Урок по литературе на тему М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор Царитова Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ «Кузнецовская общеобразовательн школа»

МО «Медведевский муниципальный район»

Республики Марий Эл


Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества (6 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: познакомить ребят с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта; определить мотивы ранней лирики поэта

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Обобщение ранее изученного










3.Актуализация

знаний





3. Постановка учебной цели.


Проверка д/з.

Класс разделён на три группы. Определён консультант в каждой группе. Учащиеся представляют по одному чтецу от каждой группы для выразительного чтения наизусть стихотворения Языкова «Пловец».

- Задайте вопросы по стихотворению своим товарищам.

(Например:

- какова тема стихотворения?

- какова основная мысль стихотворения?

-назовите средства выразительности, используемые автором.

- Оцените ответы ваших одноклассников по пятибалльной системе. Будьте объективны.

Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведений и автора.(слайд)

- скажи-ка, дядя, ведь не даром//Москва, спалённая пожаром// Французу отдана? («Бородино»)

- белеет парус одинокий в тумане моря голубом…(«Парус»)

- тучки небесные, вечные странники!... («Тучи»)

- Кто же автор этих стихотворений?

Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов.

- Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте? О ком будет идти речь на уроке?

- Давайте сформулируем тему.

- Итак, тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества»

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в течение этого урока мы должны ответить на вопрос: какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Читают выразительно стихотворение.


Отвечают на вопросы

Комментируют выступление товарищей.

Угадываю произведения и автора


Формулируют тему


Формулируют цель урока




Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.











1)Словарная работа.

Работа в группах. Давайте выясним значение слов

1 группа - мятежный

2 группа - мотив

3 группа - лейтмотив

Выступление групп:

  • Мотив - устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

  • Лейтмотив - основной мотив, главный, ведущий в произведении.

  • Мятежный - неспокойный, бунтующий.

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

  • мотив действия и подвига;

  • мотив странничества;

  • мотив изгнанничества;

  • мотив сна;

  • мотив памяти и забвения;

  • мотив одиночества…


Работают со словарями.





Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Первичное закрепление знаний.


Закрепление изученного материала











Физ. минутка (пауза релаксации)

1)Работа в группах. Чтение статьи учебника (стр.168-170)

Заполните таблицу

Жизненный этап

События

Детство

На Кавказе

Учёба

1828 год, 1830 год

1832 год

- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Ответьте на них.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это птицы летят.

Как они сядут - тоже покажем. Руки сложили назад.

2)Литературная лаборатория. Повторим средства выразительности. Соотнесите средство выразительности и его определение. Проверьте себя


  • Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета

  • Олицетворение - придание неживому предмету свойств живого существа.

  • Инверсия - необычный порядок слов в предложении

3)Чтение учителем стихотворения «Парус»

Работа по вопросам:

  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

  • Какое слово определяет это настроение?

  • Какой мотив является главным в стихотворении?

4) Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»

1 группа - олицетворения

2 группа - эпитеты

3 группа - инверсию

Выступление групп.



Работают со статьёй учебника. Заполняют таблицу.



Отвечают на вопросы.




Выполняют физкультминутку



Работают с терминами







Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.






Работают в группах, находят предложенные средства выразительности.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?

Рефлексия. Продолжите фразу:

  • На уроке я узнал……

  • Осталось непонятным…..

  • Было интересно…..

  • Хотел бы узнать….

Консультанты в каждой группе оценивают работу участников группы. Комментируют оценки.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок


УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


  • Выучить стихотворение «Парус»

  • Проанализировать стихотворение по плану:

  • Какова композиция произведения (каково его построение)?

  • Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении?

  • Каков мотив?

  • Какие чувства вызывает стихотворение?

Ответить на вопросы 1-4, стр. 172

Запись учащимися задания в дневники.



Список использованной литературы:

  1. Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012

  2. Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002

  3. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2013г..

Рабочий лист 1-я группа

Тема урока:______________________________________________________________________

Цель урока:_______________________________________________________________________

Задания для групп.

  1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Языкова «Пловец».

  2. Задайте вопросы выступающим:

- какова тема стихотворения?

- какова основная мысль стихотворения?

-назовите средства выразительности, используемые автором.

  1. Работа со словарём. Выясните по словарю значение слов:

1 группа - мятежный

2 группа - мотив

3 группа - лейтмотив

Основные мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова

  • мотив действия и подвига;

  • мотив странничества;

  • мотив изгнанничества;

  • мотив сна;

  • мотив памяти и забвения;

  • мотив одиночества…

4. Чтение статьи учебника (стр.168-170) Заполните таблицу

Жизненный этап

События

Детство

На Кавказе

Учёба

1828 год, 1830 год


    5.Литературная лаборатория. Соотнесите средство выразительности и его определение.

    Эпитет

    придание неживому предмету свойств живого существа.

    Олицетворение

    необычный порядок слов в предложении

    Инверсия

    образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета

    6. Работа по вопросам:

    • Каким настроением проникнуто стихотворение?

    • Какое слово определяет это настроение?

    • Какой мотив является главным в стихотворении?

    7. Работа в группах. Найдите средства выразительности в стихотворении «Парус»

    1 группа - олицетворения, 2 группа - эпитеты, 3 группа - инверсию

    Итог урока Какие жизненные условия породили мятежность, чувство тоски и одиночества?



    © 2010-2022