Урок-концерт по литературе «Песни на слова русских поэтов 20 века»

"Описание материала: Представленный урок по форме - нестандартный: урок-концерт. Может проводиться как для урочной, так и для неурочной деятельности. Разработан для урока литературы в 7 классе по УМК: Коровина В.Я. Такая форма показалась интересной в плане сотрудничества с социумом. Важным моментом считаю, что не только обучающиеся включены в работу, но и родители, педагоги, музыкальный коллектив СДК. Через лирические размышления о жизни, быстро текущем времени решаются задачи: воспитывать л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК-КОНЦЕРТ

Сценарий урока литературы (урок внеклассного чтения)

Автор: Перова Светлана Викторовна (учитель русского языка и литературы МКОУ «Спасская СОШ»)

Тема урока: «Песни на слова русских поэтов 20 века» (А.Вертинский, И.Гофф, Б.Ш.Окуджава.)

Цель урока:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов: А.Вертинского, И.Гофф, Б.Окуджавы,

  • показать лирические размышления о жизни, быстро текущем времени, светлую грусть переживаний;

Задачи урока:

  • воспитывать в учащихся любовь к русской поэзии, песне

  • стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.

  • использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма, воспитание потребности в общении с музыкальным искусством, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры.

Оборудование:

  • портреты А.Вертинского, И.Гофф, Б.Ш.Окуджавы

  • презентации по биографии поэтов

  • фотографии

  • музыкальное сопровождение: записи песен на стихи поэтов

Предварительное домашнее задание:

  • Подготовить презентацию биографии поэтов (на выбор)

  • Подготовить интервью с родителями, учителями, учащимися школы, соседями, родственниками. (инд. задание)

  • Подготовить исполнение песен, выучить стихотворение (на выбор)

Участники:

  • Учащиеся 7 класса

  • Родители

  • Учителя школы

  • Ансамбль «Сударушка»

  • Директор Вишневского ДК





Сценарий урока:


Учитель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок- концерт . Мы поговорим о творчестве замечательных поэтов 20 века Александра Вертинского, Инны Гофф, Булата Окуджавы.

Презентация: звучит музыка, льется голос А.Вертинского. На экране мелькают кадры: Петербург. Начало XX века. Учитель зажигает свечу.

Выступление учащегося, подготовившего сообщение и презентацию:«Жизненный путь А. Вертинского».

Александр Вертинский!

Легенда, для многих из нас ставшая действительностью, но не потерявшая при этом своего очарования. Яркая страница отечественной художественной культуры! Таинственный Пьеро дореволюционных эстрад, поэт и композитор, слагающий изысканно интимные музыкальные новеллы, певец, в эмиграции тоскующий в песнях по родной России, наконец, лауреат Государственной премии СССР, перенесший на советскую сцену, на киноэкран свой высочайший артистизм, музыкальность, вкус...

В самом начале десятых годов XX века на эстрадных подмостках Петербурга появился артист в гриме и костюме Пьеро - автор и исполнитель песен собственного сочинения Александр Вертинский. Он пел в помещении эстрадного театра "Павильон де Пари". В ту пору Вертинскому едва минуло 20 лет: он родился в Киеве 9 (21) марта 1889 года.

С первых же выступлении он обратил на себя внимание неподражаемой, изысканной манерой исполнения, пластической выразительностью жеста, богатством интонаций. На глазах у публики рождался поэт, композитор и певец, создающий новый своеобразный мир интимной музыкальной новеллы. Он с успехом выступал во многих городах России, слава его росла день ото дня.

Звучат песни А. ВЕРТИНСКОГО

В 1919 году А.Вертинский эмигрировал за границу и на протяжении почти четверти века своей скитальческой жизни концертировал в Румынии и Польше, Англии и Германии, во Франции, Италии, Китае, Соединенных Штатах Америки. Вертинский мучительно переживал разлуку с родиной, очень хотел вернуться и в самый разгар войны, в 1943 году, возвратился в Советский Союз. С тех пор и до самой смерти (в Ленинграде, 21 мая 1957г.) Александр Вертинский побывал с концертами во многих уголках страны. И всюду ему сопутствовал успех.

