Урок на тему Дубровский

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему ДубровскийУрок на тему ДубровскийУрок на тему ДубровскийУрок на тему ДубровскийКонспект урока

Аттестуемый педагог Мусагалиева Гульмира Ермуратовна

Предмет литература

Класс 6

Тема урока Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учётом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент,

включающий:

- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Цели урока. Предполагаемые результаты

Учащиеся должны:

1. Знать содержание романа; уметь анализировать эпизод изучаемого произведения, отбирать материал для психологической характеристики героев.

2. Понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; сопоставлять, структурировать материал, анализировать.

3. Совершенствовать духовно-нравственные качества личности: ответственность, долг, честь; умение давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

  1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.

Цели:

- для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по проблеме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности;

- для учащихся: сопоставлять, анализировать материал, формулировать проблему и цели своей деятельности.

Метод: проблемно-поисковый.

Приёмы: беседа, викторина.

- Приветствие учащихся.

- Запись даты в тетрадь. (Дата. Классная работа. - На доске. Оставляем строку для записи темы урока.)

- Ребята, какое интересное произведение мы изучаем? Кто напомнит его название? Кто является автором этого произведения? (Роман «Дубровский» А. С. Пушкин.)Слайд 1.

-Какое произведение называется романом? (Роман - большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.)Слайд 2.

- Что такое сюжет? (Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.)Слайд 3.

- Докажите, что произведение, которое мы изучаем, роман. (Здесь несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия - взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекурова.) Слайд 4.

- Какие сюжетные линии мы рассмотрели на предыдущих уроках? (Взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, взаимоотношения крестьян и дворян, историю разорения Дубровского, бунт крестьян, судьбу Владимира Дубровского).

- А сейчас мы с вами проведём викторину «Узнай героя». Мы с вами вспомним героев романа, о которых пойдёт речь на этом уроке.

Викторина «Узнай героя»

  1. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, - он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. (В. Дубровский.)Слайд 5.

  2. Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы, зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно. (Дефорж.) Слайд 6.

  3. Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. (Маша Троекурова.) Слайд 7.

- Ребята, о ком сегодня на уроке пойдёт речь? (О Владимире Дубровском и Маше Троекуровой.)

- Итак, сегодня, в центре нашего внимания - одна из интереснейших сюжетных линий романа: любовная. Попробуйте сформулировать тему урока. (Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.)

- Запишите тему урока в тетради. Слайд 8.

- Нам предстоит большая и интересная работа. Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (Дети формулируют цели урока: выясним по тексту, как развивались отношения между Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой, попробуем понять поступки героев, выразительно читать отдельные эпизоды, пересказывать фрагменты, подтверждать свой ответ цитатами из текста.) Слайд 9.

2.

3.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;

- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Цели:

- для учителя: раскрыть заложенные в романе вневременные нравственные ценности и их современное звучание; побуждать учащихся к открытию знаний путём проб и ошибок, к самостоятельной работе с текстом:

- для учащихся: уметь анализировать эпизод художественного произведения, объяснять его связь с общей проблематикой; отбирать материал для психологической характеристики героев; отвечать на проблемный вопрос; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; структурировать материал.

Методы: практический, проблемно-поисковый.

Приёмы: опережающие задания, анализ эпизода, ответ на проблемный вопрос, составление плана, эвристическая беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, словесное рисование, художественный пересказ.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, обсуждение фрагмента художественного фильма.

Методы оценивания: словесное поощрение, похвала.

- Давайте проследим по тексту, как складывались взаимоотношения молодых людей. Дома вы должны были составить план 11-16 глав романа.

Проверка домашнего задания.

- Как вы назвали главы, перечитанные дома? (По желанию один из учеников отвечает, остальные дополняют, уточняют.)

Примерный план.

XI - Превращение в Дефоржа.

XII - Откровение Дубровского.

XIII - Князь Верейский.

XIV - Сватовство.

XV - Предложение помощи.

XVI - Маша под арестом.

-Что мы узнаём из 11 главы?

- Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу?

- Как называется построение художественного произведения? (Композиция - построение художественного произведения.) Слайд 10.

- С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.)

- Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (Учитель обращает внимание учащихся на фрагмент в главе 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме».

- Перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8). (Индивидуальное задание.)

Предварительный вопрос остальным учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?»

- Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»).

Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?» (Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.)

- Рассмотрите иллюстрацию Б. М. Кустодиева на слайде. Как вы думаете, к какому эпизоду можно отнести эту иллюстрацию? (Свидание в беседке у ручья.) Слайд 11.

- Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.)

- Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12) Почему Владимир решился на это признание?

Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» («Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.)

- Нам ясны чувства Владимира? Какие слова передают его состояние? («Он схватил её руку и прижал к пылающим устам».)

- Но «Марья Кириловна стояла неподвижно». О чём это говорит?

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж - это Дубровский.)

- Какое событие послужило причинойвторого свидания героев? (Сватовство князя Верейского.)

- Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет. (Выступление ученика - по желанию.)

Предварительный вопрос классу: «Что роднит князя Верейского с Троекуровым и в чём их различие?»

- Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой?

- Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема.Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».)

- Судьба распорядилась так, что кольцо, посланное Машей, к Дубровскому не попало. Перескажите подробно эпизод с кольцом. (Индивидуальное задание.)

Предварительный вопрос классу: «Как вели себя Митя и Саша во время допроса?»

- Просмотр эпизода художественного фильма.

Предварительный вопрос: «Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?» Обсуждение фрагмента фильма.

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

- Почему Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими «сообщниками» и советует им сменить ремесло? (Жить нужно не разбоем.)

3.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

- постановку конкретной учеб-ной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Рефлексия

Цели:

- для учителя: раскрыть авторскую позицию; путём обращения к субъективному опыту учащихся показать современное звучание проблемы; мотивировать учащихся к дальнейшему самосовершенствованию;

- для учащихся: оценить героя через призму собственного жизненного опыта, личного мировосприятия;

уметь строить связное высказывание на заданную тему, делать выводы.

Методы: словесный, практический.

Приёмы: синквейн.

- Итак, ребята, сегодня мы проделали большую работу, и вы с нею справились. Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Как вы думаете, какие качества характера на протяжении всего романа проявляет Владимир? (Он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.)

- А. С. Пушкин поднимает проблему чести ещё в одном из своих произведений - в романе «Капитанская дочка». Его мы с вами будем изучать в 8 классе.

- А сейчас, ребята, выполним творческую работу - составим синквейн.

Слово "синквейн" происходит от французского слова, которое означаетпятистрочье. Таким образом, синквейн - это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).

  • Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.

В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки. Слайд 12.

  • Золушка;

  • Бедная, работящая;

  • Страдает, мечтает, любит;

  • Верит в счастье, и оно приходит;

  • Счастливая.

Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.

  • Дубровский;

  • Храбрый, честный;

  • Защищает, мстит, любит;

  • Стремится быть справедливым;

  • Благородство.

(Ребята зачитывают свои работы.)

4.

Задание на дом, включающее:

- постановку целей самостоя-тельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цели:

- для учителя: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость.

- для учащихся: из прочитанных глав подобрать материал для ответа на проблемный вопрос.

Домашнее задание

На выбор:

  1. Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»

  2. Мини-сочинение на тему: «Какой вы представляете дальнейшую жизнь Марьи Кириловны и Владимира Дубровского?»



© 2010-2022