Разработка урока Профессионализмы (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Профессионализмы»

Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности - о профессионализмах

Задачи: предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, "не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов;

метапредметные: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.

личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

  1. Орфографический минимум

пЕтля, клАсть-клАла, танцОвщица, сирОты, дефИс, крЫсть, жИть-жилОсь.

Запись в словарные тетради

  1. Актуализация опорных знаний

Воспроизведите схему «ЛЕКСИКА». Прокомментируйте.

Продолжите фразу:

  1. Историзмы это…

  2. Архаизмы это…

  3. Неологизмы это…

  4. Диалектизмы

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают

  1. Мотивация УД.

Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль.

Вставьте пропущенные буквы.

Все ли значения слов вам понятны?

Часто ли вы слышите их в речи?

Действительно, эти слова ограничены в употреблении.

Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий.

Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова?

Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались?



Читают, анализируют, осмысливают.

(Ответы: нет, только у людей разных профессий).




Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

  1. Работа над темой.

К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы, т.е. слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области.

Например, у компьютерщиков:

Форточка - это презрительное название операционной системы Windows

фать, материнка - материнская плата

чайник - начинающий пользователь

глюк - некорректная работа оборудования

пентюх - Pentium

квак - игра Quake(Куэйк)

лазарь - лазерный принтер

Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).

Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).

Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).

Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).





























Определяют профессию.




  1. Физкультминутка

Один учащийся проводит разминку

Делают разминку.

  1. Работа над темой.

Давайте пофантазируем и определим профессию отца Гриши и Максима по профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.

Если он употребляет слова:

а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он - ... ;

б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он - ... ;

в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он - ... ;

г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он - ... .

Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.

Конспектируют слова в тетрадь.












  1. Закрепление материала.

Работа с учебником №22 - прочитать теоретический материал, упр. 174

ТЕРМИНЫ - слова, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий.

Сегодня поддержка силовиков обходится казне примерно в треть. (профессионализм).

На дедовых «копейках» полстраны училось водить. (профессионализм).

Счёт обнулился после того, как компанию уступили банковской структуре. (профессионализм).

Поверхность изделия следует подготовить - тщательно выровнять и зачистить шкуркой. (профессионализм).

Стоимость экспорта и импорта товаров переводится в рублевый эквивалент по курсу Банка России.(термин).

Но это не аксиома, требуются доказательства. (термин).

Около реки акустика другая, и люди благодаря этому чувствуют мир по-иному. (термин).

Железная балка провисла над их головами и мешала им разогнуть спины. (термин).

анкер (строит.), баланс (эконом.), битум (строит.), вакцина (мед.), венец (строит.), гора (геогр.), квадрат (мат.), кредит (эконом.), соцветие (биол.), стенокардия (мед.), тезаурус (лингв.), холм (геогр.).

баранка (в речи водителей) горбыль (в речи лесорубов) камбуз (в речи моряков) кон (в речи моряков) наструг (в речи столяров) окно (в речи преподавателей) рея (в речи моряков) трубка (в речи медиков) шапка (в речи типографских работников) концовка (в речи типографских работников) коза (в речи электриков) ядро (в речи физиков).

Коллективная работа.











Выписывают слова, определяют принадлежность.





























Записать выборочно термины и профессионализмы.

















  1. Рефлексия.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:


  1. Домашнее задание

№22, упр.174

Запись в дневник.Разработка урока Профессионализмы (6 класс)

1



© 2010-2022