- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Обучение языку воспитанников ДОУ посредством организации кукольного театра»
«Обучение языку воспитанников ДОУ посредством организации кукольного театра»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маратова Л.М. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Казахстан
КГУ « Средняя школа № 26»,мини - центр «Солнышко»
Консультация для педагогов мини - центра
Тема: «Обучение языку воспитанников ДОУ посредством
Организации кукольного театра»
Подготовила и провела:
Маратова Л.М.,
учитель русского языка
г.Усть - Каменогорск ,2014 год
.
«Обучение языку воспитанников ДОУ посредством организации кукольного театра»
Речь это чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В старшем дошкольном возрасте идёт интенсивная работа над развитием речи учащихся как диалогической, так и монологической. Особое значение для развития ребёнка имеет диалогическая речь, так как она носит социальный характер.
Диалогическая речь это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая. Диалог это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Следовательно, этот процесс всегда предполагает наличие партнёров: того, кто обращается с высказыванием, и того, к кому оно обращено.
Именно в диалоге дети учатся слышать и понимать партнёра, согласовывать и контролировать собственные действия и действия собеседника. Речевая деятельность всегда сопровождается неречевыми средствами: жестами, мимикой, пантомимическими движениями.
Очень хочется видеть детей, с красивой, правильной, выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире.
Исходя из этого, было решено связать работу по развитию диалогической речи детей с развитием неречевых средств общения с привлечением театрального творчества, атрибутов и их элементов, поэтому свою деятельность мы сконцентрировали на такой формы работы, как театр по шаблону.
Задачи, реализуемые в процессе работы заключаются в совершенствовании коммуникативной компетенции через диалоговую речь и её грамматический строй; в развитии игровой мотивации; в формировании творческих способностей в речевом развитии дошкольника.
Литературное творчество - это собственно диалогическое взаимодействие, где дети, используя изготовленные персонажи, сочиняют и демонстрируют диалогическую сказку.
Целесообразно внедрение в практику такой формы, как трафаретный театр. Работа проводится по следующему алгоритму:
1 этап - по готовым шаблонам дети обводят изображение героя будущей сказки.
2 этап - раскрашивание получившихся персонажей. Дети раскрашивают героя будущей театральной постановки, придают своему герою разное настроение.
3 этап - вырезание фигурки. Ребёнок вырезает фигурку - героя будущей сказки.
4 этап - совместная деятельность педагога и ребёнка. Закрепление фигурок сказочных персонажей на основе (это может быть палочка для воздушного шарика, на которую закрепляется двухсторонняя фигурка героя и с помощью её, ребёнок манипулирует своим героем. Будущих героев кукольного представления можно изготовить на занятиях по рисованию и конструированию.
Так же в данной работе можно использовать готовые наборы для кукольного театра, комбинировать их, сочетать ,представляя детям возможность по новому, по своему увидеть старые сказки, вводя в них новых персонажей. А так же давая простор для развития творческого воображения детей ,возможность придумывать самим истории и сказки.
Основной этап - развитие диалогической речи через литературное творчество, т.е. сочинение сказки. Здесь предшествующим этапом является ознакомление детей с особым видом сказок - диалогической сказкой. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой. Дети распределяются в пары по желанию и вступают в диалогическое взаимодействие, придумывая сказку на заданную тему. При этом, чем конкретнее заявлена тема для сочинения сказки, тем более целенаправленным станет диалог. Примерные темы для сочинения диалогической сказки: «Как звери готовились к зиме», «Как котенок потерялся», «Встреча друзей», «Одинокий щенок нашёл друга».Можно предложить детям направления для творческого сочинения.Например, «Как правильно переходить улицу», «Как правильно вести себя в транспорте» (магазине.., при встрече и т. д), давая возможность детям самим не только придумать диалоги герев,но и варьировать сюжет.
Первое время воспитатель может встать в пару с ребёнком, для того, чтобы продемонстрировать суть взаимодействия.
Наблюдая за детьми в процессе работы, педагог может понять, кто в паре занимает активную позицию, а кто пассивную. В последующем это поможет педагогу подбирать пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией. Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное - сам процесс диалогического взаимодействия, а не результат (полученная сказка).
Вашему вниманию предлагается сказка, которую сочинили дети.
«Как котенок потерялся»
(В сказке участвуют два персонажа - котенок и ворона.)
-Здравствуй, Ворона!
-Здравствуй, котенок!
-Рад встрече, давай играть в прятки.
-Давай.
-На этой площадке мало мест, где можно спрятаться. Поищем другую?
-Хорошо.
-А вот и нашли, смотри как много здесь деревьев, скамеек! Я считаю, а ты прячься.
Раз, два, три, четыре, пять я иду тебя искать!
За этим деревом нет, за этим тоже нет, за пеньком нет, за скамейкой тоже нет. Котенок,кар -р -р!! ау, где же ты? КАРРРАУУУУУУЛ!!!
Полечу- ка я над площадкой. А котенок вот он, под кустиком!
-Ворона, а вот и я. Ты меня потеряла, наверное? Я прятался, прятался и устал, лег под кустик и уснул!
-Котенок, я рада, что ты нашёлся, я думала, что ты заблудился, убежал далеко в чужой двор. Больше не убегай далеко и предупреждай меня. Ты же еще маленький. А малыши должны гулять со взрослыми. Ты будешь гулять со мной.
-Хорошо!
Помимо того, что в процессе проведения такой работы идёт развитие и совершенствование диалогической речи детей, ещё решается комплекс немаловажных для данного возрастного периода задач, а именно:
1. Развитие мелкой моторики руки .
2. Развитие литературного творческого воображения ребёнка (придумывание сказки).
3. Развитие театрализованной деятельности (мимика, выразительность речи, имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность...).
4. Умение работать, сотрудничать в паре (в процессе этого возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования, оценки действий).
5. Коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим.
6. Ребёнок познаёт окружающий мир (рассказываем детям: о среде обитания изготовляемого персонажа сказки, образе жизни, питании).
Всё это в совокупности является основой для успешной социализации будущего школьника и обеспечит быстрый и безболезненный процесс адаптации ребенка к новым условиям начального обучения. Это уже служит одним из показателей результативности и эффективности данной формы работы. Говорить же о системном мониторинге воспитанников мини - центра очень сложно, т.к. дети обучаются в данном звене лишь в течение одного учебного года. Лишь 50% воспитанников продолжают обучение в 1-ом классе данной школы, и то в составе различных школьных коллективов. Но то, что к завершению обучения в мини - центре 70% детей способны выразить своё мнение в грамотно выстроенных предложениях, не боятся пойти на контакт со взрослыми и одноклассниками может свидетельствовать тому, что организация данной формы работы весьма эффективна в формировании функциональной грамотности дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». Скрипторий, 2008
2. Короткова Э. П. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». М., Просвещение, 1982
3. Ленкова Л.В «Кукольный театр» // М.,Просвещение ,1995