Методическая статья в форме эссе «Имя мое - учитель»

"Описание материала: Эссе «Мое имя - учитель» является своеобразным творческим отчетом за пятилетний аттестационный период. В своей статье я раскрываю методическую тему, над которой работаю. Сначала рассуждаю о том, что привело меня в школу, почему я выбрала профессию учителя, а потом делюсь своими наработками. "На уроках применяю элементы новых педагогических технологий: критическое мышление, разноуровневые задания, проектную и поисковую деятельность. Подробно описываю каждый этап урока. У...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.А.Линник,

учитель русского языка и литературы

Дубровинской сш имени С.Г.Гуденко

Мамлютского района

Северо-Казахстанской области


Эссе

«Имя мое - Учитель»


Всякий человек должен учиться и

упражняться в том, в чем хочет

достигнуть успеха.

Сократ

У каждого человека есть свое предназначение на этой земле. И у каждого оно особенное, свое, на мой взгляд, на роду написанное. И каждому нужен свой особый талант. Хлеборобу - денно и нощно хлеб лелеять, егерю - заботиться о здоровье леса, астроному открывать новые тайны Вселенной. Учителю - отдавать кусочек сердца своим ученикам. А перед учителем - филологом стоит и вовсе непростая задача - научить юное поколение не только читать и писать, но и беречь неоценимое богатство наших предков - язык, постоянно постигать его тайны, совершенствовать свои знания, чтобы владеть данным сокровищем и передать его потомкам.

Вижу себя двадцатилетней девушкой, неуверенно входящей в класс. Сколько раз я представляла себе первую встречу со своими учениками?! И вот, наконец-то, она состоялась. «Разрешите представиться. Меня зовут Марина Анатольевна. Я буду вести у вас уроки русского языка и литературы». Разница в возрасте между мной и моими первыми учениками всего семь - девять лет. Первые успехи и первые ошибки… Но я поняла тогда самое главное: мне действительно нравится работать с детьми, а школа стала частью моей жизни. Я ощутила на себе всю сложность и прелесть этой важной и нужной профессии. Первые уроки были самыми трудными, но и самыми незабываемыми… Именно тогда я узнала, что дети - благодарные и бескорыстные собеседники, с кем всегда интересно, что именно им я хочу посвятить свою жизнь.

И так пролетели год за годом 17 лет… Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

Мне доверены детские сердца, и я веду по ступенькам взросления будущего инженера или врача, машиниста или юриста, комбайнера или строителя. Я формирую фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. А значит, я работаю на завтрашний день, воспитывая человека своей страны, своего государства.

«Изумление человеком - вот, что должно стать красной нитью всего школьного воспитания», - отмечал В.Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми. Стараюсь, насколько возможно, сделать каждый урок интересным, удивительным, развивать творческую активность моих учеников, самостоятельность, формируя ключевые компетенции школьников. Ведь я - педагог по призванию, стараюсь выполнять своё дело не только честно, но и вдохновенно, творчески, с глубокой заинтересованностью в своей работе.

Годы работы в школе многому научили меня: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к себе. Я часто задаю себе вопрос: что должно быть главным для учителя? И все больше убеждаюсь в том, что главное для учителя - научить детей верить в себя, научить их делать правильный выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий. Поэтому я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца. А на уроке творец - это учитель. «Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности учащихся» - такова методическая тема, над которой я работаю.

На своих уроках применяю различные способы активизации познавательной деятельности:

  1. Необычное начало урока. Очень важно создать в классе положительный эмоциональный настрой. Предлагаю учащимся поиграть в детективов и самим назвать тему урока (например, при изучении темы «Местоимение как часть речи»). Обязательно к каждому уроку подбираю эпиграф.

  2. Организацию повторения провожу с помощью составления кластера (например, при изучении творчества А.С.Пушкина), а также чаще деления класса на группы. Пятиклассники получают карточки со словами и называют определения к ним. Так формируются группы «Синонимы», «Паронимы», «Омонимы». Учащиеся 9 класса делятся на группы сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных.