ПЕСНИ ( исполнение учителями школы).

И в годы эмиграции, и после возвращения на родину Вертинский снимался в кино. В 1951 г. он был удостоен Государственной премии СССР за участие в фильме "Заговор обреченных". Памятны и его актерские работы в картинах "Великий воин Албании Скандерберг" и "Анна, на шее".

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. ВЕРТИНСКОГО

Творчество А.Вертинского многогранно. Сборники стихов и песен Вертинского в разные годы выходили в Париже, Вашингтоне, Шанхае. К сожалению, на Родине поэта только начинается работа по сбору стихов Вертинского. Тематика его стихов разнообразна. Это и проникновение стихи о любви ("Пани Ирена", "Мадам, уже падают листья", "Ваши пальцы пахнут ладаном", и др.); кричащие стихи, направленные против социальных пороков ("Кокаинеточка", "Безноженька"); а также стихи, в которых раскрывается широта творческой натуры Вертинского. ("В степи молдавской"…)

Чтение стихов Вертинского

Кроме лирических песен на собственные слова, А.Вертинский создал немало произведений на стихи Блока, Есенина, Сологуба, Анненского, Ахматовой, Гумилева, Северянина, Теффи, Инбер, Антокольского и других русских поэтов.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПОЭТА

Большинство стихотворений Вертинского написаны на реальные события жизни. Особенно интересна история создания песни "Концерт Сарасате".

Это было в 1927 году. Будучи в Румынии, Вертинский услышал игрукороля цыганского жанра Владеско. Покоренный его талантом, Александр Николаевич неожиданно узнаёт, что в жизни этот человек груб, ничтожен, что свою жену, известную актрису Сильвию Тоску, избивает публично. В голове у него уже бешено крутились строчки. Так родилась песня. Прошло 3 года. На гастролях в Берлине Вертинский встретил Владского и Сильвию Тоску. Они пришли слушать "свою" песню. Ждать ему пришлось долго. "концерт Сарасате" стоял последним в программе. "… Весь концерт я пел, стоя точно посреди эстрады, и когда дошел до последней песни, и назвал её, демонстративно резко перешел на правый конец эстрады и остановился против его места в первом ряду. Аккомпаниатор сыграл вступление, я начал:Я смотрел и пел, глядя в упор то в его глаза, то в глаза Сильвии.Владеско слушал в смертельном испуге. Глаза его, казалось, готовы были выскочить из орбит. Он весь как-то съежился, почти вдавившись вглубь кресла. Я продолжал.Слова били его как пощечины. Он прятал лицо, отворачивался от них, пытался закрыться программкой, но они настигали его - жестокие, точные и неумолимые, предназначенные только ему, усиленные моим гневом, темпераментом и силой моих интонаций:

- А-а-а!.. - сквозь песню доносилось до меня. Он стонал от ярости и боли, уже не владея собой, закрыв лицо руками. Я допевал песню…Мои руки, органически точно повторявшие движения пальцев скрипача, упали… Каким-то Внезапным озарением я бросил наземь воображаемую скрипку и в бешенстве растоптал её....Слезы ручьем текли из его глаз. Дико озираясь вокруг, он точно искал, чем бы ему поклясться.

- Плюньте мне в глаза! А? Слышите? Плюньте? Сейчас же! Мне будет легче!.. И вдруг точно сломившись, он дико зарыдал, упав в кресло.

- Лекарство подействовало! - услыхал я за своей спиной. Вот какова сила песни.

Приглушенно звучит музыка "Концерт Сарасате".

А. ВЕРТИНСКИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Имя Вертинского звучит и сейчас. Его стихи-песни открывают глубокие искренние чувства в человеке. Закончить занятие мы хотим словами Бориса Гребенщикова:"Я знаю, что Вертинского не все причисляют к высокому искусству, что его недолюбливала, скажем, Анна Ахматова, однако, если я слышу что-то такое, что меня трогает, я не стану отказываться от своих чувств даже в угоду великим именам".

Есть картон и лозунги, есть ложь и время, а есть истинная, не имеющая отношения ко времени правда.

