Выступление на методическом объединении учителей-предметников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сакмарская сош» Чеботарёва О.Б.

ТЕМА:

«Урок-зачет как средство диагностики учебных достижений учащихся по русскому языку в 5-11 классах».

Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.

Важным звеном процесса обучения русскому языку является контроль диагностики учебных достижений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации контроля, его содержанию. Многие учителя и методисты ведут большую работу по совершенствованию форм и методов контроля. Эта работа всегда связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного филологического образования, она отражает те или иные изменения, которые происходят в системе обучения русскому языку.

В последние годы в теории и практике обучения русскому языку вопрос об использовании зачетной системы в оценке уровня усвоения знаний становится все более актуальным.

Разнообразные формы проверки знаний, умений и навыков влияют на зависимость качества образования.

Задачи:

  • проанализировать теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

  • изучить разные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся на зачетном уроке;

  • определить тематику зачетов в 5, 9, 11 классах;

  • разработать и апробировать зачетные уроки.

Если на уроках русского языка в 5, 9, 11 классах систематически использовать зачетную форму контроля учебных достижений учащихся в данной предметной области, то это положительно скажется на качестве их знаний.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.

Контроль - это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность студента, так и на контроль взаимодействия студентов и педагогов.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности студентов и учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения обычно проверяется и анализируется несколько фактов. К ним относятся качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет.

Зачет - это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Зачеты отличаются от традиционной работы и по системе оценивания, и по характеру проведения. Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Основные положения зачетной системы, выполнение которых делает ее применение наиболее эффективным:

  • зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно;

  • каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты;

  • зачет считается сданным, если ученик выполнил верно, все предложенные ему задачи обязательного уровня;

  • при проведении зачетов задачи обязательного уровня, составляющие собственно содержание зачета, могут дополняться более сложными заданиями.

Для учета выполнения учащимися на зачете обязательных задач учитель ведет специальную ведомость. В ней указываются номера упражнений (или характеристика содержания этих заданий), выполнявшихся учеником, и отмечается знаком «+» верное выполненное задания, знаком «-» - задание, с которым ученик не справился.

Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставиться задача, как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе. Заботясь об устранении перегрузки учащихся, учителю важно заранее предусмотреть в календарно-тематическом планировании на год уроки-зачеты, чтобы они проходили в системе. В каждом классе должно быть не менее четырех зачетов по трудным важным темам курса русского языка.

При проведении зачетных уроков была использована пятибалльная шкала. Характеристика цифровой оценки (отметки) за письменную проверку:

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок не более одного недочета, логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявленных к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота ответа, нераскрытость.

Можно выделить четыре вида зачетов:

  • открытый тематический зачет;

  • закрытый тематический зачет;

  • открытый текущий зачет;

  • закрытый текущий зачет.

С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим законченным по смыслу порциям учебного материала.

В открытом тематическом зачете учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на заданиях обязательного уровня, подчеркивая, что подобные задания необходимо будет решать на зачете.

Как вести подготовку к зачетным урокам и как их проводить? Существует несколько методик проведения уроков-зачётов. Рассмотрим некоторые из них.

Методика, предложенная Кореневой Л.А., включает три этапа:

1). Предварительная подготовка к уроку-зачёту;

2). Проведение урока-зачёта;

3). Подведение итогов и внесение коррективов.

I этап - предварительная подготовка к уроку-зачёту учителя и учащихся.

Подготовительная работа учителя начинается до изучения темы, по которой будет устроен зачёт. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат, который должен быть получен после изучения материала, и, исходя из этого ,чётко определяет цели урока-зачёта, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:

1). Понимание, запоминание, воспроизведение материала;

2). Применение знаний и умений в знакомой ситуации;

3). Применение знаний и умений в новой ситуации.

При отборе вопросов-заданий учитель ориентируется на программные требования. Отбирая вопросы для зачёта, учитель может не использовать имеющиеся в учебниках (в конце темы) вопросы для повторения, а также материалы экзаменационных билетов. При этом среди вопросов для зачёта могут быть обязательные факультативные, что позволит осуществить дифференцированный подход к учащимся.

Подготовка учащихся к зачету начинается на первом вводном уроке по той теме, по которой планируется зачёт. Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачёта, его место и значение в изучении всей темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачёте с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разобрались; знакомит с материалами стенда «Готовимся к зачёту», который вывешивается в кабинете русского языка. На нём - перечень знаний, умений и навыков, вопросы и задания, советы по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы.

Практика показывает, что там, где учитель доводит до сведения учащихся, какие конкретные, определённые цели, поставлены при изучении темы и какие конкретные результаты при этом должны быть достигнуты, создаётся мотивация учения, что организует и дисциплинирует учащихся. Отмечено, что уже одно только объяснение школьникам, с какой целью выполняется то или иное упражнение, делает учение осознанным, повышает интерес к нему.

В ходе изучения темы учитель руководит подготовкой учащихся к зачёту, напоминаем о нём, просит определить, что неясно и что следует доработать, приучает учащихся соотносить свои знания и умения с требуемым уровнем, выявлять пробелы в них, своевременно организует работу учащихся-консультантов, которые оказывают помощь в подготовке к зачёту школьникам, нуждающимся в нём.

На подготовительном этапе большое значение имеет текущая проверка знаний, умений и навыков учащихся. Школьники, получившие положительные оценки за все виды проверочных, самостоятельных работ, за домашние и индивидуальные задания, за ответы на уроках, могут получить зачётную итоговую оценку по теме без дополнительного опроса. А на зачёте они будут выступать в роли помощников-консультантов.

Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформляет стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении некоторых материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме», памяток, справочных карточек для слабоуспевающих учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы и т.д. Если возникает необходимость - они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.

Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «лист учета знаний».

Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же уроке изучения темы школьников ставят в известность о том, что по ней предусмотрено проведение зачета. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков, дает список справочной литературы, которая может быть использована при подготовке к зачету.

Перечень знаний, умений, навыков по изученной теме может быть помещен и на стенде «Готовимся к зачету». Кроме того, на нем могут быть представлены и памятки об оценке ответа, советы и рекомендации по подготовке к зачету, задания и вопросы по теме, образцы ответов, примеры и т.д.

На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.

Каждому ученику может быть предложена памятка, помогающая оценить устный ответ.

План отзыва об устном ответе:

  1. Было ли вступление, удачно ли оно?

  2. Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым?

  3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством проводимых примеров?

  4. Сделано ли обобщение в конце ответа?

  5. В каком стиле дан ответ?

  6. Замечания к ответу, дополнения.

  7. Общее впечатление от ответа.

  8. Полнота и глубина изложения материала.

  9. Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.

  10. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.

  11. Замечания, дополнения.

Использование элементов зачетной системы позволяет обеспечить активность и самостоятельность учащихся на каждом уроке.

В качестве примера рассмотрим возможные основные этапы подготовки и проведения открытого тематического зачета в 5 классе.

Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к ее изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачета из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение учениками каждого задания и итоговые отметки за зачет. Задания готовятся двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых вместе с основными необходимо для получения хорошей или отличной отметки.

Каждому ученику (кроме тех, кто выступает в роли консультантов) готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачета, как правило, на спаренном уроке ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, а затем еще раз разъясняет методику проверки заданий, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяет, в первую очередь, работы учащихся, справившихся с основными заданиям и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается оценка каждого задания выставлением отметок в учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому ученику и подводит общие итоги зачета.

В соответствии с задачами повторения разделов в 6-7 классах семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.



© 2010-2022