиях.

Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна.

Учащиеся складываюбт из флажков слово `ЗЕМЛЯ`.

Он кричит: - `Земля! Это остров Поэзии`.

VIII. Разбор предложения по членам

Белеет парус одинокий

В тумане моря голыбом.

Что кинул он в краю далеком?

Что ищет он в краю родном?

Кто автор этих замечательных строк?

Запишите первое предложение в тетрадь, разберите по членам предложения.

IX. Закрепление. Творческая работа

Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.

Сегодня ... день.

Какое ... небо, какое ... море!

Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава.

Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.

Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы.

Введение

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.

Цели проблемного обучения.

1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4. Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

-учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

-обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.

-продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1.Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.

2.Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные

3.Накопление, отбор материала.

4.Консультации для всего класса и для помощников учителя - консультантов.

Структура урока - исследования.

Основные этапы данного урока

-актуализация знаний.

-мотивация.

-создание проблемной ситуации.

-определение темы исследования.

-формулирование цели исследования.

-выдвижение гипотезы.

-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

- интерпретация полученных данных

- вывод по результатам исследовательской работы.

- применение новых знаний в учебной деятельности.

- подведение итогов урока.

- домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.



Разработка урока по русскому языку : "Правописание приставок при- и пре-"

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса под редакцией В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать - перервать

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

-Ребята, откройте § 54. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником.

Физминутка "Приставочки".

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап - вторичное закрепление.

4) Работа с учебником.

Выполнение упражнения 684 (по вариантам). Расклассифицируй слова.

5) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

6) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

7) Морфологическая шарада "Собери слово".

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI. Итог урока.

-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание: § 54 (составить ОК)


© 2010-2022