Вертинский - это живой голос, поющий с той стороны, которую мы столь долго считали вычеркнутой из нашей жизни. Беда в том, что вычеркнув это, мы отказываемся от своей истории, а в итоге от самих себя и осмысленности нашей жизни.

Каждый из учеников читает одно четверостишие из любого стихотворения

Выступление учащегося, подготовившего сообщение и презентацию: «Инна Гофф в официальных справочниках и воспоминаниях друзей и близких»

Инна Анатольевна Гофф родилась 24 октября 1928 года в Харькове. Ее мать - преподаватель французского языка, отец - врач-фтизиатр. С началом войны семья успела эвакуироваться в Томск. Инна работала няней, потом библиотекарем в эвакогоспитале, совмещая работу с учебой в школе. Она писала стихи, легко поступила в Литературный институт имени М. Горького, посещала семинары Михаила Светлова, но неожиданно ушла в прозу, на семинар к Константину Паустовскому. Институт окончила в 1950-м, печаталась с 1947-го. Еще во время учебы вышла замуж за известного поэта и писателя Константина Ваншенкина, с которым прожила всю свою жизнь.

В 1950-м году на 1-м Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я - тайга». Основные темы в ее творчестве - этические проблемы, дружба и любовь, долг и верность. Она писала рассказы, повести, исследования. Роман о любви И. Гофф «Телефон звонит по ночам» (1963) - единственный ее опыт в этом жанре.

В 1985 году она написала к однотомнику «Избранного»:
«Вы давно доросли до романа», - сказала мне когда-то Вера Федоровна Панова. Я считаю, что после своих более крупных вещей доросла до рассказа».

Инна Гофф встречалась, дружила, сотрудничала со многими известными людьми, о которых писала в своих книгах. Александр Твардовский, Михаил Светлов, Алексей Фатьянов, Марк Бернес, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Виктор Некрасов, Евгения Гинзбург, Виктор Шкловский, Юрий Трифонов - герои ее рассказов и повестей.

Долгое время стихи она писала «для себя». Но, благодаря Марку Бернесу, Яну Френкелю и Эдуарду Колмановскому, появились замечательные песни на стихи Инны Гофф - «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Ну а лето продолжается», «Снова ветка качнулась».

Песня «Снова ветка качнулась» в исполнении Анны Герман

Из выступления на вечере памяти Яна Френкеля в 1990 году:
«… В начале 60-х годов мой муж Константин Ваншенкин, став соавтором Яна Френкеля, естественно, познакомил с ним и меня, и началась наша дружба, выходящая далеко за пределы творческой, дружба наших семей, наша творческая дружба с Яном Френкелем. И вот я помню эту комнатку на Трубной, где мы сидим с ним у Френкелей, и я случайно что-то к слову спела ему на свой мотив, которым я была вполне довольна, который за хозяйственным столом, как все женщины, напевала, спела ему «Август», и он попросил меня написать эти слова для него. Так возникла наша первая с ним песня, и вот уже более 30 лет она звучит, и так приятно, что люди до сих пор ее знают и хорошо к ней относятся… Последняя песня, которую написал Ян Френкель, была песня на мои слова - «Отчего ты плачешь, старая лоза». Вот так от песни до песни - 30 лет дружбы, 30 лет сотрудничества. Осознаешь, сколь велика глубина потери…»

Песня «Отчего ты плачешь, старая лоза»

А вершиной ее творчества как поэта-песенника стала, безусловно, песня «Русское поле».

«Это лучшая песня о родине. Я бы предложил сделать ее Государственным гимном России»(Расул Гамзатов)

Песня из кинофильма режиссера Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968 год). Слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля. [Кеосаян решился тогда на весьма рискованный шаг, вложив в фильме эту насквозь патриотическую песню в уста белогвардейского офицера. Необычайная популярность фильма в немалой степени способствовала популяризации песни Яна Френкеля.]

«История песни «Русское поле»

«Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслоненный вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи…
Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…» (Инна Гофф).

