Земного счастья верх - Любовь

Мною представлено внеклассное мероприятие по литературе «Земного счастья верх - Любовь» по произведениям русских писателей и поэтов ХIX-XX веков (литературно-музыкальная композиция), которое можно использовать в старших классах. Цели: развивать у учащихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, помочь им увидеть и услышать свое внутреннее Я, раскрыть богатый духовный мир; пробудить интерес к чтению художественной литературы. Для мероприятия использовалос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое внеклассное мероприятие по литературе Сархадовой Е.А.

Тема: "Земного счастья верх-Любовь" по произведениям русских писателей и поэтов ХIX-XX веков (литературно-музыкальная композиция)

Цели: развивать у учащихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, помочь им увидеть и услышать свое внутреннее Я, раскрыть богатый духовный мир; пробудить интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация, на доске - высказывания о любви различных поэтов и писателей; музыкальные записи романсов, песен, произведений великих композиторов; также в оформлении использованы рисунки учащихся; выставка книг о любви.

Высказывания:

1. " Прекрасная страна- Любовь. Ведь только в ней бывает счастье"

2. " В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить"

(Анатоль Франс)

3. "Любовь одна - веселье жизни хладной.

Любовь одна - мучение сердец.

Она дарит лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец. (А.С. Пушкин)

4. " Ненавижу и люблю" (Катулл)

5. " Вечным светом загорятся - лишь влюбленность! Лишь любовь!

(В.Я. Брюсов)

6. " Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!" (Ф.И. Тютчев)

7. Надпись на стене больницы: (А.С. Пушкин)

"Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент

Болезнь любви неизлечима!"

Ход мероприятия:

Организационный момент.

- Приветствие

Основная часть

- Звучит романс из кинофильма "Жестокий романс"

" Я, словно бабочка к огню,

Стремилась так неодолимо

В любовь, волшебную страну,

Где назовут меня любимой.

Где бесподобен день любой,

Где не страшилась я б ненастья.

Прекрасная страна - любовь,

Страна любовь,

Ведь только в ней бывает счастье..."

Слово учителя.

- О любви написано много. О любви написано мало. Оба утверждения верны. Говорить о любви - все равно, что объять необъятное! Ее радости и муки взывают к высокому слову. Любовные переживания ищут выхода. Почти все влюбленные пишут стихи. Даже те, кто в иное время отворачивается от них. Поэзия обнадеживает в час грусти, в минуту подавленности утешает, а в пору восторга и самозабвения дает человеку крылья!

- Звучит вальс из к/ф " Мой ласковый и нежный зверь" Е. Дога

(негромко, и даже чуть слышно). Под музыку читается стихотворение А.С Пушкина (читает учащийся).

" Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Учащийся...

- Еще в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин девятнадцатилетнюю Анну Петровну Керн. Ее сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы... Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу "Евгения Онегина", а между страниц вложил стихи, написанные для нее. Стихи, посвященные Анне Петровне Керн, - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи эти пленяют не только чистотой и страстностью воплощенного в них чувства, но и гармоничностью. Все стихи А.С Пушкина о любви пронизаны глубокой лиричностью, восхищением тем, что живой родник новых любовных переживаний, ощущений, желаний не иссякает в нем. А как чутко поэт описывает восторженное состояние влюбленного человека!

" Пустое Вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

Слово учителя.

-Тема любви в творчестве Пушкина - это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение бесконечного уважения к женщине. Поэты всех времен и народов мучились, пытались понять загадочность женской души, посвящая женщинам необыкновенные по силе и страсти стихи.

Учащийся...

- Читает стихотворение В. Я Брюсова "Женщине"

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся - от века - на тебя!

- Звучит романс "Тебе одной":

"Тебе одной все чистые желанья,

Любовь, мечты всей жизни молодой,

Все радости, надежды, упованья,

Тебе одной, тебе одной!

Тебе одной все сердца увлеченья,

Небесный дар гармонии святой,

Поэзии, и музыки, и пенья,

Тебе одной, тебе одной!

С тобой одной желал бы, друг мой нежный,

Соединясь и сердцем и душой,

С любовью чистой, светлой, безмятежной -

Всю жизнь пробыть с тобой одной".

Учащийся...

- Как возникает любовь? В улыбке? В первом взгляде? Нам этого никогда не понять. Почему вдруг встретились два человека, и между ними пробежала искра, подобно электрической, и они почувствовали, что влюбились сразу- пламенно и бесповоротно. Любовь, как поэт, всегда находит новые стихи одной и той же поэзии. Сколько мы слышали о ней, сколько видели влюбленных; и все же она застает нас врасплох и очаровывает нежданными чарами. Так произошло с героями бессмертного романа Булгакова " Мастер и Маргарита":

«Она несла в руках отвратительные, желтые, тревожные цветы. Они отчетливо виднелись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы. Нехороший цвет. Она шла по переулку и тут повернулась. Шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»

Учащийся...

- Любовь. Верить ли романтике, - что вот, за морями и горами есть такая, необыкновенная, одна любовь, - всепобеждающая, всеобновляющая - любовь. Но не всегда влюбленные остаются вместе. К сожалению, очень часто судьба распоряжается жестоко: разлучает двух людей и заставляет их страдать.

