- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе М. М. Пришвин - Изобретатель
Урок по литературе М. М. Пришвин - Изобретатель
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Манукян А.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по литературе
Пришвин М. М. - «Изобретатель»
Класс: 4
Тема: Пришвин М. М. - «Изобретатель»
Цель: активизировать «вдумчивое чтение» (т.е. думать над произведением до чтения, во время и после чтения); способствовать пониманию идеи произведения - замечать удивительное в природе через образ рассказчика
Задачи:
Образовательные:
-
познакомить учащихся с биографическими данными М.М. Пришвина и его рассказом «Изобретатель»;
-
продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
-
формирование умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций;
-
формирование умения учащихся анализировать поступки главного рассказчика и авторской позиции;
-
отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения.
Развивающие:
-
обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности (выдвижение предположений);
-
развивать воображение и мышления;
-
развивать речь учащихся.
Воспитательные:
-
прививать любовь и интерес к чтению;
-
воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: компьютер и проектор, учебник Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой - литературное чтение, часть 2, толковый словарь
План: Подготовка к восприятию текста
Орг. момент - 1 мин.
Работа с текстом до чтения - 8 мин.
Работа с текстом во время чтения - 13 мин.
Работа с текстом после чтения - 15 мин.
Рефлексия - 2 мин.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ |
Орг. момент | Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели. |
|
|
Работа с текстом до чтения | - Ребята, на доске нарисован кроссворд, давайте попробуем вместе его разгадать. Я вам буду читать вопросы, а тот, кто знает ответ: поднимает руку, отвечает и пишет это слово на доске. - Какое ключевое слово в кроссворде? - Назовите признаки рассказа.
- Слова из кроссворда связаны с рассказом, которым мы будем читать на уроке. Как вы думайте, о чем он будет? - Откройте учебники на с. 93, посмотрите на иллюстрацию, может вы хотите что-нибудь добавить к сказанному? - Скажите кто автор рассказа? - Вам знаком этот писатель? - Что вы про него знаете? - Прочитайте про Пришвина в маленьком литературном справочнике и скажите, что нового узнали? - Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель». - Кто же такой изобретатель? -А что же написано в толковом словаре?
- Мы предположили, что рассказ будет про птиц или цыплёнка, но почему автор назвал рассказ именно так? Давайте узнаем, верны ли наши предположения | Ученики разгадывают кроссворд
- рассказ - небольшой объём произведения; - сюжет построен на одном, реже нескольких эпизодах из жизни одного или нескольких персо-нажей. - про птиц, которые жили на озере, потом их поймали, посадили в корзину и увезли далеко от дома. Открывают учебник - может рассказ про одного цыпленка - М. М. Пришвин - да - много пишет про природу. Он восхищался ее величием и красотой. - работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. - человек, создающий что-то новое Один ученик находит значение слова в словаре и читает: «Изобретатель - тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное». - может быть цыпленок придумал что то новое. | Развитие мышления
Актуализация знаний Развитие воображения
Актуализация знаний
Развитие логического мышления |
| - [имя], начинай читать, когда я скажу, остановишься. Остальные следят за чтением. Чтение 1 части текста (Дикие утята) - Как утята появились у рассказчика? - Как вы думайте, что произойдет дальше? 2 часть (Пиковая Дама утиная мама) - Оправдались ваши предположения? - Почему рассказчик назвал Мусю «пустая голова»? - Кто помог высиживать утиные яйца? | Читают рассказ -автор взял себе их на воспитание - потому что Муся была глупой уткой, не захотела быть матерью - Пиковая дама | Совершенствуется навык сознательного чтения вслух. |
Работа с текстом во время чтения | - Кто такая Пиковая Дама? - Давайте прочитаем, что произойдет дальше? 3 часть (Пиковая Дама рассержена) - Почему Пиковая Дама была сердита? - Подумайте, как могут развернуться события дальше? 4 часть (Как он выбрался из корзинки?) - Оправдался ли ваш прогноз? -Почему рассказчик назвал так утёнка воином? - Какой вопрос задает сам себе и нам автор? - Как вы думаете, что же будет дальше? - Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать. 5 часть (Эксперимент с ленточкой) - Сначала скажите, подтвердились ваши предположения? - Какие вопросы вы придумали? Давайте ответим на них. 6 часть (Изобретатель) - Остальное прочитайте самостоятельно и найдите, как же все-таки утёнок смог вылезти из корзины? - Можно ли назвать утёнка изобретателем? - А почему слово Изобретатель в конце рассказа написано с заглавной буквы?
Тогда почему заголовок рассказа написан в кавычках? | - важная черная курица - она была рассержена на утят за то, что они не захотели искать червей в огороде, а пошли плавать в пруд.
- потому что он единственный смог перелезть стену корзинки - «Как же мог такой воин перелезть стену корзинки высотой в 30 см.»
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? Читают текст. - когда Дуся понималась на уровень с краем корзины, утенок поднимался по её спине и вываливался на пол. Да, ведь только он догадался вылезать из корзины по спине Дуси. Понятно, что утенок - изобретатель и это стало его именем. - изобретатель в рассказе имеется в виду в переносном значении. |
Развитие внимания, логическое мышления, речи и воображения
Совершенствуется умение внимательного слушания.
Развитие логического мышления |
Работа с текстом после чтения | - Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни? Может быть, у вас есть интересные примеры из личного опыта? - Вот вы рассказали любопытные истории из жизни ваших питомцев, так же как и рассказчик. А как вы думаете, рассказчик похож на Пришвина? Почему?
Как вы думаете, чему мы должны научиться после чтения этого рассказа?
| Рассказывают истории - Рассказчик также как Пришвин любил животных, он относился к ним с добротой, был человеком наблюдательным, внимательным, любящим природу; он наблюдал за жизнью (развитием) птенцов продолжительное время, ждал, что же выйдет из эксперимента. - мы должны научится бережно относиться к природе и животным, постараться замечать удивительные явления в их жизни. | Обращение к личному опыту учащихся
|
Рефлексия | Оценивать свою деятельность на уроке Мне удалось… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… |
|
|