- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы открытый по теме Романтизм
Урок литературы открытый по теме Романтизм
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гневковская Е.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гневковская Е.В. (Н.Новгород)
Сценарий литературного концерта на неделю русского языка и литературы
Литературное путешествие «Европейский романтизм»
Музыка затихает
Выходят двое ведущих
- Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на концерте, посвященном европейской романтической поэзии.
- Эпоха романтизма давно в прошлом, но мы так часто произносим слова «романтизм» и «романтический».
- А порой говорим, что в современном мире слишком много холодного расчета и нам не хватает … романтики.
Трек 2 Шопен «Венский вальс» в современной обработке
- Где же истоки романтизма как направления?
- Он сложился в конце 18 - первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных исторических событий, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.
Возник романтизм в Германии в переходную эпоху после французской революции 1789 года и наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принесет с собой свободу. Но к власти пришли буржуа с культом денег, и это принесло разочарование тем, кто грезил о возвышенной мечте. Все это породило разочарование и бунтарство. Вот что говорил Уильям Блейк, рассказывая о Лондоне этой эпохи.
Лондон (Вильям Блейк)
По вольным улицам брожу,
У вольной издавна реки.
На всех я лицах нахожу
Печать бессилья и тоски.
Мужская брань и женский стон
И плач испуганных детей
В моих ушах звучат, как звон
Законом созданных цепей.
Здесь трубочистов юных крики
Пугают сумрачный собор,
И кровь солдата-горемыки
Течет на королевский двор.
А от проклятий и угроз
Девчонки в закоулках мрачных
Чернеют капли детских слез
И катафалки новобрачных.
Перевод С.Я. Маршака
- Французский писатель Виктор Гюго, чье раннее творчество связано именно с романтизмом, призывает своих соотечественников посвятить жизнь борьбе, великой цели. Самое страшное - существовать без жизни как пошлый обыватель.
Музыка затихает
Виктор Гюго
Живые - борются! А живы только те,
Чьё сердце предано возвышенной мечте,
Кто, цель прекрасную поставив пред собою,
К вершинам доблести идут крутой тропою
И, точно факел свой, в грядущее несут
Великую любовь или священный труд!
Таков пророк, над кем взнесён ковчег завета,
Работник, патриарх, строитель, пастырь… Это -
Все те, кто сердцем благ, все те, чьи полны дни.
И вот они - живут! Других мне жаль: они
Пьянеют скукою у времени на тризне.
Ведь самый тяжкий гнёт - существовать без жизни!
Бесплодны и пусты, они влачат, рабы,
Угрюмое житьё без мысли и борьбы.
Зовут их vulgus, plebs - толпа, и сброд, и стадо;
Они ревут, свистят, ликуют, где не надо,
Зевают, топчут, бьют, бормочут "нет" и "да" -
Сплошь безыменные, безликие всегда;
И бродит этот гурт, решает, судит, правит,
Гнетёт; c Тиберием равно Марата славит;
В лохмотьях, в золоте, с восторгом и с тоской
Невесть в какой провал спешит, гоним судьбой.
Они - прохожие, без возраста и целей,
Без связей, без души - комки людской кудели;
Никто не знает их, им даже нет числа;
Ничтожны их слова, стремленья и дела,
Тень смутная от них ложится, вырастая;
Для них и в яркий день повсюду тьма густая:
Ведь, крики попусту кидая вдаль и ввысь,
Они над бездною полночною сошлись.
Как! Вовсе не любить? Свершать свой путь угрюмый
Без мук пережитых, без путеводной думы?
(...)
в лесу предпочитаю
Стать деревом, чем быть душою в вашей стае!
- Обличал современников за бездеятельность и Перси Биши Шелли в стихотворении «Государственное величие».
- Этот же мотив борьбы за лучшее общество пронизывает творчество забытого венгерского поэта Шандора Петефи - человека очень талантливого, но, к несчастью рано погибшего.
- Петефи умер, сражаясь за политическую свободу и независимость своей Родины, даже не дожив до тридцатилетнего возраста.
Шандор Петефи
МУЖЧИНА, БУДЬ МУЖЧИНОЙ...
Мужчина, будь мужчиной,
А куклой - никогда,
Которую швыряет
Судьба туда-сюда!
Отважных не пугает
Судьбы собачий лай, -
Так, значит, не сдавайся,
Навстречу ей шагай!
Мужчина, будь мужчиной!
Не любит слов герой.
Дела красноречивей
Всех Демосфенов! Строй,
Круши, ломай и смело
Гони врагов своих,
А сделав свое дело,
Исчезни, словно вихрь!