«Авторы назвали свою песню «Русское поле», и тут неожиданно, еще до ее звучания на радио (записал песню Юрий Гуляев), один из коллег Френкеля попросил изменить ее название, ибо с таким названием песня уже была у этого композитора. Можно возразить: видимо, она была недостаточно известна. Но ведь и судьбу новой песни (как всякой другой!) никто бы не взялся предсказывать. Авторы, как говорится, пошли навстречу, согласились и переименовали песню в «Поле». Так она официально и числится. Но ее распространение оказалось столь могучим, а сочетание этих двух слов столь пленительным, что все невольно стали называть ее именно «Русское поле» (Константин Ваншенкин).

Исполнение песни «Русское поле»

Константин Ваншенкин об Инне Гофф:

«В Литинституте мы, проучившись рядом год, не обращали внимания друг на друга. И вдруг - что-то там щелкнуло, события стремительно понесли нас, и все окончилось свадьбой. У нас не было творческой ревности, наоборот, удачи другого воспринимались как свои. У нас с ней был свой союз писателей из двух человек... Общие интересы, ощущение, что каждый творческий успех - общий… Все это у нас с Инной было.
Каждый ее успех меня искренне радовал. Семья у нас действительно была счастливой… Боль утраты, связанная со смертью Инны Гофф, звучит в одном из последних поэтических сборников К. Ваншенкина - «Ночное чтение» (1994).

Из письма Константина Паустовского:
«Дорогая Инна Анатольевна (мне все хочется написать «Дорогая Гофф», как я звал Вас в Институте), - получил Ваш «Северный сон» (хорошее название) и прочел его, не отрываясь. Читал и радовался за Вас, за подлинное Ваше мастерство, лаконичность, точный и тонкий рисунок вещи, особенно психологический, и за подтекст. Печаль этого рассказа так же прекрасна, как и печаль чеховской «Дамы с собачкой».
Поздравляю Вас, и если правда, что хотя бы в ничтожной доле я был Вашим учителем, то могу поздравить и себя с такой ученицей…» (Таруса, 22 октября 1960).

Расул Гамзатов:
«И в прозе, и в поэзии Инна Гофф не является представителем какой-либо волны: военной или шестидесятников. Она не претендует на принадлежность к какой-нибудь идеологии или сословию - городскому или деревенскому. Она просто настоящий художник, особая статья - глубоко личная, когда она пишет, и общечеловеческая, когда её читают».

Константин Ваншенкин:
«Интерес к писательству и способности у Инны Анатольевны проявились рано. В Томске во время войны она писала стихи. Сочинила пьесу для кукольного театра. В школе делала стенгазету. Стихи писала успешно, с ними поступила в Литературный институт, но потом перешла на прозу… Стала писать песни. Сначала сочиняла для себя, напевала. Мы дружили с Бернесом, Колмановским, Френкелем…
Писала каждый день, когда шла вещь. Это уже потребность, невозможность остановиться. Долго готовилась к вещи, а не так: одну заканчивала, другую начинала. Написала довольно много. У нее вышло более двадцати книг. Мы никогда не работали в штате. Конечно, материально было трудновато. Наша дочь Галя закончила Полиграфический институт, стала известной художницей. Оформляет книги. С десяти лет участвует в выставках…»

Лидия Беркович:
«Мы познакомились, когда Инна была студенткой Литературного института. Инна была автором не только стихов, но и прекрасной прозы. Фазиль Искандер и Булат Окуджава не раз выражали ей свою похвалу. Все ее книги оформляла дочь - художница Галя Ваншенкина.Я часто бывала у них. Кстати, Галя написала портрет Булата Окуджавы, который очень понравился ему и висел у него в кабинете. Его собрание сочинений оформляла Галя. Мои рассказы о брате, погибшем на фронте - ему было 20 лет, мои рассказы об истории женитьбы сына, о забавных случаях в моей логопедической практике - все это было положено в основу книги Инны Гофф «Советы ближних». В благодарность за «соавторство» Инна подарила мне вазу с трогательной надписью. Я храню и книги, и пластинки с записью песен на ее стихи в исполнении Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона. На всех книгах и пластинках рукой Инны написаны добрые слова в мой адрес. В кабинете писательницы в большой плетеной корзине стоял огромный сноп пшеницы (подарок Маргариты Агашиной, ее подруги, тоже известной поэтессы) - видно, на память о «Русском поле». На полке с сувенирами можно было увидеть голубую с золотом чашку - подарок Марка Бернеса. Они дружили. В уютном доме этой писательской четы было интересно…»

Инна Гофф умерла в апреле 1991 года после тяжелой болезни.