  3. Далее организую работу в группах. Учащиеся самостоятельно добывают знания: прослушивают видеоурок и заполняют технологическую карту; составляют кластер по материалу учебника и защищают свой мини-проект. Такая работа проводится очень часто и нравится ребятам. Они успешно с ней справляются.

  4. Уделяю особое внимание межпредметным связям литературы и истории, географии и русского языка и т.д.

  5. Мои уроки зачастую превращаются в путешествия, заочную экскурсию, нравственную проповедь, лингвистическую игру и т.д. Каждый урок - это урок-исследование, приобретения нового с опорой на знания, полученные ранее.

  6. Этап контроля знаний, умений и навыков проводится с помощью тестовых заданий, экспресс-викторины, упражнений различного уровня сложности. Обязательно применяю дифференцированные задания.

  7. На практике использую современные технологии проблемного обучения, проектной деятельности, разноуровневого обучения, ИКТ. Как учитель-практик внедряю элементы технологии развития критического мышления. Данная технология очень эффективна в процессе обучения, с помощью ее применения дети учатся мыслить творчески, развивается воображение, работает мыслительная деятельность, учащиеся учатся анализировать, сравнивать и добывать качественные знания. Планирую глубже изучить основу этой технологии для дальнейшего внедрения в учебный процесс.

  8. Приём взаимоопроса и взаимообучения я провожу при проверке домашнего задания или при первичном закреплении нового материала. Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем мне, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работу организую в парах, но обязательно фиксирую правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Дети учатся слушать друг друга, быть терпимее и объективнее.

  9. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной. В 5 классе мы составляем общий синквейн. А девятиклассники справляются самостоятельно. Заслушиваю варианты синквейнов по желанию учеников.

  10. Обязательно комментирую домашнее задание. Разноуровневые задания даю на выбор самих учащихся: 1 уровень - записать правило в тетрадь-помощницу и выучить, выполнить упражнение; 2 уровень - выполнить грамматическое задание к упражнению; 3 уровень - найти примеры на данное правило в художественных произведениях.

  11. Прием «Закончи предложение» использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.Рефлексия заключается в наборе вопросов, которые задаю в конце урока. Набор рефлексивных вопросов, которые я задаю ученикам:

- Что показалось вам сегодня трудным или интересным?

- Что в изученном сегодня для вас самое главное?

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

В своей работе использую следующий диагностический инструментарий результативности обучаемых: анкетирование, тестирование, систему разноуровневых заданий, творческих работ, использование вариантов ЕНТ по русскому языку в 9 - 11 классах, различные виды диктантов и творческих работ, стимулирующих у учащихся повышение качества знаний, интереса к предмету.

Преподавание - процесс творческий: обучая, учитель выражает себя - передает свои знания, свои взгляд на вещи, свои чувства, организует процесс познания. Он - творец. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.

Веду в школе факультатив «Юный этнограф» в 5 классе. Мы изучаем с ребятами обычаи и традиции казаков. Наше село Дубровное образовано 260 лет назад как казачий поселок, приписанный к станице Становой. Дети с удовольствием находят материал, готовят мини-проекты, приносят на занятия песни, записывают воспоминания старожилов села. Результатом деятельности стало выступление на районном смотре художественной самодеятельности со «Страничкой из жизни Дубровинского казачества», а также публикация статьи в районной газете «Знамя труда». В дальнейшем планирую выпустить методическое пособие по данной теме.

Провожу внеклассную работу по предмету: вместе с учащимися принимаю участие в неделях русского языка и литературы, которые ежегодно проходят в школе, провожу лингвистические игры по предмету, заседания литературного кафе, турниры юных фольклористов и ораторов, интеллектуальные шоу-программы. Опыт работы по вопросу «Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе» обобщен на районном методическом объединении. Совместно с моим учителем, коллегой и наставником Виноградовой Л.П. выпущен сборник «Калейдоскоп занимательных мероприятий по русскому языку и литературе».