Мужчина, будь мужчиной!
Ты прав - так будь готов,
Отстаивая правду,
Пролить за это кровь!
И лучше сотню раз ты
От жизни откажись,
Чем от себя! В бесчестье
К чему тебе и жизнь?
Мужчина, будь мужчиной!
Ведь не мужчина тот,
Кто за богатства мира
Свободу отдает!
Презренны - кто за блага
Мирские продались!
«С котомкой, но на воле!» -
Пусть будет твой девиз.
Мужчина, будь мужчиной!
Отважен будь в борьбе.
И ни судьба, ни люди
Не повредят тебе!
Будь словно дуб, который,
Попав под ураган,
Хоть выворочен с корнем,
А не согнул свой стан!
- В России возникновение романтизма происходит чуть позже и в других условиях, нежели западноевропейского, и связано оно с событиями Отечественной войны 1812 года - потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавных порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен. "Думы» Рылеева, баллады Жуковского, творчество Лермонтова, но королем русских романтиков в начале 20-х годов девятнадцатого века был Александр Сергеевич Пушкин.
Звучит трек «Море и чайки» без музыки
Пушкин «К морю»
К МОРЮ
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
- В этом стихотворении Пушкин вспоминает судьбу Байрона, безусловного кумира целого поколения романтиков.
Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой. Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.
Байрон «Стансы к реке По»
Река! Твой путь - к далекой стороне,
Туда, где за старинными стенами
Любимая живет - и обо мне
Ей тихо шепчет память временами.
О, если бы широкий твой поток
Стал зеркалом души моей, в котором
Несметный сонм печалей и тревог
Любимая читала грустным взором!
Но нет, к чему напрасные мечты?
Река, своим течением бурливым
Не мой ли нрав отображаешь ты?
Ты родственна моим страстям, порывам.
Я знаю: время чуть смирило их,
Но не навек - и за коротким спадом
Последует разлив страстей моих
И твой разлив - их не сдержать преградам.
Тогда опять, на отмели пустой
Нагромоздив обломки, по равнине
Ты к морю устремишься, я же - к той,
Кого любить не смею я отныне.
В вечерний час, прохладой ветерка
Дыша, она гуляет по приречью;
Ты плещешься у ног ее, река,
Чаруя слух своей негромкой речью.
Глаза ее любуются тобой!
Как я любуюсь, горестно безмолвный...
Невольно я роняю вздох скупой -
И тут же вдаль его уносят волны.
Стремительный их бег неудержим,
И нескончаема их вереница.
Моей любимой взгляд скользнет по ним,
Но вспять им никогда не возвратиться.
Не возвратиться им, твоим волнам.
Вернется ль та, кого зову я с грустью?
Близ этих вод - блуждать обоим нам:
Здесь, у истоков, - мне; ей - возле устья.
Наш разобщитель - не простор земной,
Не твой поток, глубокий, многоводный;
Сам Рок ее разъединил со мной.
Мы, словно наши родины, несходны.
Дочь пламенного юга полюбил
Сын севера, рожденный за горами.
В его крови - горячий южный пыл,
Не выстуженный зимними ветрами.
Горячий южный пыл - в моей крови.
И вот, не исцелясь от прежней боли,
Я снова раб, послушный раб любви,
И снова стражду - у тебя в неволе.
Нет места мне на жизненных пирах,
Пускай, пока не стар, смежу я веки.
Из праха вышел - возвращусь во прах,
И сердце обретет покой навеки.
- Все далекое во времени и пространстве казалось романтиком прекрасным, отсюда поэтизация Востока, путешествий по восточным странам.
Трек Музыка восточная
Танец восточный
- Правда, путешествие иногда наталкивает на печальные размышления. Недаром Байрон в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» с тоской пишет о горестном положении Греции, страдающей от турецкого ига. В конце своей жизни Байрон присоединился к греческим повстанцам.
Моя Эллада, красоты гробница!