Мои любимые песни - слова Инны Гофф

(Исполнение песен на стихи поэтессы)

Выступление учащегося, подготовившего сообщение и презентацию:

«Булат Шалвович Oкуджава. Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни».

Один из основателей жанра современной авторской песни - Булат Шалвович Окуджава (поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен).
Авторская песня для второй половины XX века стала символом альтернативной культуры. Дело в том, что «глянцевая» эстрадная культура не отвечала требованиям и острым вопросам времени, поэтому авторы старались донести мысли и чаяния современных людей до общества. Так возникает современный монотеатр, в котором автор должен выполнят одновременно роли поэта, композитора и исполнителя. В современной интерпретации это получило название «шансон» именно потому, что традиции подобных явлений восходят к французским шансонье. Впрочем, не стоит забывать и о красивейших русских романах, которые не могли не наложить отпечаток на авторскую песню. Впрочем, движение авторской песни постепенно приобрело массовый характер, что способствовало понижению общего уровня этой культуры. Тем не менее, был и недолгий «золотой век», который подарил нам массу талантов, достигших вершин, недостижимых для их последователей. Ярчайшим примером подобного дарования стал Булат Шалвович Окуджава.

Биография Булата Окуджавы

9 мая 2009 года исполнилось 85 лет со дня рождения Булата Окуджавы, человека, который не нуждается в представлениях, чье имя стало символом эпохи.

Вот что писал о себе сам Окуджава в ироничном рассказе, озаглавленном "Гений":

Это было задолго до войны. Летом. Я жил у тети в Тбилиси. Мне было двенадцать лет. Как почти все в детстве и отрочестве, я пописывал стихи. Каждое стихотворение казалось мне замечательным. Я всякий раз читал вновь написанное дяде и тете. В поэзии они были не слишком сведущи, чтобы не сказать больше. Дядя работал бухгалтером, тетя была просвещенная домохозяйка. Но они очень меня любили и всякий раз, прослушав новое стихотворение, восторженно восклицали: "Гениально!"

Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924 - 12 июня 1997).

Булат Окуджава - сельский учитель

Пятьдесят девятьлет назад в отдел народного образования Калужской области пришел молодой грузин, кудрявый и усатый. На лацкане - университетский значок, бело-сине-золотой. В кармане - диплом филолога. Потом он будет вспоминать: «Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведование кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка. Но об этом не было ни слова. Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города, но и этого не произошло. Вместо всего этого заведующий облоно сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далекую сельскую школу и поработает там учителем...» 12 лет назад бывший калужский учитель скончался в пригороде Парижа. Его звали Булат Окуджава.

Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 году перевелся в школу города Калуги, в 1953-54 годах работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец". В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие - когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." - стала девизом многих КСП, слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски. Скончался в Париже.

Звания и награды Булата Окуджавы

Член КПСС (1955--1990).
Член Союза писателей СССР (с 1962).
Член учредительного совета газеты "Московские новости".
Член учредительного совета "Общей газеты".
Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".
Член Совета общества "Мемориал".
Член-учредитель русского ПЕН-центра (с 1989).
Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992).
Член комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994).
Медаль "За оборону Кавказа". ...
Орден Дружбы народов (1984).
Почетная медаль Советского фонда мира.
Государственная премия СССР (1991).
Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова
независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).
Первая премия и приз "Золотой венец"
на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).
Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).
Почетная степень Доктора гуманитарных наук
Норвичского университета в США (1990).
Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).
Международная премия Букера за лучший роман года на русском языке - за семейную хронику "Упраздненный театр" (1994).
Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).
Почетный гражданин г.Калуга (1996).