Работа нашей творческой группы учителей русского языка и литературы началась в 2007 году с выхода первого номера школьной газеты «FOREVER!-НАВСЕГДА!». На протяжении 6 лет мы с Ларисой Петровной подготовили несколько выпусков школьной газеты, творческие работы наших юнкоров успешно печатаются в районной газете «Знамя труда», ребята участвовали в областном фестивале-конкурсе «Жас қаламгер» (2009, 2011, 2013 г.) Наша газета признана одной из лучших в области. В конкурсе детских пресс-центров школьная газета «FOREVER!-НАВСЕГДА!» заняла 1 место в области и направлена для участия в Республику. Ребята учатся писать не только сочинения, статьи, очерки, но и занимаются краеведческой работой: откликаются на все новое и интересное, собирают материал о ветеранах войны и труда, о знаменательных событиях из жизни села и трудовой биографии тех, кто рядом с ними живет и трудится.

Мои ученики принимают участие и являются победителями в районных, областных, республиканских и международных конкурсах, олимпиадах, чтениях по русскому языку и литературе. Иванова Ирина защитила научный проект «СМС как средство коммуникации в современной лингвистике» и отмечена грамотой за 2 место. Она же призер областной полиязыковой олимпиады, районного конкурса сочинений, посвященного Дню Первого Президента. Неоднократным победителем конкурса сочинений является Анастасия Кобец, Ирина Давыдова. Самой большой своей победой считаю Благодарственное письмо из дома-музея Ясной Поляны Маслий Наталье и Сусловой Ольге за участие в международном творческом конкурсе «Толстой и Казахстан», посвященном 150-летию поездки Л.Н.Толстого в Казахстан. Ребятам интересно и увлекательно принимать участие в конкурсах, находить материал, искать и оформлять работы. Они видят результат своего труда, их успехи радуют меня как педагога, а также радуются достижениям своих детей родители. Победы вдохновляют учащихся на новые открытия, им хочется еще совершенствоваться и идти вперед, не останавливаясь на достигнутом.

Я принимаю активное участие в работе школьного и районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Выступаюс докладами, обмениваюсь опытом работы «Разноуровневое обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка», «Метод проектов как средство развития творческих и познавательных интересов учащихся». Даю открытые уроки не только для учителей школы, но и для учителей русского языка и литературы в рамках районного методического объединения. Свои методические разработки уроков, мероприятий размещаю на интернет-сайтах, публикую в республиканских научно-методических журналах «Русский язык в школах и вузах Казахстана», «Внеклассная работа в школе». Богатый методический материал из опыта работы коллеги смогут найти на нашем школьном сайте:dubrovnoe.school.sko

Постоянно совершенствую свой профессиональный уровень. В 2010 году принимала участие в международной конференции «Малокомплектная школа: проблемы, решения, перспективы». В 2011 году прошла курсы при ИПК и ППК СКО по теме «Педагогические аспекты подготовки учителей новой формации в условиях перехода на 12-летнее образование»». В 2013 году участвовала в районном и областном этапах Первых Республиканских педагогических чтениях «Профессиональный рост работников образования как условие обеспечения нового качества образования». В этом учебном году утверждена на трехуровневые курсы на второй уровень.

Мы живем в 21веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в педагогической традиции нашей страны. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, форм, методов.

За профессионализм, успехи, достигнутые в системе образования, отмечена благодарственными письмами акима района, почетной грамотой Управления образования и РОО.

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах. Я счастлива, что имя мое - Учитель и мне доверены сердца детей.Отдавать, дарить, не требуя взамен благодарности, намного легче и приятнее, чем просто брать. Для меня «учитель» - не профессия, не работа.… Для меня быть учителем - это и значит жить. Мне нравится смотреть в глаза детей и находить в этом радость и удовлетворение. Школа - моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства.


6


© 2010-2022