Методическая статья Принцип эмоциональности в обучении русской литературе

Сегодня для каждого педагога является актуальной задача повысить качество знаний учащихся. Но как ее реализовать? Чтобы заинтересовать детей предметом и добиться оптимального усвоения ими знаний, целесообразно использовать принцип эмоциональности.  Использование принципа эмоциональности в обучении русской литературе позволяет учителю, опираясь на интегративность урока (соединение словесного, зрительного и (или) звукового восприятия), воспитывать у школьников интерес к предмету, стимулировать их ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая статья

Принцип эмоциональности в обучении русской литературе

учитель русского языка и литературы

Бикметова Резеда Ильдусовна


Сегодня для каждого педагога является актуальной задача повысить качество знаний учащихся. Но как ее реализовать? Чтобы заинтересовать детей предметом и добиться оптимального усвоения ими знаний, целесообразно использовать принцип эмоциональности.

Эмоциональный отклик у ребят можно вызвать, используя на уроках литературы музыкальные произведения и репродукции картин, соответствующие теме занятия.

Сейчас нередко можно столкнуться с тем, что ученику сложно воспринимать образ героя, созданный писателем или поэтом. Трудность в том, что ребенок не может адекватно представить себе этот образ, ведь в литературе он достаточно абстрактен. Мы можем помочь, если подберем визуальный ряд, соответствующий теме урока - к изучению определенного литературного произведения подготовим подходящую репродукцию картины (или картин) известного художника.

В этом отношении стоит обратить особое внимание на пейзажную лирику. Школьная программа содержит много стихотворений А.С.Пушкина, посвященных теме природы. В 9 классе при разборе на уроке стихотворения «Осень» ученикам были предложены для рассматривания репродукции известных картин И.И.Шишкина «Золотая осень», «Осень», И.Левитана «Золотая осень». Учителем было отмечено, что и указанные художники, и поэт любили это время года. Учащимся были заданы вопросы: «Какое настроение создает осенний пейзаж в картинах и в стихотворении А.С.Пушкина?», «Чувствуете ли вы грусть или радость, когда смотрите на эти картины и читаете это стихотворение?» Дети отвечали, что уныния и грусти здесь нет, потому что авторы использовали яркие краски, показали осенний пейзаж с любовью и восхищением. После этого учителем был сделан вывод: «В стихотворениях А.С.Пушкина, как и в картинах И.Шишкина и И.Левитана, нет унылого пессимизма, они не просто показывают осеннюю природу, но и выражают веру автора в постоянно возрождающуюся силу жизни».

На данном уроке учитель может воспользоваться сравнением пушкинского стихотворения «Осень» с одноименным произведением Габдуллы Тукая. После прочтения текста учащимся предлагается найти отличия во взглядах авторов на это время года. Дети делают вывод о том, что русский поэт радуется осени, она вдохновляет его, а татарский поэт грустит, осень наводит на него «кладбищенскую» тоску. Учитель отмечает, что в творчестве Г.Тукая главной была тема народа. Даже в пейзажной лирике поэт использует сравнение тяжелого положения татарского народа с осенним состоянием природы и выражает надежду на приход весны, но не как времени года, а как времени возрождения и расцвета для своего народа.

Известно, что в литературе пейзаж может служить средством психологической характеристики героя. Необходимо обратить на это внимание учеников. Удобно сделать это, например, объясняя им развитие характера Андрея Болконского. Анализируя в 10 классе эпизод из третьей части второго тома романа «Война и мир», учитель указывает на образ старого дуба, который привлек к себе внимание князя и заставил его задуматься о своей жизни.

Школьникам предлагается рассмотреть репродукцию картины И.Шишкина «Среди долины ровныя…» Учитель задает вопросы: «Что общего между старым дубом из романа Л.Н.Толстого и дубом с картины И.Шишкина?», «Как вы думаете, какое символическое значение оба автора придают образу дуба?» Старшеклассники замечают, что в образе старого дуба передается не только красота природы, восхищение ею, но и вера в могущество и силу природы. И у Л.Н.Толстого и на картине И.Шишкина видна сила дуба. Делается вывод о том, что оба автора выражают веру во все возрождающую силу жизни.

Учитель словесности всегда должен помнить, что искусство слова - это средство воспитания. Сегодня у подростков нет недостатка в информации, скорее наоборот, они перегружены ее обилием. При изучении большинства предметов в школе упор делается именно на рациональный аспект обучения, и литература в этом плане дает нам шанс, позволяя обратиться к душе ребенка. Здесь следует особо отметить изучение лирики. Лирика, при правильном ее преподавании, помогает научить ребенка удивляться прекрасному и простому: солнцу, весне, песне... Именно лирика показывает красоту души человека

Использование музыки на уроках литературы особо оправдано при изучении лирики тех поэтов, стихи которых уже положены на музыку. При этом наибольшего результата достигают те уроки, где принцип эмоциональности использует в комплексе и средства музыки и средства живописи.

Хочется обратить внимание учителей на стихотворение А.А.Фета «На заре ты ее не буди…» (10 класс). Выразительное чтение в ходе урока предваряется показом репродукции картины К.Брюллова «Сон невесты». Как известно, это произведение А.А.Фета стало основой популярного романса А.Е.Варламова. Мелодия этого романса обладает ясностью и напевностью. После чтения стихотворения и прослушивания одноименного романса в исполнении знаменитого Олега Погудина, учитель объясняет, что именно привлекло А.Е.Варламова в стихотворении А.А.Фета: контраст душевных состояний лирического героя, свойственный жанру романса.

Дети, отвечая на вопросы учителя: «Какие контрастные чувства героя передают стихотворение и романс?», «Какие эмоции вызывает у нас первая часть стихотворения и какие - вторая?», определяют, что в начале стихотворения выражается тихая грусть, мечтательность, а во второй его части - порывистость, тревога лирической героини. Первое следствие такой работы на уроке - лучшее понимание детьми смысла стихотворения, кроме этого учитель преследует и практическую цель - романс А.Е.Варламова так мелодичен, что, даже прослушав его один раз, дети легко смогли выучить стихотворение наизусть.

В заключение стоит отметить, что использование принципа эмоциональности в обучении русской литературе позволяет учителю, опираясь на интегративность урока (соединение словесного, зрительного и (или) звукового восприятия), воспитывать у школьников интерес к предмету, стимулировать их познавательную деятельность, развивать нравственный и эстетический потенциал личности ребенка.

Литература:


  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.

  2. Коновалов В.Н., Пашкуров А.Н. А.С.Пушкин. - В кн. Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней. - Казань: Изд-во КГУ, 2000. - с.35-51.

  3. Левашева О.Е. История русской музыки. Т.1. От древнейших времен до середины XIX века. - М.: «Музыка», 1973. - с. 357-371.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 303с.

  5. Совершенствование преподавания русского языка и литературы в современной школе. Письмо Министерства образования и ИПКРО РТ. / Магариф, 2003, № 8, - с.29-34.

  6. Яковлев В.Н. О великих русских художниках. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - с.63-73.


© 2010-2022