Книги Булата Окуджавы

"Лирика" (Калуга, 1956);
"Острова" (М., 1959);
"Веселый барабанщик" (М., 1964);
"По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964);
"Песенка о дураках" (Лондон, 1964);
"Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966);
"Веселый барабанщик" (Лондон, 1966);
"Март великодушный" (М., 1967);
"Фронт приходит к нам" (М.,1967);
"Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984);
"20 песенок для голоса и гитары". Краков, Польша, 1970.
"Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970);
"Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972);
"Глоток свободы" (М., 1971);
"Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993);
"Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992);
"Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975);
"Арбат, мой Арбат" (М., 1976);
"Избранная проза" (М., 1979);
"Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986; Таллинн, 1987, 1988; М., 1990);
"Песни". 65 песен в 2 т. Ann Arbor, Michigan: ARDIS, т.1 1980, т.2 1986.
"Стихотворения" (М., 1984,1985);
"Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988);
"Будь здоров, школяр" (М., 1987);
"Посвящается вам" (М., 1988);
"Девушка моей мечты" (М., 1988);
"Избранное" (М., 1989);
"Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989);
"Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты". М.: Музыка, 1989.
"Капли Датского короля" (М., 1991);
"Приключения секретного баптиста" (М., 1991);
"Повести и рассказы" (М., 1992);
"Милости судьбы" (М., 1993);
"Заезжий музыкант" (М., 1993);
"Песенка о моей жизни" (М., 1995);
"Упраздненный театр" (М., 1995).
"Чаепитие на Арбате" (М., 1996);
"Зал ожидания" (Н.Новгород, 1996).

И это далеко не полный список книг Автора...



ТВОРЧЕСТВО БУЛАТА ОКУДЖАВЫ


...Не расставайтесь с на­деждой, маэстро...


Песни Булата Окуджавы появились в конце пятидесятых. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в тра­дициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы- явление совершенно самобытное, созвучное душевно­му состоянию его современников.
Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворе­ния, принадлежит ему изначально. Официальная критика не при­знала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры. Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности? Немаловажно понимать разницу между стихами Булата Окуджавы (а также и Владимира Высоцкого) и произведениями множества других авторов-исполнителей. Окуджава создает в своих стихотво­рениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты.