(Далее читает стихотворение М.Ю. Лермонтова "К Л")

"У ног других не забывал

Я взор твоих очей;

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней;

Так память, демон-властелин,

Все будит старину,

И я твержу один, один:

Люблю, люблю одну!

Принадлежишь другому ты,

Забыт певец тобой;

С тех пор влекут меня мечты

Прочь от земли родной;

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей..."

Учащийся...

- Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придают особый колорит теме любви в лирике Лермонтова. Вот почему в его стихах не встречаются строки о счастливой, взаимной любви - любовь приносит не радость, а грусть и страдания.

Учащийся...

- Разве по воле человека рождается любовь? Нет, поэтому никто не имеет права судить, и чужим людям не заглушить ее ни уничтожить. Об этом повесть А.И Куприна " Гранатовый браслет" Главный герой телеграфист Желтков безнадежно влюблен в графиню Веру Шеину. Между ними страшная пропасть: ее замужество и сословные границы. Но это не сможет убить высокое чувство любви, перед которой все равны и одинаково прекрасны. Герой умирает, но не единым словом не упрекает свою возлюбленную. Наоборот, он почитает за счастье, что ему дарована такая любовь! И из жизни он уходит, В восторге говоря " Да святится имя твое!"

Звучит Лунная соната Бетховена.

- Под музыку учитель читает строки:

" Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя твое! Я ухожу один, молча, как угодно Богу и судьбе. В предсмертный, печальный час я молюсь только о тебе. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою слова тебе! Да святится имя твое!"

Слово учителя

- Любовь заставляет совершать необдуманные действия, не подчиняющиеся рассудку поступки, говорить странные слова, вести себя ненормально. Любовь- это сумасшествие, так рассуждают многие. Да и сами влюбленные считают себя ненормальными, в хорошем смысле этого слова. В значении " не как все", на другом уровне общения, где не нужны пустые фразы, где полное взаимопонимание. Послушайте отрывок из рассказа Н.И. Петровской "Бродяга"

" - Какая же она, эта любовь? - спросил я, и у меня дрожали губы. Она наклонилась. Близко. Я видел странные, сосредоточенно блестящие глаза. Такого выражения я не видел уже после ни у кого, никогда, всю жизнь".

Учащийся...

- Наверное, еще страшнее, трагичнее, когда любовь была, глаза любимого человека горели огнем страсти, а потом чувства исчезли.

( Чтение стихотворения А. Ахматовой)

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь - уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать.

Не целуй меня, усталую, -

Смерть придется целовать.

- Лирика Ахматовой прекрасна своей откровенностью, глубиной чувств и мудростью, которая помогает переносить любые удары судьбы, не теряя чувства собственного достоинства. Ее произведения наполнены внутренней энергией, позволяющей только предположить подлинную силу и глубину страсти. Лирика Ахматовой - это энциклопедия женской души, души любящей и страдающей, прекрасной и мудрой.

Учащийся...

- Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений о любви определяется его метущимся, трагическим мироощущением. Может, это было не настоящее чувство, а только пылкая страсть, которая быстро сгорает? А может быть, влюбленным нужна разлука?

(Чтение стихотворения Ф.И Тютчева)

"В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен, наконец, проснуться человек..."

Учащийся...

- Влюбленные часто пишут стихи. Возможно, все искусство существует для того, чтобы выразить себя и любовь. Высоцкий считал, что любовь, объединяя двоих, объединяет и человечество, страны в единую великую Страну любви.

Звучит " Баллада о любви" в исполнении В.С Высоцкого:

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь -

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было - сорок сороков...

И чудаки - ещё такие есть! -

Вдыхают полной грудью эту смесь

И ни наград не ждут, ни наказанья,

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья.

Только чувству, словно кораблю,

Долго оставаться на плаву,

Прежде чем узнать, что "я люблю" -

То же, что "дышу" или "живу".

И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна Любви - великая страна!

И с рыцарей своих для испытаний

Всё строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить -

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой - и жизнью бы рискнули, -

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,

Потому что если не любил -

Значит, и не жил, и не дышал!

Слово учителя

- О любви говорить легко и сложно, о ней сказано много и мало. Я надеюсь, что каждый из вас впишет свою строку в старинную книгу с пожелтевшими страничками, но вечно юную с названием кратким Любовь.

Звучит музыкальная запись последних слов романса из К/Ф "Жестокий романс"

" Но снова прорастет трава

Сквозь все преграды и напасти.

Любовь - весенняя страна, весенняя страна,

И только в ней бывает счастье".

III. Подведение итогов

- Понравилось ли, ребята, вам сегодняшнее мероприятие?

- Что особенно запомнилось?

IV. Домашнее задание

- Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1. Тема любви в русской прозе XIX века. (На примере одного произведения)

2. Тема любви в современной русской литературе (По одному или нескольким произведениям)

- Закончить мероприятие хотелось бы словами И.С Тургенева:

" Любовь... сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".


© 2010-2022