Бессмертная и в гибели своей, Великая в паденье! Чья десница Сплотит твоих сынов и дочерей? Где мощь и непокорство прошлых дней, Когда в неравный бой за Фермопилы Шла без надежды горсть богатырей? И кто же вновь твои разбудит силы И воззовет тебя, Эллада, из могилы? Когда за вольность бился Фразибул, Могли ль поверить гордые Афины, Что покорит их некогда Стамбул И ввергнет в скорбь цветущие долины. И кто ж теперь Эллады властелины? Не тридцать их - кто хочет, тот и князь. И грек молчит, и рабьи гнутся спины, И, под плетьми турецкими смирясь, Простерлась Греция, затоптанная в грязь. Лишь красоте она не изменила, И странный блеск в глазах таит народ, Как будто в нем еще былая сила Неукротимой вольности живет. Увы! Он верит, что не вечен гнет, Но веру он питает басней вздорной, Что помощь иноземная придет, И раздробит ярем его позорный, И вырвет слово "грек" из книги рабства черной. Рабы, рабы! Иль вами позабыт Закон, известный каждому народу? Вас не спасут ни галл, ни московит, Не ради вас готовят их к походу, Тиран падет, но лишь другим в угоду. О Греция! Восстань же на борьбу! Раб должен сам добыть себе свободу! Ты цепи обновишь, но не судьбу. Иль кровью смыть позор, иль быть рабом рабу!
- Многие романтики воспевали ночь в своих произведениях. Ночь - время откровения, когда человеку открываются тайны вселенной. В ее мирах скрывается идеал прекрасного.
Байрон
Шандор Петефи
НОЧЬ ЗВЕЗДНАЯ, НОЧЬ СВЕТЛО-ГОЛУБАЯ
В окне раскрытом блещет ночь без края,
Ночь звездная, ночь светло-голубая.
Безмерный мир простерся между ставен.
Мой ангел красотою звездам равен.
Ночь звездная и ангел мой - два дива,
Затмившие все, чем земля красива.
Красот я много видел средь скитаний,
Но ни одной не встретил несказанней.
Бледнеет тонкий серп луны и скоро
Зайдет за синий выступ косогора.
Как горя след забытый, незаметно
Совсем исчез он в дымке предрассветной.
Уже почти над головой Стожары,
Достигло пенье петухов разгара,
Проснулся день, и свежий ветер, вея,
Легко мне обдувает лоб и шею.
Пора бы растянуться на кровати
И от окна уйти. Но сон некстати.
Зачем мне спать? Какой мне сон приснится,
Который с жизнью наяву сравнится?
Колто, 1846 г.
ЗВЕЗДЫ
Я, звезды, обожаю вас!
Я ваш поклонник настоящий,
Я пел о вас уже не раз
И буду петь как можно чаще!
А почему? Ваш свет небесный
Мне говорит, что есть чудесный
Еще какой-то мир иной.
И я доволен: в самом деле,
Хоть надо мной
Есть мир веселья!
- Романтики воспевали природу, противопоставляя ее городу - месту горя, порока, несвободы в самом широком смысле. Прекрасные стихи о природе есть и Вальтера Скотта, которого мы знаем как автора знаменитого романа «Айвенго».
Фиалка
В орешнике, в тени кустов
Ее глазок мелькает синий...
Фиалка лучше всех цветов
В любом лесу, в любой долине.
Как хороша росы слеза
На лепестках передо мною!
Но есть прелестнее глаза,
И в них слеза блестит порою.
Луч солнца в неге летних дней
С утра осушит все росинки...
Так у притворщицы моей
Мгновенно высохнут слезинки
- Есть еще одно известное стихотворение о цветах. Это Уильям Вордсворт - «Нарциссы». Именно этим гимном красоте природы, гимном весне и солнцу мы хотим завершить наше литературное путешествие.
Трек Музыка Криса Сфириса
Как тучи одинокой тень,
Бродил я, сумрачен и тих,
И встретил в тот счастливый день
Толпу нарциссов золотых.
В тени ветвей у синих вод
Они водили хоровод.
Подобно звездному шатру,
Цветы струили зыбкий свет
И, колыхаясь на ветру,
Мне посылали свой привет.
Их были тысячи вокруг,
И каждый мне кивал, как друг.
Была их пляска весела,
И видел я, восторга полн,
Что с ней сравниться не могла
Медлительная пляска волн.
Тогда не знал я всей цены
Живому золоту весны.
Но с той поры, когда впотьмах
Я тщетно жду прихода сна,
Я вспоминаю о цветах,
И, радостью осенена,
На том лесистом берегу
Душа танцует в их кругу.
- С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм. Был романтиком ранний Максим Горький, романтизмом проникнуто творчество Александра Грина.
- Романтическая система, как она сложилась в эпоху господства романтизма как особого литературного направления, возрождена быть не может. Но элементы этой системы и еще более романтический взгляд и романтическая увлеченность живут в последующих эпохах, живут в литературе, принимая все новые формы, подчиняясь иным художественным методам и иным художественным и общественным задачам. Спасибо за внимание!
Музыка затихает.