На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны. Еще мальчишкой он ушел на фронт, и, может быть, именно поэтому в песнях о войне он часто говорит о своих ровесниках, так рано познавших ужасы войны, боль, страх. Это стихи человека, который сам прочувствовал, пере­жил состояние людей военного времени. В его стихах защитники страны не монументальные, каменные изваяния, не серая масса безликих солдат, а знакомые лица вчерашних мальчишек, изму­ченные изнурительным боем бойцы. Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, по­терявшего многих друзей, близких. Удивительно то, что некоторые песни Окуджавы, посвященные войне, воспринимаются теперь как песни военного времени, которые пели солдаты в землянках, в око­пах во время затишья между боями. Например, «Песня о москов­ских ополченцах». Стихи этой песни очень простые, но вместе с тем мужественные и проникновенные. Московские ополченцы уходят на фронт, не задумываясь о подвиге, который они совершают. Они прощаются с Москвой, со своим городом, понимая, что видят* быть может, его последний раз.
...Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами...
Очень большую часть своего творчества Булат Окуджава посвя­тил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социа­лизма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской. Это были в основном помпезные, тяжеловесные песни, стихи сталин­ской эпохи. Стихи же Окуджавы о своем городе глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвя­щает ему. Поэт ощущает себя частью Москвы, этот город - дом его души.
...Ах, этот город, он такой, похожий на меня: то грустен он, то весел он, но он всегда высок...
Вся Москва, даже, можно сказать, вся страна отразились в сти­хах поэта о московском Арбате.
. Арбат для Окуджавы -- это целый мир, мир одухотворенный. Эта улица создает свой неповторимый эстетический климат. Кри­вые переулки, незаметно переходящие один в другой, смещение стилей построек, особый воздух Арбата. Арбатские переулки окута­ны тайной. Может быть, не случайно М. А. Булгаков поселил имен­но здесь Мастера и Маргариту? И, как мне кажется, арбатские переулки - одно из самых уютных мест в Москве, они как бы со­зданы для поэтов и влюбленных.
...Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!
В последних стихах, посвященных Арбату, поэт делится своей грустью по поводу потери его облика. Поэтому больно видеть, как теряет душу Арбат, как разрушается старое и живое (стихи «Плач по Арбату», «Надпись на камне»). Может быть, мы ошибаемся, без­жалостно уничтожая старые дома? Ведь даже новый, точно такой же дом - уже не то. Очень сложно объяснить, чего не хватает в нем, но уже нет былого уюта, уже не радует он глаз, кажется, не человек его строил. Наверное, мы разучились вкладывать душу в творения наших рук.
Как грустно, что люди постепенно забывают такие чувства, как любовь, дружба. Булат Окуджава в своем творчестве неоднократно обращается к этим темам. Мы долго не писали, не пели о любви, не пели о женщине. Окуджава один из первых после долгих лет пури­танского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как свя­тыню, пал перед ней на колени.
Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления О вечных ценностях, о сути бытия. Несомненно, большая заслуга Булата Окуджавы в том, что он был одним из тех людей, которые своим творчеством старались пробудить в человеке чувство собственного достоинства, самоцен­ности. Это было весьма актуально в обществе, фактически превра­щенном в казарму. Творчество Окуджавы оказало большое влияние прежде всего на души молодых. Многие из них уже в годы застоя не могли примириться с существующим положением вещей. Навер­ное, именно песни Окуджавы и его последователей не дали оконча­тельно оболванить людей.
Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цвет­ной и полусказочный.
Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое. От этого, наверное, рождаются такие необычные, яркие образы. В стихах Окуджавы умирает Новогодняя елка, Любовь дирижирует оркестром, Муравей создает себе богиню. Кажется, что это происхо­дит не на Земле, а в какой-то полусказочной стране, похожей на нашу, но более доброй, милосердной. Но Окуджаву ни в коем слу­чае нельзя назвать сентиментальным романтиком, мечтающим о за­облачных далях. В стихах Окуджавы заключен глубокий подтекст, им сопутствует иносказательность, метафоричность. И, вниматель­но вслушиваясь в его произведения, можно услышать и грусть, и тревогу, и боль. Особенно интересна, в этом плане песня «Бумаж­ный солдатик», напоминающая знакомую нам с детства сказку Ан­дерсена о стойком оловянном солдатике. Окуджава удивительно просто выразил в этих стихах тоску по романтическому подвигу в мире ненавистных ему свиней-копилок, мечту многих из нас сде­лать мир счастливым.
Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине де­вятнадцатого века. Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50-60-х годов) и ради­кальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджа­ва пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.
Песни Булата Окуджавы звучат для нас уже много лет. Может быть, потому, что они не сиюминутные, слушает и поет их уже не одно поколение, пытаясь найти в них ответы на вечные вопросы нашей жизни? Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды ма­ленький оркестрик...».

Исполнение песен и стихов поэта

Предоставляется слово гостям.

Это может быть впечатление от увиденного и услышанного или рассказ о своем знакомстве с творчеством поэтов. Когда умолкают голоса, учитель гасит свечу, а дети ставят алую розу рядом с портретами А. Вертинского, И.Гофф, Б.Окуджавы.

Заключительное слово учителя: Вот и подошел к концу наш урок. Каждый поэт - явление не только литературное, но и музыкальное. Стихи Пушкина - это огромный оркестр, включающий в себя все музыкальные инструменты. Некрасовская поэзия звучит, как струнный оркестр. Маяковского - как трубы и ударные инструменты. Есенина - раздольная игра тальянки. Вместе со своими лучшими стихами, лучшей прозой Вертинский, Гофф, Окуджава представляют значительное художественное явление нашего времени. Прежде всего и выше всего для поэта поэзия - тончайший провод от одной души к другой. Песни защищают человека от пошлости, злобы, подлости, это сильнейшее противоядие от стандартизованного обывательского рая, это пропуск в страну, где Любовь, Дружба, Верность - никогда не падают в цене. И Нежность, конечно же, Нежность.

Все поют песню Б.Ш.Окуджавы «Давайте восклицать».



© 2010-2022